(1896—1979) — русский художник-монументалист, член Союза художников СССР.
Родился 11 ноября 1896, село Успеньевка, Таврическая губерния. Сын священника Михаила Арнаутова, преподавателя Мариупольской Мариинской женской гимназии и Аделаиды Кравцовой. Юность провел в Мариуполе. Окончил Александровскую мужскую гимназию. С юности занимался живописью у местного художника. После начала первой мировой войны окончил ускоренный курс Елисаветградского кавалерийского юнкерского училища и ушел на фронт младшим офицером эскадрона Литовского уланского полка. Служил в полку до конца войны (Брестского мира). Был награждён Орденом Святого Георгия за то, что вывел эскадрон из окружения и в 1917 году стал командиром эскадрона. Демобилизовался и поселился в Симбирске, где снова был мобилизован и стал прапорщиком 1-й Стрелецкой Дроздовской дивизии. В начале 1918 демобилизовался и поселился в Симбирске, откуда вновь был мобилизован в армию Колчака и отступал с ней до Сибири и Дальнего Востока. Жил в Китае (в Маньчжурии встретил свою первую жену, дочь помощника военного атташе). Зарабатывал иконописью и росписью шкатулок. Одновременно учился в студии «Лотос» у бывших преподавателей Екатеринбургского художественного училища М. А. Кичигина и А. О. Бернардацци. В 1923—1925 годах работал кавалерийским инструктором на конезаводе армии маршала Чжан Цзолина в Мукдене. С 1925 в США. Учился в Калифорнийской художественной школе (California School of Fine Arts). В числе его преподавателей Пьезони, Стакпол, Рандолф. В соответствии с тогдашними условиями предоставления визы, ему следовало покинуть США на некоторое время. Увлекшись созданием фресок, вместе с семьёй уезжает в Мексику, продолжая образование у всемирно известного художника Диего Риверы (1929—1931). Арнаутов был принят в его рабочую группу и позднее вспоминал это так: Ривера, сказав, что учеников не берет, пригласил меня приходить во время работы помогать – наблюдая весь процесс, можно много усвоить. В Мехико принимал участие в создании фресок на зданиях Министерства здравоохранения, Национального дворца (фреска «Мексика сквозь века»), Губернаторского дворца. По воспоминания Арнаутова, он изначально был подручным у Риверы, растирал краски и подавал воду и только со временем его допустили к росписи некоторых деталей. В это время художник пишет картины, которые хранятся сейчас в коллекции Государственного Русского Музея: «Стирка белья у моста» (1931) и «Завтрак рабочего» (1929). В это же время он публикует несколько ксилографий в журнале «Mexican Life» за 1929 год. В 1931 году возвращается в США и получает официальное разрешение на работу. Работал в Сан-Франциско, оформлял станции метро, дом Всемирной библиотеки, Койт Тауер (Coit Tower), мемориал памяти пожарных. погибших при землетрясении в 1906, которая была временно закрыта из-за споров, вызванных его картиной. Расписывал клинику в Пало-Алто в 1932 году, школу Джорджа Вашингтона в 1936 году. Принимал активное участие в общественных мероприятиях в поддержку СССР, особенно во время Второй мировой войны. Преподавал в California School of Fine Arts, с 1939 по 1963 — профессор в Стэнфордском университете. В Сан-Франциско проходят его персональные выставки в 1933, 1934, 1935 и 1938 годах, в 1936 — персональные выставки в Трентоне, Стоктоне. С 1938 года является членом Коммунистической партии США. В этом же году его отца расстреляли. В годы войны Арнаутов был главой Русско-американского общества по оказанию помощи Красной армии. Передал в подарок Сталинграду картину «Сталинградский снайпер». Его старший сын Михаил участвовал во Второй Мировой и сражался во Франции. В 1950-х годах в Сан-Франциско создаётся группа художников с левыми взглядами, Graphic Workshop, куда входит и Арнаутов. Летом 1961 года по предложению В. А. Яхонтова совершил поездку в СССР. В 1963 году после выхода на пенсию и смерти жены (в 1961 году) вернулся в Жданов (Мариуполь) и стал гражданином СССР. Автор большого количества работ, из которых наиболее известны мозаичное панно «Покорение космоса» (1964) на Доме связи (сейчас осыпается и может быть утрачено) и памятник жертвам фашизма (1967) в Мариуполе. Оформлял также СШ № 54 и аэровокзал «Мариуполь». Похоронен в Мариуполе. Проводил в Жданове и Донецке персональные выставки. Многочисленное наследие Арнаутова не удостоилось достойной оценки. Был женат вторым браком на искусствоведе Нонне Талепоровской, вместе с ней незадолго до смерти уехал в село Вырицу под Ленинград, где и скончался на 83 году жизни от гриппа 22 марта 1979 г. Часть кремированного праха Арнаутова покоится в Ленинграде, а часть его супруга привезла в Мариуполь и самовольно закопала в могиле матери художника на старом кладбище. Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее.
Юность провел в Мариуполе.
В 1920 году эмигрировал в Харбин, учился в студии «Лотос» у М.А. Кичигина
и А.А. Бернардацци.
В 1938 году переселился в США и стал членом Коммунистической партии. Учился
в Калифорнийской художественной школе у Г. Пьезони, Р. Стакпола и Л. Рандолфа.
В 1929 – 1931 годах работал под руководством Д.Риверы в Мехико. Занимался станковой живописью и графикой, провел ряд персональных выставок в Сан-Франциско, Стоктоне, Стэнфорде. Участвовал в международных выставках в Нью-Йорке и Сан-Франциско. Преподавал в Калифорнийской художественной школе (в начале 1930-х), в Стенфордском университете (с 1936).
Во время Второй мировой войны был председателем Русско-американского общества
по оказанию помощи Красной армии.
В 1963 году вернулся в СССР, где устроил выставку своих картин в городах Жданове (ныне снова Мариуполь) и Ленинграде.
Осуществил ряд монументальных проектов (мозаики на фасаде Дома связи, панно
«От скифов к космосу»).
В последние годы писал картины политического содержания.
Картины автора находятся в собраниях Н.С.Хрущёва, Г.Титова, А.Моисеева, М.Ростроповича, Большого театра, Русского музея, музеях Мариуполя, Волгограда, Киева и ряда других городов.
Библиография:
1. Иваненко Ю.М. Виктор Арнаутов. Жизнь и творчество. Санкт-Петербург. 2007
2. Лейкинд О.Л., Северюхин Д.Я. Художники русской эмиграции (1917 – 1941). Биографический словарь. Санкт-Петербург. 1994