Регистрация
Василий Иванович Суриков
Василий Иванович
 Суриков
Россия 1848−1916
Подписаться224                
Подписаться224                
Биография и информация
 
Суриков Василий Иванович (12 (24) января 1848 год, Красноярск — 6 (19) марта 1916 год, Москва) — русский художник, мастер исторической живописи. Картины Василия Сурикова оживили мир ушедших эпох русской истории. Мастерство Сурикова как тонкого колориста и великолепно владеющего композицией художника (приятели даже называли его «композитором») сделало его одной из главных фигур отечественной живописи. Более 25 лет он состоял в Товариществе передвижных выставок.
Особенности творчества художника Василия Сурикова: полифоническая, всегда тщательно выверенная композиция; виртуозное умение писать скопление народа, при этом каждый персонаж индивидуален; тонкое чувство цвета и продуманная колористика картин; обращение к русской истории, воссоздание исторических ситуаций.
Известные картины Василия Сурикова: «Утро Стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове», «Взятие снежного городка».

Василий Суриков умел говорить «нет». Он отказался от пенсионерской поездки за счет Академии художеств в Европу (правда, предложенной ему не сразу после выпуска, а спустя полгода), предпочтя заниматься росписью храма Христа Спасителя. Европа от него никуда не делась, но сначала Суриков захотел обрести финансовую независимость (она началась с того, что картину Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» Павел Третьяков купил за 8 тысяч, огромные по тем временам деньги). Трижды отказывался от преподавания в Академии художеств и Московском училище живописи, зодчества и ваяния. И есть история, что зачастившего «поговорить о смерти» с его умирающей женой Льва Толстого Суриков спустил с лестницы.

Василий Суриков родился в Красноярске и всю жизнь чрезвычайно гордился своей принадлежностью к старинным казачьим родам. После смерти отца семья оказалась в стесненном материальном положении. Активное участие в его дальнейшем образовании приняли енисейский губернатор Павел Замятин и сибирский золотопромышленник Петр Кузнецов. Кузнецов оценил картины Василия Сурикова и взял на себя все расходы по обучению и проживанию его в Петербурге.

Дальше всё развивалось стремительно: Общество поощрения художеств, Академия, медали, завоеванные картинами художника; Суриков — претендент на Большую золотую медаль, но не получает ее, а после и сам отказывается от пенсионерской поездки.

Первой большой работой художника Сурикова по завершении обучения стала не картина, а фрески в храме Христа Спасителя. Это же позволило ему найти свое место в географическом смысле — Суриков остался в Москве, этот город был ему по-настоящему близок, здесь написаны самые знаменитые картины художника. Здесь он нашел свою единственную любовь: жена Елизавета Шаре родила ему двух дочерей (старшая впоследствии вышла замуж за художника Петра Кончаловского). Преждевременная смерть жены стала для Сурикова настоящей трагедией, два года он не брал в руки кисть, и лишь в поездка в родной Красноярск подарила утраченное вдохновение: картина Василия Сурикова «Взятие снежного городка» — словно фото его собственного беззаботного детства.

Вернувшись в Москву, Суриков начал много путешествовать, продолжал активно работать и даже не успел воплотить все задумки. Похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с женой.

На портале Артхив можно посмотреть репродукции (фото) картин Василия Сурикова в высоком разрешении.

Автор: Алена Эсаулова
Читать дальше
Работы понравились
rara
Михаил Булах
Yae Tef
+56

Лента
Римский карнавал

Римский карнавал, Брюллов, Айвазовский и похороны Кипренского


«— О Кипренском, — Карл Павлович на мгновение затихает и затем, вдруг просветлев лицом, поднимается на ноги. — Хотите, я расскажу вам, любезный Ваня, Иван Константинович, как в Риме провожали нашего дорогого Ореста Адамовича? — Он лукаво заглядывает в лицо окончательно сбитого с толка молодого человека, а тут есть от чего растеряться, Кипренский-то помер в Риме, а Карл Павлович сидит в Петербурге, никаких похорон видом не видывал, а еще и рвется рассказывать. Очевидец — тоже мне!

Но Брюллова уже не остановить:

— Видите ли, дорогой мой Иван Константинович, мне не обязательно видеть похороны Кипренского, чтобы поведать в деталях, как они проходили, потому что в то время, когда мой друг отдал Богу душу, в Риме праздновали карнавал. А значит, его покрытый черным покрывалом гроб должен был двигаться через толпу разодетых в костюмы и маски людей. Представьте: гитары, флейты, волынки, мандолины и все варианты барабанов, плюс колокольчики, браслеты на руках и ногах танцовщиц, трескучие кастаньеты… все звенит, бренчит, вот прямо тут под окном танцует прехорошенькая цыганочка, а в нескольких метрах от нее бьет каблуками черная как головешка испанка в красной юбке с воланами и цветком в смоляных волосах. Над площадью протянут канат, по которому ходит мальчик-жонглер. Разноцветные шары, нет, горящие факелы летят в небо.

Огненные колеса плюются золотыми искрами, вино льется рекой. Маски, веера, потешные бои, огромные куклы, и среди всего этого плывет черный гроб с белым крестом. Вот кто-то налетел спиной на идущих впереди носильщиков, гроб покачнулся, изменил траекторию движения, но все же удержался, когда его пихнули теперь уже в хвост. Со всех сторон напирают жонглеры и шуты, визжат одетые герцогинями девки, горделивые испанцы, а если еще точнее, люди в испанских костюмах затевают потешную дуэль на шпагах, отчего несущие гроб художники вынуждены посторониться, резко взяв в сторону. Гроб прижимается к домам, кто-то обливает его вином, тут же откуда-то сверху из окна или, скорее всего, с деревянных подмостков падает хохочущая шлюха, гроб косится и наконец падает на мощеную мостовую, раскрывается и бледный, но живой Кипренский хватает пытающуюся ускользнуть негодяйку за юбку…

Нет, пожалуй, это уже перебор. Брюллов надевает просторную куртку, и больше уже ничего не рассказывая и не пытаясь сдерживать слез, идет работать».

(Юлия Андреева. «Айавзовский»)
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Портрет художника В. И. Сурикова
24 января 1848 года родился Василий Суриков.

«Я видел его только мельком, – вспоминал о нём Илья Репин, – и мне очень врезались его выразительные глаза; я был не прочь с ним познакомиться. Но однажды, встретившись со мною в коридоре Академии художеств, он взглянул мне так холодно в упор, что я сразу охладел к нему. Я уже тогда написал "Бурлаков" и "Дочь Иаира", и явно демонстративный взгляд мне, столь известному тогда не только в академическом коридоре, но и дальше его, показался обидным. Но, кажется, он малоинтеллигентен, подумал я для успокоения своего любопытства к восходящей новой звезде, и сам не искал с ним знакомства.
Знакомство это состоялось только в 1877 году в Москве.
Уже после своего академического пенсионерства я, поселившись в Москве, был в храме Христа Спасителя, где и Суриков писал на стенах большие образа-картины.
Здесь с первых же слов мы почувствовали себя родственниками – кстати, и жили недалеко друг от друга, в Хамовниках. Я упросил Сурикова позировать мне для портрета, он согласился, и мы стали видеться очень часто. Работы в храме он уже кончил, и сейчас же на Зубовском бульваре, в небольшой комнате (самой большой в его квартирке), он начал "Казнь стрельцов". Тогда еще не было пряток друг от друга со своими работами: они стояли на мольберте всегда открытыми, и авторы очень любили выслушивать замечания товарищей.
Все подробности обсуждались до того, что даже мы рекомендовали друг другу интересные модели...
С большой заботой, до назойливости, я критиковал всякую черту в картине; и, поразившись сходством намеченного им в своей картине одного стрельца, сидящего на телеге с зажженной свечой в руке, я уговорил Сурикова поехать со мною на Ваганьковское кладбище, где один могильщик был чудо-тип. Суриков не разочаровался. Кузьма долго позировал ему , и Суриков при имени Кузьмы, даже впоследствии, всегда с чувством загорался от его серых глаз, коршуничьего носа и откинутого лба.
С Суриковым мне всегда было интересно и весело. Он горячо любил искусство, вечно горел им, и этот огонь грел кругом его и холодную квартирушку, и пустые его комнаты, в которых, бывало: сундук, два сломанных стула, вечно с продырявленными соломенными местами для сиденья, и валяющаяся на полу палитра, маленькая, весьма скупо замаранная масляными красочками, тут же валявшимися в тощих тюбиках. Нельзя было поверить, что в этой бедной квартирке писались такие глубокие по полноте замыслов картины, с таким богатым колоритом.
Не могу не вспомнить опять, что в то время нас обогревало великое солнце жизни – Лев Толстой. Он часто захаживал то ко мне, то к нему. И я, еще со Смоленского бульвара, завидев издали фигуру Сурикова, идущего навстречу мне, в условленное время – вижу и угадываю: "он был".
– Ах, что он сегодня мне говорил!.. – кричит Василий Иванович. И начинался тут бесконечный обмен всех тех черточек великого творца жизни. Он невзначай бросает их, глядя на работы еще малоопытных художников. Он чувствовал, что сердца их прыгали от счастья, почуяв, как живую, трепещущую частицу их единственных наблюдений проницательного знатока жизни, и это его располагало не скупиться.
Да и у Сурикова было много страсти к искусству. Нельзя было не пожалеть об его не крепком рисунке, о слабой форме. Я даже затеял у себя натурные классы10 -- один раз в неделю, по вечерам, приходили из Училища живописи натурщики. Все же лучше, чем ничего. Суриков сам не соберется одолевать скуку изучения. Но он ко мне не часто приходил на эту скуку. Как жаль, а ведь я, главным образом, имел его в виду...
Ах, школу надо одолевать в юности, чем раньше, тем лучше, как язык... А когда голова художника полна небывалыми образами, когда сердце его охвачено потрясающими страстями прошлой жизни, тогда уже нет сил удержаться на изучении вообще».
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 262 работы
Василий Иванович Суриков. Голова молодого казака
2
Голова молодого казака
1905, 35×56 см
Василий Иванович Суриков. Завоевание Сибири Ермаком
3
Завоевание Сибири Ермаком
103×53 см
Василий Иванович Суриков. Юродивый на коленях
0
Юродивый на коленях
41×50 см
Василий Иванович Суриков. Пейзаж с фигурой брата
0
Пейзаж с фигурой брата
Василий Иванович Суриков. Табун лошадей в Барбинской степи
0
Табун лошадей в Барбинской степи
61×33 см
Василий Иванович Суриков. С гитарой
2
С гитарой
1882, 24×34 см
Василий Иванович Суриков. Портрет генералиссимуса Александра Васильевича Суворова
2
Портрет генералиссимуса Александра Васильевича Суворова
1907, 44×54 см
Василий Иванович Суриков. Сибирская красавица. Портрет Екатерины Александровны Рачковской
2
Сибирская красавица. Портрет Екатерины Александровны Рачковской
1891, 39×50 см
Василий Иванович Суриков. Портрет Натальи Федоровны Матвеевой
0
Портрет Натальи Федоровны Матвеевой
1909, 74×92 см
Посмотреть 263 работы художника
HELP