• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Иван Федорович Александровский
Россия 1817−1894
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

В 1837 году Академией Художеств дано звание неклассного художника по живописи пейзажной за четыре вида: «Гора Эльборус», «Разорённый аул», «Лагерь на горе Турча-Даче», «Аул Карабурдакент». (Кондаков)

Русский изобретатель-самоучка в области подводного судостроения. С детских лет Александровский проявлял способности к живописи и достиг больших успехов. В 1837 за пейзажи, представленные на выставке в Петербурге, Академия художеств присвоила живописцу звание «неклассного художника», что позволило ему стать преподавателем рисования и черчения сначала в Митаве, затем в одной из частных гимназий в Петербурге. В начале 50-х гг. (на заре фотографии) он освоил фотодело и изготовил опытные образцы фотографических аппаратов, в т. ч. стереоскопического, запатентованные в 1854 Департаментом мануфактур и торговли.

Однако не живопись и не фотография определили жизненный путь Александровского, который настойчиво изучал математику, физику, химию. Воодушевлённый патриотическим желанием помочь русскому флоту, он почти 50 лет своей жизни посвятил изобретательству в области подводного судостроения и вооружения.

Первым в России спроектировал (1861—62) подводную лодку с механическим двигателем, работающим на энергии сжатого воздуха (конструкции пионера пневматической техники профессора С. И. Барановского; все подводные лодки, построенные до неё, приводились в движение мускульной силой их экипажей). В 1864—66 ПЛ была построена на Балтийском судостроительном заводе в Петербурге.

Двигатель, компрессор, баллоны и цистерны-воздухохранители были установлены на лодке под непосредственным наблюдением В. С. Барановского (см. Барановские). Управление лодкой осуществлялось одним вертикальным и двумя параллельными горизонтальными рулями. Погружение производилось заполнением балластных цистерн, всплытие— продуванием их сжатым воздухом. Вооружение П. Л. состояло из двух мин, связанных между собой тросом и прикреплённых к корпусу; в условиях боя мины подводились под днище корабля противника и взрывались с помощью тока от гальванических батарей. На лодке впервые в России был применён магнитный компас.

Подводная лодка успешно прошла ходовые испытания и в 1868 с экипажем из 23чел. (из них 7 офицеров) под командованием капитана 1ранга А. Н. Андреева в течение 17 часов находилась под водой на глубине около 10 метров. В 1871 при дальнейшем испытании прочности корпуса ПЛ при погружении на глубину 30 метров с грузом (без экипажа) корпус не выдержал и лодка затонула. Она была поднята только в 1873 и больше не восстанавливалась.

Одновременно с созданием лодки Александровский разработал и в 1865 представил проект первой в мире самодвижущейся мины-торпеды, управляемой автоматически. В 1868 проект усовершенствован автором, и в 1871—74 торпеда была изготовлена в мастерских Старого Адмиралтейского завода. При испытаниях в 1869 торпеда проходила заданное расстояние (750 метров) с большой точностью по курсу, удерживала глубину около 2 метров, при начальной скорости 8 и конечной— 5 узлов. Скорость торпеды в 1875 доведена до 10, а в 1879— до 18 узлов.

Среди других изобретений Александровского— устройство для подъема затонувших судов и поврежденных ПЛ на основе надувных кожаных мешков (прототип современных мягких понтонов), а также проекты других технических средств для кораблей и судов ВМФ.

Читать дальше