• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Федор Иванович Иордан (Фридрих-Людвиг)
Россия 1800−1883
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Профессор гравирования. Заведывал Мозаическим отделением с 1875 г. по 1883 г. (см. граверов).

(Кондаков)

1800, Павловск, близ Петербурга 1883, Петербург.

Один из лучших русских граверов, сын придворного обойщика (1800 — 1883). Был воспитанником Императорской Академии Художеств и, после десятилетней общей артистической подготовки, определен (в 1819 г.) в гравировальный класс, в ученики к Н. И. Уткину. Получив от академии малую и большую серебряные медали за успехи в рисовании с натуры, в 1824 г. он окончил свое академическое образование со званием художника XIV класса и малой золотой медалью, за гравюру с картины П. И. Соколова «Меркурий усыпляет Аргуса». Будучи оставлен при академии, Иордан занялся исполнением гравюры с картины А. Лосенки «Умирающий Авель», как программой на получение большой золотой медали. Удостоенный ее, в 1829 г., он отправлен в чужие края, учился в Париже у известного гравера Ришома; когда же вспыхнула июльская революция 1830 г., перебрался в Лондон и занимался там гравированием крепкой водкой у Раймбаха, акватинтой у Бентлея и гравированием на стали у Дж.-Г. Робинсона. В 1834 г., в Риме, занялся изготовлением рисунка со знаменитой картины Рафаэля «Преображение», которую, по совету К. Брюллова, задумал воспроизвести в гравюре огромного размера. Этому предприятию Иордан посвятил 12 лет непрерывного, настойчивого труда. Лишь только появились первые оттиски Иордановской гравюры, римские знатоки искусства единогласно признали, что русский мастер превзошел в ней своих предшественников по истолкованию красот творения Рафаэля, выказав добросовестное изучение оригинала, превосходный рисунок и ученый, классический прием резца; несколько позже, за эту же работу берлинская, флорентийская и урбинская академии признали его своим членом, а Императорская Академия Художеств, еще перед тем (в 1844 г.) наградившая его званием академика за рисунок для этого эстампа, по возвращении его в отечество в 1850 г. присудила ему титул профессора. Вскоре после того Иордан взялся за второй важнейший труд своей жизни — за большую гравюру с картины А. Егорова «Истязание Спасителя». В 1855 г. занял место профессора-преподавателя в гравировальном классе академии, сделавшееся вакантным по смерти С. Галактионова, и назначен помощником хранителя эстампов и оригинальных рисунков в Эрмитаже; после же кончины Н. И. Уткина, в 1860 г., сделался и хранителем этой части Императорского музея. В 1871 г. занял в академии пост ректора живописи и ваяния, а с 1876 г. получил в свое заведование состоящее при ней мозаичное отделение. Преклонный возраст и служебные обязанности не мешали ему заниматься гравированием почти до самой его кончины. Из произведений Иордана важнейшими, сверх вышеупомянутых, должно признать: «Мадонну с покрывалом», с Рафаэля (1833), «Богоматерь, скорбящую над телом Спасителя», с Чиголи (1834) и портреты императора Александра II (1875), Державина (1861), самого Иордана (1871), великого князя Владимира Александровича (1881), игумена Валаамского монастыря Дамаскина (1878) и, наконец, трех корифеев русской живописи: Егорова, Левицкого и Шебуева (1883; последний труд художника).

Очень содержательны «Записки ректора и профессора Академии художеств Федора Ивановича Иордана» (М., 1918), в которых особенно интересны страницы, посвященные его пребыванию в Италии и общению с Н. В. Гоголем, К. П. Брюлловым, О. А. Кипренским, А, А Ивановым и др.

Читать дальше