войти
опубликовать

Николай
Иванович Бачинин

Россия • 1921−1994

Биография и информация

Член Союза Художников СССР (России) с 1948 года. Живописец.

Жил в г. Омске. Занимался в изостудии Дворца пионеров и Дома народного творчества (1934–1938). Учился в Омском художественно-педагогическом училище (1938–1940, не окончил) у М.К. Легчилова и А.И. Козлова. Работал в товариществе «Художник» (г. Омск). Учился во Всероссийской Академии художеств в г. Санкт-Петербурге (1943–1946, не окончил) у профессоров М.Д. Бернштейна, П.П. Белоусова, Б.А. Фогель. Участник выставок с 1943 года. Вернулся в Омск. За работу «Ночь на Оми», которая экспонировалась на Сибирской межобластной выставке (Новосибирск, 1947), был награжден дипломом и путевкой в Москву, в студию повышения квалификации (1948). С 1950 года жил в Кемерово. Ежегодно, с весны по осень, проживал в деревне Симоново Крапивинского района Кемеровской области, где писал пейзажи. Николай Иванович работал преимущественно в жанре пейзажа. Именно природу он считал олицетворением гармонии мира. В своих работах художник преодолевает сиюминутность впечатлений. Композиции его произведений продуманно конструктивны, цвет, как правило, нежен, построен на тонких оттенках светлых тонов, краска кладется ровным, сглаженным слоем. Тающие один в другом цвета порождают поэтическую просветленность ощущений. Глубина чувства русской природы, переходящая в философское размышление о смысле человеческого существования, роднит художника с большой традицией русской школы пейзажа.

Работы Николая Ивановича по своему настроению лиричны. Его картины созданы на основе множества реальных впечатлений, таким образом, они воспроизводят полный, обобщенный образ окружающего мира. Удивительное сочетание непосредственной увлеченности натурой и вместе с тем продуманной конструктивности – характерное свойство работ Н.И. Бачинина. Кажется, что он легко и радостно пишет свои полотна, интуитивно открывая законы, на которых основан мир природы – мир чистоты и ясности. Земля поэтически воспринимается художником как идеально гармоничное пространство, где природа, люди, животные живут в радостном единении.

Мотивы пейзажей Николая Ивановича преимущественно кузбасские – Томь, ее берега, Барзас, Шория. Словно под крылом самолета, мы видим древний лик земли со складками гор, холмами, излучиной реки и приметами нового – возделанными полями, проложенными дорогами, кубиками домов, движением на трассах. Воздухом, светом, динамикой пронизаны бесконечные просторы. Среди способов композиционного решения образа в работах нужно отметить и прием изображения предмета вплотную к зрителю. Художник заставляет внимательно всмотреться во взятые крупным планом травы, цветущие кусты, ветки, окна избы, чтобы за частностью увидеть большое бытие мира, где любовное созерцание детали перерастает в рассуждение о смысле жизни.

Потрясающее владение тоном – основа живописной силы пейзажей Николая Ивановича. Излюбленная гамма – холодная, нежная, тонкая. Она определяет построение пространства, передачу воздуха, света. Искусство владения тональной системой живописи также сближает художника с традицией русского пейзажа.

Ежегодно в Кузбассе лучшему живописцу вручается премия имени Николая Ивановича Бачинина.

Творческие поездки: по городам и районам Кузбасса: Ленинск-Кузнецкий, Белово, Анжеро-Судженск, Новокузнецк, Междуреченск, Березовск, Крапивино, Барзас, Верхотомка, Салтымаково (1950–1956 гг.); Горная Шория (1957 г.); Дом творчества «Академическая дача» им. И.Е. Репина (1958 г.); оз. Байкал (1959 г.); Западные Саяны (1965 г.).