school_banner
Регистрация
Василий Иванович Суриков
Василий Иванович
 Суриков
Россия 1848−1916
Подписаться256                
Подписаться256                
Биография и информация
 
Суриков Василий Иванович (12 (24) января 1848 год, Красноярск — 6 (19) марта 1916 год, Москва) — русский художник, мастер исторической живописи. Картины Василия Сурикова оживили мир ушедших эпох русской истории. Мастерство Сурикова как тонкого колориста и великолепно владеющего композицией художника (приятели даже называли его «композитором») сделало его одной из главных фигур отечественной живописи. Более 25 лет он состоял в Товариществе передвижных выставок.
Особенности творчества художника Василия Сурикова: полифоническая, всегда тщательно выверенная композиция; виртуозное умение писать скопление народа, при этом каждый персонаж индивидуален; тонкое чувство цвета и продуманная колористика картин; обращение к русской истории, воссоздание исторических ситуаций.
Известные картины Василия Сурикова: «Утро Стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове», «Взятие снежного городка».

Василий Суриков умел говорить «нет». Он отказался от пенсионерской поездки за счет Академии художеств в Европу (правда, предложенной ему не сразу после выпуска, а спустя полгода), предпочтя заниматься росписью храма Христа Спасителя. Европа от него никуда не делась, но сначала Суриков захотел обрести финансовую независимость (она началась с того, что картину Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» Павел Третьяков купил за 8 тысяч, огромные по тем временам деньги). Трижды отказывался от преподавания в Академии художеств и Московском училище живописи, зодчества и ваяния. И есть история, что зачастившего «поговорить о смерти» с его умирающей женой Льва Толстого Суриков спустил с лестницы.

Василий Суриков родился в Красноярске и всю жизнь чрезвычайно гордился своей принадлежностью к старинным казачьим родам. После смерти отца семья оказалась в стесненном материальном положении. Активное участие в его дальнейшем образовании приняли енисейский губернатор Павел Замятин и сибирский золотопромышленник Петр Кузнецов. Кузнецов оценил картины Василия Сурикова и взял на себя все расходы по обучению и проживанию его в Петербурге.

Дальше всё развивалось стремительно: Общество поощрения художеств, Академия, медали, завоеванные картинами художника; Суриков — претендент на Большую золотую медаль, но не получает ее, а после и сам отказывается от пенсионерской поездки.

Первой большой работой художника Сурикова по завершении обучения стала не картина, а фрески в храме Христа Спасителя. Это же позволило ему найти свое место в географическом смысле — Суриков остался в Москве, этот город был ему по-настоящему близок, здесь написаны самые знаменитые картины художника. Здесь он нашел свою единственную любовь: жена Елизавета Шаре родила ему двух дочерей (старшая впоследствии вышла замуж за художника Петра Кончаловского). Преждевременная смерть жены стала для Сурикова настоящей трагедией, два года он не брал в руки кисть, и лишь в поездка в родной Красноярск подарила утраченное вдохновение: картина Василия Сурикова «Взятие снежного городка» — словно фото его собственного беззаботного детства.

Вернувшись в Москву, Суриков начал много путешествовать, продолжал активно работать и даже не успел воплотить все задумки. Похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с женой.

На портале Артхив можно посмотреть репродукции (фото) картин Василия Сурикова в высоком разрешении.

Автор: Алена Эсаулова
Читать дальше
Работы понравились
Елена Кошелева
Михаил Булах
+64

Лента
Как картина сына священника оказалась в Хогвартсе, а сын сына священника стал прообразом младенца Христа, каким образом Васнецов с Шаляпиным совместно работали над фигурой Ивана Грозного, а мирискусники с передвижниками внезапно (и одновременно!) провозгласили глашатаем своих идей главного русского сказочника – всё это читайте в наших историях о Викторе Васнецове.

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Римский карнавал

Римский карнавал, Брюллов, Айвазовский и похороны Кипренского


«— О Кипренском, — Карл Павлович на мгновение затихает и затем, вдруг просветлев лицом, поднимается на ноги. — Хотите, я расскажу вам, любезный Ваня, Иван Константинович, как в Риме провожали нашего дорогого Ореста Адамовича? — Он лукаво заглядывает в лицо окончательно сбитого с толка молодого человека, а тут есть от чего растеряться, Кипренский-то помер в Риме, а Карл Павлович сидит в Петербурге, никаких похорон видом не видывал, а еще и рвется рассказывать. Очевидец — тоже мне!

Но Брюллова уже не остановить:

— Видите ли, дорогой мой Иван Константинович, мне не обязательно видеть похороны Кипренского, чтобы поведать в деталях, как они проходили, потому что в то время, когда мой друг отдал Богу душу, в Риме праздновали карнавал. А значит, его покрытый черным покрывалом гроб должен был двигаться через толпу разодетых в костюмы и маски людей. Представьте: гитары, флейты, волынки, мандолины и все варианты барабанов, плюс колокольчики, браслеты на руках и ногах танцовщиц, трескучие кастаньеты… все звенит, бренчит, вот прямо тут под окном танцует прехорошенькая цыганочка, а в нескольких метрах от нее бьет каблуками черная как головешка испанка в красной юбке с воланами и цветком в смоляных волосах. Над площадью протянут канат, по которому ходит мальчик-жонглер. Разноцветные шары, нет, горящие факелы летят в небо.

Огненные колеса плюются золотыми искрами, вино льется рекой. Маски, веера, потешные бои, огромные куклы, и среди всего этого плывет черный гроб с белым крестом. Вот кто-то налетел спиной на идущих впереди носильщиков, гроб покачнулся, изменил траекторию движения, но все же удержался, когда его пихнули теперь уже в хвост. Со всех сторон напирают жонглеры и шуты, визжат одетые герцогинями девки, горделивые испанцы, а если еще точнее, люди в испанских костюмах затевают потешную дуэль на шпагах, отчего несущие гроб художники вынуждены посторониться, резко взяв в сторону. Гроб прижимается к домам, кто-то обливает его вином, тут же откуда-то сверху из окна или, скорее всего, с деревянных подмостков падает хохочущая шлюха, гроб косится и наконец падает на мощеную мостовую, раскрывается и бледный, но живой Кипренский хватает пытающуюся ускользнуть негодяйку за юбку…

Нет, пожалуй, это уже перебор. Брюллов надевает просторную куртку, и больше уже ничего не рассказывая и не пытаясь сдерживать слез, идет работать».

(Юлия Андреева. «Айавзовский»)

Весь текст
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 271 работа
Василий Иванович Суриков. Голова молодого казака
2
Голова молодого казака
1905, 56×35 см
Василий Иванович Суриков. Покорение Сибири Ермаком. Уменьшенный вариант-повторение одноименной картины
3
Покорение Сибири Ермаком. Уменьшенный вариант-повторение одноименной картины
1895, 59×103 см
Василий Иванович Суриков. Нищий, стоящий на коленях. Этюд для картины "Боярыня Морозова"
0
Нищий, стоящий на коленях. Этюд для картины "Боярыня Морозова"
50×41 см
Василий Иванович Суриков. Пейзаж с фигурой брата
0
Пейзаж с фигурой брата
Василий Иванович Суриков. Табун лошадей в Барбинской степи
0
Табун лошадей в Барбинской степи
1890-е , 33×61 см
Василий Иванович Суриков. С гитарой. Портрет княгини С.А. Кропоткиной
3
С гитарой. Портрет княгини С.А. Кропоткиной
1882, 34×24 см
Василий Иванович Суриков. Портрет генералиссимуса Александра Васильевича Суворова
2
Портрет генералиссимуса Александра Васильевича Суворова
1907, 54×44 см
Василий Иванович Суриков. Сибирская красавица. Портрет Екатерины Александровны Рачковской
2
Сибирская красавица. Портрет Екатерины Александровны Рачковской
1891, 50×39 см
Василий Иванович Суриков. Портрет Натальи Федоровны Матвеевой
0
Портрет Натальи Федоровны Матвеевой
1909, 92×74 см
Посмотреть 271
HELP