Регистрация
Александр Федорович Полозов
Александр Федорович Полозов
Александр
 Федорович Полозов
Россия родился в 1947
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Дипломная работа в ВАХ — «Мартеновцы», оценка — хорошо. Обучение проходило на живописном факультете, присвоена квалификация художника-живописца, педагога.

Александр Полозов (А.П.) — художник реалистического направления. Диапазон его творчества охватывает все жанры живописи. Наибольшей силы и выразительности он достигает в монументально-тематических работах и портретах современников.

Александр Федорович Полозов родился 3 марта 1947 года в Вене в семье военнослужащих. После демобилизации в 1948 году семья поселяется в Ленинграде. Первое художественное образование Александр получил в городской детской художественной школе. Успехи в живописи и рисунке позволили ему сразу после окончания школы в 1966 году поступить в Академию художеств. Он учится в мастерской профессора Александра Дмитриевича Зайцева — ученика Петрова-Водкина, изучает технику и постигает тайны русской классической школы. Сразу после окончания Академии в 1972 году — служба в армии. Творческая жизнь в этот период не прерывается. Александр собирает материалы для будущих картин, в поездках караульным наблюдает пейзажи нашей Родины. Его интересует сочетание личного и уставной службы, человеческого и чувства долга. Подлинность впечатлений, глубина и сила чувств проявились в картине «Часовой. Песнь вагонных колес». За эту картину ему в 1979 году была присуждена серебряная медаль Академии художеств и творческая командировка в Италию.

В 1975 году А. Полозов становится членом Союза художников, а с 1992 возглавляет творческо-выставочный сектор секции живописи. В этом же году организует Гильдию живописцев Санкт-Петербурга. Она помогает художникам в выставочной деятельности, способствует сохранению реалистической школы живописцев нашего города.

Творческое общение и личная дружба с художниками нашего времени Ярославом Николаевым, Юрием Тулиным, Алексеем Грицаем, Евгением Кибриком помогали в работе.

Самобытность таланта и сила характера определили творческое кредо художника: «Учиться у жизни и никому не подражать». В процессе жизненного пути определились основные творческие принципы А. Полозова:

- без сохранения традиций нет полновесного искусства;

- основа творчества определена и неизменна, внутри этого — постоянное движение;

- подлинное новаторство неотделимо от жизни, идей красоты и добра.

Открытия в живописи можно сделать только на основе изучения жизненного материала; наш XX век с его новациями и как бы новыми путями в живописи — всего лишь краткий миг — «микрон» в развитии искусства, считает художник.

Диапазон картин А.П. широк: тематические полотна, портреты, пейзажи. Наибольшей силы и выразительности художник достигает в монументально-тематических работах. Необходимо отметить следующие: «Кузнечный цех. Кировского завода» (х., м., 170×125, 1976), «Караул в пути» (х., м., 120×226, 1977), «Начало трудового дня» (х., м., 165×165, 1978), «Часовой. Песнь вагонных колес» (х., м., 110×333, 1979), «Экскурсия в горячий цех» (х., м., 235×191, 1981), «Мама, здравствуй. Триптих» (х., м., 96×78, 96×240, 96×78, 1984).

Что характерно для этих картин? Прежде всего мастерство композиционных решений, гармония всех частей и главное — эффект реального присутствия. Сдержанный колорит, отсутствие цветовых эффектов, достоверность деталей — все направлено на создание единого образа и раскрытие темы.

В работе «Начало трудового дня» представлена проходная Кировского завода. Наши обычные люди и наша (уже ушедшая от нас) жизнь. В картине каждый обычный человек становится значимым, представляется личностью. Реализован психологизм образов. Мы видим не просто портреты людей, мы чувствуем жизненный опыт кадрового рабочего, поиски и надежды молодого инженера, мечты молодой девушки о будущем. После этих центральных образов взгляд переходит на другие лица, и мы узнаем в них себя, такими, какими мы были раньше. Картина живет своей жизнью, даже более живой, чем реальность.

Но все же самое главное в работах А. Полозова — это уровень обобщения и объективность в отображении событий. Принятый художником подход позволяет рассматривать их как исторические полотна на современную тему. В них передан и сохранен дух времени, представлена наша эпоха, уже ставшая для нас историей. Пожалуй, не совсем правильно к жанру исторических относить только полотна на исторические темы. Некоторые работы даже на темы прошлого воспринимаются как театральные декорации, в других представлен общепринятый, но не всегда исторически верный взгляд современников или подчеркнуты эмоциональные пристрастия художника.

В картинах А.П. наше ближайшее прошлое, уже ставшее историей, сохранено для нас и наших потомков. В своих лучших работах он предстает перед нами историческим живописцем нашего времени. Все это можно отнести и к портретному жанру. Интересны портреты деятелей искусства нашего города: Аркадия Райкина, Феликса Раевского — актера драматического театра, журналистки Санкт-Петербургского радио Ирины Павловой, балерины Галины Мезенцевой. Верность образов, психологизм, индивидуальность, сдержанность характеризуют эти холсты.

Привлекают внимание портреты жены и сына художника: «Татьяна» (х., м., 120×90, 1995); «Родион» (х., м., 120×90, 1996). Эти работы проникнуты теплотой и личным чувством. Но даже в них проявляется принцип обобщения, присущий А.П. В этих портретах мы видим людей нашего времени, нашего круга. Мы смотрим и мысленно можем говорить с ними о наших проблемах и надеждах, наших радостях и заботах.

Творческие достижения Александра Полозова были отмечены. В 1999 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный художник России».

Читать дальше

HELP