Регистрация
Цолак Левонович Азизян
Цолак Левонович Азизян
Цолак
 Левонович Азизян
Россия родился в 1912
Подписаться1                
Подписаться1                
Биография и информация
 

Заслуженный художник Армянской ССР.

Член Союза художников СССР.

1935 г. Азизян начинает участвовать в республиканских и всесоюзных выставках с тематическими картинами («Музыка», «Счастливая жизнь», «Встреча с Чкаловым, Байдуковым, Беляковым в Москве») и произведениями других жанров. Тематикой произведений художника послевоенного пятнадцатилетия стали фронтовая жизнь, военные эпизоды («Взятие крепости в парке Гумбольт-гайм 2-го мая», «Последние трофеи» и др.) и образы участников войны. В эти годы он создает также полотна, посвященные мирной жизни, родному народу, портреты интеллегенции и передовиков производства.

Настоящая выставка не подытоживает пройденный полувековой путь художника и не представляет избранные произведения различных периодов. Представленные на выставке произведения Ц. Азизяна в основном относятся к последнему периоду творчества, когда художник, исходя из опыта предыдущих нескольких десятилетий, создал свои лучшие полотна. Обозревая их в экспозиции, проникаешься светлым, лирическим настроением и ласковым чувством к родной земле, цветущей под солнечным небом Армении.

Ц. Азизян пишет свои пейзажи в селе Карби (Аштаракского района), где он родился. Природа родного края не переставала его волновать с детства. С 1960-х годов художник «вторично» обосновался в Карби, который стал основным источником его вдохновения. В живописи художника вот уже два десятилетия главное место занимают пейзажи Карби и его окрестностей. Этот новый период творчества Ц. Азизяна связан с решением новых художественных задач.

В отличие от прежних пейзажей художник тяготеет к интимным камерным решениям образов. В них он передает не столько остроту черт родной природы, сколько ее состояние, соответствующее его душевным переживаниям. Пейзажи позднего периода — это живописные сюиты, посвященные родному краю, его весенней и летней, осенней природе. В них изображены залитые солнцем, светящиеся нежными белыми, розовыми, сирененевыми, зелеными тонами цветущие яблоневые, грушевые, персиковые сады; сады, полыхающие яркими осенними красками; накаленные от жары золотисто-розовые каменистые ландшафты.

Наивысшая красота природы раскрывается художнику в полдень, когда в ярких лучах солнца как бы расплавляются краски и формы. В полотнах деревья, горы, камни теряют свои силуэты, и из мягкой живописной стихии рождается ощущение торжества жизни («Поля Оганавана», 1970, «Жаркий день», 1971).

Мягкая живописная манера письма, повышенная светоносность полотен, отсутствие резких силуэтов, пастозная фактура усиливают поэтическое звучание образов и насыщают их жизненной трепетностью. Эти особенности четко проявляются в лучших работах художника — «Голубые холмы» (1979), «Ручеек в саду» (1980) и другие.

Мотивы пейзажей Ц. Азизяна всегда просты и немногословны. Так, в картине «Весна» (1983), одной из поздних по хронологии исполнения, художник изобразил лишь два цветущих дерева, растущих в саду. Благодаря тонким цветовым соотношениям, создающим переливчатость тонов, он достигает шелковистой фактуры, особой живописной среды, сообщающих образу повышенную эмоциональность.

В 70-е годы Ц. Азизян создал еще одну серию пейзажей, изображающих Черное море. Легко и свободно пишет свои марины художник. В них ощущается ширь морского пространства, влажная свето-воздушная среда. Марины полны гармонии и покоя.

Художник лишь слегка передает внутреннюю динамику жизни моря — легкой зыбью волны, окутыванием водой огромных скал и валунов, проплыванием облаков над морем. Как в пейзажах Карби, также в маринах («Морской пейзаж», 1972, «Скалы на берегу моря», 1975, «Море зимой», 1981 и др.) мягкая живописность основывается на внешне не подчеркнутом, но твердо построенном «каркасе» композиции.

Ц. Азизян любит писать свои пейзажи на пленэре. В 60-е годы он начинал и завершал их на природе, а с 70-х годов пишет картины в мастерской на основе пленэрных этюдов, что способствует большему обощению образов и исполнительской свободе.

Склонность Ц. Азизяна к передаче настроений характерна также для его портретов и натюрмортов. Эти два жанра последнее десятилетие редко встречаются в тврчестве художника. В портретах он изображает молодых современников («Портрет дочери Асмик», 1972, «Девушка в розовом», 1970), а в натюрмортах — традиционные для армянской живописи дары родной природы («Груши и виноград на полосатом фоне», 1976).

Неугасима любовь Цолака Азизяна к живописи и природе. Она способствует рождению новых живописных полотен, несущих печать творческой индивидаульности художника. Искренне переданные в его полотнах лирические переживания и патриотические чувства вливаются в мощную песню армянских пейзажистов о Родине, родной земле, ее вечной красоте.

Читать дальше

HELP