Регистрация
Джозеф Райт
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Джозеф Райт (Joseph Wright) (по прозвищу «Райт из Дерби») (1734−1797), английский художник, мастер световых эффектов, пионер индустриальной темы в изобразительном искусстве.

Родился в Дерби 3 сентября 1734 года. Учился портретной живописи у Т. Хадсона в Лондоне (1751−1753 и 1756−1757). Работал в Дерби, а в 1775—1777 годах — в Бате; в 1773—1775 годах посетил Италию.

Атмосфера труда и научного поиска воссоздавалась Райтом с тонкими световыми эффектами; действие его картин, как правило, разворачивается ночью, озаряемое светом луны или свечи, которые символизируют «свет разума». Среди его типических работ — «Лекция о солнечной системе» (около 1763−1765, Художественная галерея, Дерби), «Опыт с воздушным насосом» (1768, Галерея Тейт Бритейн, Лондон), «Кузница» (1773, Эрмитаж, Петербург).

Создавал и предромантические пейзажи, («Иллюминация замка Сант Анджело в Риме», там же; «Извержение Везувия», Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; обе картины — около 1775).

Умер Райт в Дерби 29 августа 1797 года.

В 1751—1753 и в 1756—1757 он учился в мастерской Томаса Хадсона. Ранние портреты (до 1760) исполнены Райтом в манере своего учителя («Портрет мисс Кеттон», Сант-Луис, Миссури, Гор. художественная гал.; «Портрет Томаса Беннета», Дерби, музей). В 1760—1773, период его творческих исканий, художник живет в Дерби; он интересуется необычными световыми эффектами, моделирующими пространство и восходящими к искусству ут- рехтских караваджистов. В Дерби он знакомится с мастером по керамике Джошуа Веджвудом и химиком Джозефом Пристли, способствовавших развитию индустриальной революции, и присутствует при их экспериментах. Картины «Планетарий» (1766, Дерби, музей; вариант — Нью-Хэвен, Йельский центр Британского искусства) и «Испытание насоса» (1768, Лондон, гал. Тейт) отражают интерес жителей Средней Англии к научным изысканиям. Этот новый жанр живописи, блестящей иллюстрацией которого являются произведения Райта, был назван Дидро «серьезным жанром». Художник писал также портреты («Портрет супругов Томас Колтман», ок. 1770−1772, Лондон, Нац. гал.) и композиции на исторические сюжеты. В картине «Мираван, открывающий гробницу своих предков» готические элементы сочетаются с неоклассицистическими, а сама композиция по своему странному характеру близка атмосфере романов А.Радклифф. Во время итальянского путешествия (1773) Райт пишет различные, впечатлившие его виды («Везувий», 1774, Дерби, музей; 1778, Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; «Иллюминация Замка св. Ангела» (1774, Дерби, музей; 1774−1775, Бирмингем, Гор. музей; 1775−1778, Ливерпуль, гал. Уокер; 1778−1779, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж); эти темы вдохновляли художника и по возвращении в Англию (1775). Он изображает эффекты лунного света, чем-то напоминающие произведения Берне, однако трактует их, скорее, с позиции ученого, наблюдающего физическое явление, нежели романтика. В 1775 Райт уезжает в Бат, где тщетно пытается привлечь клиентуру Томаса Гейнсборо и, в 1777, возвращается в Дерби. Начиная с этого времени были написаны некоторые его лучшие портреты («Портрет сэра Брука Бутби», 1781, Лондон, гал. Тейт; «Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком», 1780−1782, Дерби, музей; «Портрет Томаса Гисборна с женой», 1786, Нью-Хейвен, Иельский центр Британского искусства). С 1778 произведения Райта выставляются в Кор. Академии, членом которой он становится в 1781. В 1784 он пишет «Коринфскую девушку» (там же); выбор этой темы, развитой в поэме Хэйли, свидетельствует о том, что источником вдохновения для Райта была современная литература. Он более не покидал Дерби вплоть до самой смерти, исполняя портреты, пейзажи графства Дербишир, исторические композиции и произведения, навеянные воспоминаниями об Италии («Озеро Неми», Париж, Лувр). Он остался провинциальным художником, но в лучшем смысле этого слова; благодаря его глубоко оригинальной манере, в которой сочетались элементы готики и неоклассицизма, его интересу к научным исследованиям и к современной литературе, он явился одним из предшественников романтического искусства. Творческое наследие Райта представлено главным образом в Иельском центре Британского искусства в Нью-Хэвене («Автопортрет», 1768; «Кузница», 1771; «Портрет доктора Ричарда Райта», 1785−1787; «Сцена в тюрьме», 1787−1790; «Итальянский пейзаж», 1790; «Вид озера Неми на закате», ок. 1790), в Уодсворт Атенеум в Хартфорде («Старик и смерть», ок. 1773), в гал. Тейт в Лондоне («Портрет Томаса Стенифорта», 1769; «Маяк в Тоскане», 1789) и в музее Дерби («Портрет Томаса Борроу», ок. 1762- 1763; «Автопортрет», 1767−1770; «Портрет Сары Карвер с дочерью», 1769−1770; «Отшельник, изучающий скелет», ок. 1771−1773; «Алхимик, открывающий фосфор», 1771−1795; «Портрет Самуэля Уорда», ок. 1782−1783; «Индийская вдова», 1783−1785; «Вид Тиволи», 1783−1786; «Пейзаж с радугой», 1794−1795). В музее Дерби находится также значительное собрание рисунков и акварелей (в особенности, этюды с антиков и пейзажи). В 1990 в Лондоне (гал. Тейт), Париже (Гран Пале) и Нью-Йорке (музей Метрополитен) прошли ретроспективные выставки работ Райта.

Читать дальше

Работы художника
всего 18 работ
Джозеф Райт. В кузнице
0
В кузнице
1772, 132×122 см
Джозеф Райт. Опыт над птицей в воздушном насосе
0
Опыт над птицей в воздушном насосе
1768, 244×183 см
Джозеф Райт. Вечерний грот
0
Вечерний грот
1774, 127×101 см
Джозеф Райт. Извержение Везувия
0
Извержение Везувия
1774, 47×32 см
Джозеф Райт. Вид озера Неми на закате
0
Вид озера Неми на закате
128×105 см
Джозеф Райт. Вид снаружи
0
Вид снаружи
Джозеф Райт. Замок Ангела
0
Замок Ангела
Джозеф Райт. Мираван разламывает гробницу своих предков
0
Мираван разламывает гробницу своих предков
Джозеф Райт. Портрет миссис Эбни
0
Портрет миссис Эбни
Посмотреть все 18 работ художника
HELP