12.06.1944, дер. Чистяки Борского р-на Горьковской обл. – 11.08.1998, Челябинск), живописец, чл. СХ СССР (1987). Окончил Горьковское художеств. уч-ще (1968). Учился у В. В. Шавырина. В Чел. с 1969. Участник обл. (с 1970), зон. (5—8-й), всесоюз., молодежных, групповых выставок: Тюмень (1980), Свердловск (1985), Курган (1991), Уфа (1997–98), Москва – “Земля и люди” (1984), “Художник и время” (1987), “Художники Челябинска” (1989). Персон. выставки А. – 1-я (1980) и 2-я (1991) – состоялись в ЧОКГ, посмертная выставка в выставочном зале СХ в Чел. (1999). Период формирования мировоззрения и творч. принципов А. пришелся на время рождения новой эстетики сов. иск-ва – “сурового стиля”. Уже в начале пути определились ценности художника: условность яз. живописи и представлений о цвете, свете, форме, пространстве; искренность и бескомпромиссность позиций. Первый период творчества А. – кон. 1960-х– 1970-е гг. – время полемически заостр. конфликта художника с традиционной реалистич. изобразит. системой, противостояние в жизни и иск-ве общепринятому офиц. образу мысли и творчества. Итогом стали картины: “Писатель А. Н. Шушарин” (1978), “Мать и сын”, “Портрет Вадима Шавырина”, “Воскресенье” (1979), “Убили волка”, “Портрет В. Соловьева” и др. Позднее проявилась тенденция к обобщению цветосветового пространства как одухотвор. единства, о чем свидетельствуют работы: “Танцы в Акбашево” (1981), “Весенние каникулы” (1983), “Ужин” (1987), “Молоко для утра” (1988), “На берег” (1989). Книжная графика А. была представлена илл. к сб. драматич. поэм известного урал. поэта К. В. Скворцова (“Западная трибуна”; “Курчатов”), выпущ. ЮУКИ (1987). Вторая персон. выставка показала сложившийся внутр. мир и соответствующий ему неповторимый стиль, яз. художника. С этого времени А. – признанный авторитет в чел. художеств. среде. В 1992 А. вошел в группу “Традиция”, участвовал в ее выставках – 1-й, 2-й, 4-й и посмертно – в 5-й. Мат-лом для 3-го периода творчества стал собств. жизн. опыт художника, достигший вершин подлинной трагедии в последние годы жизни (1990-е гг.). Это время создания холстов: “Материнство” (серия), “Открытое окно”, “Обнаженная”, “Лошадь с жеребенком” (1994) и др. сюжетов, навеянных мотивами дер. Голдыревки и ее окрестностей. Произв. А. составляют часть достижений иск-ва России кон. 20 в., являются творч. документом своей эпохи. Картины А. хранятся в Алтайском краевом музее изобразит. и прикладных иск-в (Барнаул), Пермской гос. художеств. гал., Екатеринбургском музее изобразит. иск-в, ЧОКГ, а также в частных собраниях.
(автор статьи: Г. С. Трифонова)
Лит.: Традиция: Выст. картин худож. об-ния: Кат. Ч., 1993; Челябинская организация Союза художников России, 1936–1991: Справ. / Авт.-сост. О. А. Кудзоев. Ч., 1996; Тр и ф о н о в а Г. О жизни и смерти // Автограф. ЧелябинскАрт. 1998. № 3; Ф о к и н К. Иероглиф молитвы // Деловой Урал (Ч.). 1999. 22 янв.; Т р и ф о н о в а Г. О тайной сути живописи Николая Аникина // Автограф. ЧелябинскАрт. 2000. № 2.