войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Василий Иванович
Суриков

Россия • 1848−1916
Суриков Василий Иванович (12 (24) января 1848 год, Красноярск — 6 (19) марта 1916 год, Москва) - русский художник, мастер исторической живописи. Картины Василия Сурикова оживили мир ушедших эпох русской истории. Мастерство Сурикова как тонкого колориста и великолепно владеющего композицией художника (приятели даже называли его «композитором») сделало его одной из главных фигур отечественной живописи. Более 25 лет он состоял в Товариществе передвижных выставок.

Особенности творчества художника Василия Сурикова: полифоническая, всегда тщательно выверенная композиция; виртуозное умение писать скопление народа, при этом каждый персонаж индивидуален; тонкое чувство цвета и продуманная колористика картин; обращение к русской истории, воссоздание исторических ситуаций.
Известные картины Василия Сурикова: «Утро Стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове», «Взятие снежного городка».

Василий Суриков умел говорить «нет». Он отказался от пенсионерской поездки за счет Академии художеств в Европу (правда, предложенной ему не сразу после выпуска, а спустя полгода), предпочтя заниматься росписью храма Христа Спасителя. Европа от него никуда не делась, но сначала Суриков захотел обрести финансовую независимость (она началась с того, что картину Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» Павел Третьяков купил за 8 тысяч, огромные по тем временам деньги). Трижды отказывался от преподавания в Академии художеств и Московском училище живописи, зодчества и ваяния. И есть история, что зачастившего «поговорить о смерти» с его умирающей женой Льва Толстого Суриков спустил с лестницы.

Василий Суриков родился в Красноярске и всю жизнь чрезвычайно гордился своей принадлежностью к старинным казачьим родам. Двоюродный брат его деда по отцовской линии, Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского казачьего полка, в его честь назвали один из островов на Енисее. Мать Сурикова, Прасковья Фёдоровна Торгошина, также происходила из казачьего рода. Отец художника, Иван Васильевич Суриков, служил коллежским регистратором. Он рано ушел из жизни – маленькому Васе исполнилось всего 11 лет. После смерти отца семья оказалась в стесненном материальном положении. Активное участие в его дальнейшем образовании приняли енисейский губернатор Павел Замятин и сибирский золотопромышленник Петр Кузнецов. Кузнецов оценил картины Василия Сурикова и взял на себя все расходы по обучению и проживанию его в Петербурге.

Суриков приехал в Санкт-Петербург в начале 1869 года. С первого раза в Академию ему поступить не удалось, но юноша не отчаивался и начал заниматься в рисовальной школе Общества поощрения художников. Осенью Суриков стал вольнослушателем Академии художеств, а год спустя был зачислен в воспитанники и попал в класс Павла Чистякова. Его талант неоднократно был отмечен руководством Академии – Сурикова четыре раза удостаивали серебряной медалью и премировали деньгами. Однако Большая золотая медаль все никак не давалась, а позже Суриков сам отказался от пенсионерской поездки.

Первой большой работой художника Сурикова по завершении обучения стала не картина, а фрески в храме Христа Спасителя. Это же позволило ему найти свое место в географическом смысле – Суриков остался в Москве, этот город был ему по-настоящему близок, здесь написаны самые знаменитые картины художника. Здесь он нашел свою единственную любовь: жена Елизавета Шаре родила ему двух дочерей (старшая впоследствии вышла замуж за художника Петра Кончаловского). Преждевременная смерть жены стала для Сурикова настоящей трагедией, два года он не брал в руки кисть, и лишь в поездка в родной Красноярск подарила утраченное вдохновение: картина Василия Сурикова «Взятие снежного городка» – словно фото его собственного беззаботного детства.

Большое влияние на творчество Сурикова оказала музыка – как в прямом, так и в переносном смысле. Еще в Академии ему дали очень музыкальное прозвище – «композитор», за мастерские композиции картин. Суриков очень любил оперу, играл на гитаре. Среди немногочисленных портретов, созданных художником – портреты его друга и учителя музыки , гитариста Федора Пелецкого.

Вернувшись в Москву, Суриков продолжал активно работать. В 1881 году он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. В рамках сотрудничества с «передвижниками» Суриков демонстрировал на выставках Товарищества свои знаменитые картины , в частности полотно «Меншиков в Березове», которое приобрел Павел Третьяков для своей коллекции. На вырученные деньги Суриков наконец-то посетил Европу, побывал в музеях Италии и Франции, Германии и Австрии.

По возвращению Суриков приступил к работе над «Боярыней Морозовой», которую критики восприняли далеко неоднозначно. За ней последовали исторические полотна «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин». В 1893 году труды Василия Сурикова были высоко оценены художественным сообществом – он стал действительным членом петербургской Академии художеств. В 1907 году Суриков оставил «передвижников» и вошел в ряды Союза русских художников.

Несколько лет спустя при непосредственном участии Василия Сурикова в его любимом Красноярске была открыта школа рисования. Здесь, в городе своей юности, он написал несколько работ, запечатлевших достопримечательности Красноярска и прекрасного Енисея.

Художник скончался в 1916 году от болезни сердца. Василий Суриков похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище рядом с женой.

На портале Артхив можно посмотреть репродукции (фото) картин Василия Сурикова в высоком разрешении.

Автор: Алена Эсаулова
Перейти к биографии