войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Михаил
Иванович Авилов

Россия • 1882−1954

Биография и информация

Учился в Академии Художеств с 1904 по 1913 год. 1 ноября 1913 года получил звание художника за картину "Царевич на прогулке". (кондаков)

Российский живописец, народный художник России (1953), действительный член АХ СССР (1947).

Творчество Авилова М.И. сыграло важную роль в истории русской батальной живописи п.п.ХХ в. В его произведениях нашла свое продолжение традиция позднеакадемической живописи 2 пол. Х1Х в. Авилов на протяжении трех десятилетий, с 1920 по 1940 –е годы был ведущий баталист. Он учился в Петербурге, сначала в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1903), затем в студии Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1903-1904). В качестве вольнослушателя учился в Академии художеств с 1904 по 1913 годы. Его учителями были известные русские баталисты Ф.А.Рубо и Н.С.Самокиш, последователи В.В.Верещагина. В своих работах художник уделял большое внимание точному изображению всех деталей снаряжения, мундиров, оружия. Он хорошо передавал динамику движения человеческой фигуры, в особенности стремительный бег лошади. В этом ему помогали натурные рисунки, быстрые, живые наброски.

Уже в годы учебы Авилов проявлял интерес к исторической живописи. Его дипломная работа в Академии была картина «Молодой Иван Грозный и бояре-воспитатели» (1913 Николаевский художественный музей). Будучи студентом Академии, Авилов начал принимать участие в выставках в самой Академии и Общества им. А.И.Куинджи.

В 1914 г. началась Первая мировая война. Авилов ушел на фронт добровольцем и всю войну прослужил рядовым. На фронте художник не расставался с карандашами, постоянно делая наброски и зарисовки.

В 1917 году Авилов демобилизовался, а с 1918 он жил в Тюмени и работал по заданию Отдела народного образования, в основном занимаясь оформлением города во время празднеств, делал театральные декорации.

В 1921 году художник возвращается в Петроград и начал преподавать в школе Общества поощрения художеств, затем в Государственных художественных мастерских и в Государственном художественно- промышленном техникуме.

В 1923 г. Авилов стал членом АХРР.

В этот период он приобретает известность как художник баталист.

В батальных работах Авилов стремился документально точно воспроизвести историческое событие, наполнить изображение остротой, темпераментом, разигранностью сцен. В его произведениях отразились события гражданской войны, историческое прошлое русского народа, мирные будни армии. Наиболее известны его работы: «РАБОЧИЕ ПРИВОЗЯТ ПУГАЧЕВУ ПУШКИ» (ГРМ, 1924), «ПРОРЫВ ПОЛЬСКОГО ФРОНТА АРМЕЙ БУДЕННОГО в 1920 году» (ЦМВС, 1927), «СИБИРСКИЕ ПАРТИЗАНЫ» (ГРМ, 1926). Самым значительным произведением Авилова является работа «ПОЕДИНОК ПЕРЕСВЕТА С ЧЕЛУБЕЕМ» (ГРМ, 1943). В основу картины положено древнее предание о поединке между русским и татарским богатырем. Художник смог создать психологически яркие образы, напряженность поединка. Звучный цветовой аккорд центральных мощных фигур богатырей и яростных коней, сразу привлекает внимание зрителя.