войти
опубликовать

Елена
Владимировна Александрова-Сковорода (Борисова-Мусатова)

Россия • 1874−1921

Родилась она 7 января 1874 года (26 декабря 1873) в Москве в семье дворянина, юриста, присяжного поверенного Владимира Александровича Александрова-Сковороды. Род отца шел с Украины и одним из его предков был знаменитый философ и поэт Григорий Сковорода. Поэтому в некоторых библиографических справочниках Елена Владимировна значится как Александрова-Сковорода. Матушка Любовь Федоровна после развода поселилась в Крыму, куда часто приезжала Елена Владимировна.

В 1895 году молодая, полная сил и творческих планов она поступает в Московское Училище Живописи Ваяния и Зодчества, где в то время учится Виктор Борисов-Мусатов, с которым на протяжении долгих лет их будут связывать дружеские отношения.

В стенах МУЖВЗ образуется кружок новаторов и единомышленников, где велись беседы и жаркие споры, участниками которых были Виктор Мусатов и Сашко, так ласково друзья называли Елену Владимировну. По окончании училища Мусатов планирует продолжить обучение во Франции и предлагает Елене Владимировне ехать в Париж вместе, на что получил согласие. Но в Париж он едет учиться один. Елена Владимировна уезжает в Мюнхен в школу Антона Ашбэ где учится с 1898 по 1902 год. После возвращения из Парижа их пути пересекаются вновь и они уже не расстаются.

Весной 1903 года они поженились. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Её изображение мы видим на многих работах мужа. Это и акварельный портрет, на котором художник трепетно, с большой любовью изобразил свою жену (Портрет Е. В. Александровой, 1902 год, Бумага, акварель, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), и «У туалета», и «Реквием» (1905 год. Бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея, Москва), и «Сон божества» (Эскиз панно 1904-1905. Бумага, акварель, карандаш. Государственная Третьяковская галерея), и, конечно же «Водоем» (1902 год. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея), первое монументально-декоративное произведение Мусатова, которое войдет в историю живописи как одно из величайших его творений. Работа была написана в Зубриловке, имении князей Голицыных-Прозоровских, где Мусатов проводит лето 1902 года с сестрой Еленой и невестой.

Елена Владимировна не только вдохновляла Мусатова на создание его работ, но и помогала давать им названия, так «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» все эти названия были даны ею. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна, которая пойдет по стопам родителей. Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище. Станет книжным графиком. Доживет до 1991 года.

1905 год будет роковым не только для России… В октябре будет сожжена Зубриловка. Через несколько дней не станет Борисова-Мусатова. После смерти мужа Елена Владимировна при поддержке Михаила Букиника, Павла Кузнецова, Петра Уткина и Николая Ульянова организовала посмертную выставку, на которой Третьяковская галерея приобрела «Призраки», «Изумрудное ожерелье», этюд «Осенняя песнь», «Ветер» и несколько этюдов к «Реквиему». Сам «Реквием» Елена Владимировна отказалась продать. Лишь через несколько лет, когда работа едва не погибла во время плавания по Черному морю, она передала «Реквием» в дар Третьяковской галерее.

По воспоминаниям сестры В. Э. Борисова-Мусатова Елены Эльпидифоровны:

«Елена Владимировна… любила живопись, но рисовала в другом жанре — предпочитала пейзажи, заглохшие места в лесу, или где ни будь у реки, иногда писала портреты. В отношении к брату она очень хорошо понимала и чувствовала стремление его к творчеству, и всегда старалась внимательно поддерживать в моменты его меняющихся душевных настроений». Е. Э. Борисова-Мусатова. (Мои воспоминания о художнике В. Э. Борисове-Мусатове).

Елена Владимировна была участницей выставок Московского Товарищества Художников, Нового общества художников, 8-й выставки картин журнала «В мире искусств», Художественно-промышленной выставки.

К сожалению, почти все работы Елены Александровой погибли в годы гражданской войны в Крыму, где провела она остаток своей жизни и была похоронена в феврале 1921 года. Сохранилась лишь малая часть работ, по которой мы можем судить о её творчестве. Работы Е. Александровой хранятся в Государственном Русском Музее (Санкт-Петербург), музеях Омска, Алма-Аты, в собрании Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева храниться работа предположительно кисти Е. Александровой.

(Источник: Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева)

Перейти к биографии