• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Михаил Петрович Цыбасов
Россия 1904−1967
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Михаил Петрович Цыбасов родился 18 ноября 1904 года в городе Великий Устюг Вологодской области. Первые художественные навыки будущий художник получил в Изостудии Пролеткульта, а также на ювелирной фабрике «Северная чернь», где работал его отец. Искусное владение ремеслом северной черни по серебру помогало ему выживать в дальнейшем. Его первыми учителями были такие русские художники, как Е. А. Шильниковский (ученик всемирно-известного гравера В.В.Матэ), возродивший на Севере искусство северной черни, и А. А. Борисов (ученик А.И.Куинджи). Им он показывал свои ранние произведения, от них получил напутствие учиться дальше.

В 1924 году Михаил Цыбасов приехал в Ленинград и поступил в Художественно-промышленный техникум, где учился у П. А. Мансурова и Н. И. Дормидонтова.

А в 1926 году Цыбасов вошел в одно из крупнейших ленинградских объединений — «Мастера аналитического искусства», именуемого иначе Школой Филонова. Филонов был уверен и убеждал своих учеников в том, что «искусство — это могучее средство преобразования жизни». На протяжении всех 15 лет пребывания в коллективе Михаил Цыбасов отличался особой преданностью Филонову и неукоснительно следовал основным принципам системы аналитического искусства. Школу Филонова он признавал «единственной школой искусства».

Отличительной особенностью личности начинающего художника были самодисциплина, работоспособность и тщательность исполнения всего, за что бы он ни брался. Эти качества переросли в профессионализм и позволили блестяще освоить принцип «сделанности» — один из важнейших в системе аналитического искусства, разработанной Павлом Филоновым.

Первой творческой работой художника было участие в совместном коллективном труде филоновцев по оформлению костюмов и декораций к постановке «Ревизора» Н. В. Гоголя, осуществленной в 1927 году режиссером И. Г. Терентьевым в экспериментальном театре при Ленинградском Доме печати. Тогда же он впервые участвовал со своими эскизами в выставке мастеров аналитического искусства, которая принесла всему творческому коллективу широкий успех.

В 1928 году по заданию Института истории партии он берется за создание большой сюжетной картины «Обоз на Северной Двине». В ней художник использовал многие приемы аналитического искусства, подводя своеобразный итог учебы в Школе Филонова. В основу содержания картины были положены драматические события из жизни северной деревни времён гражданской войны. Цыбасов избрал для работы острый в социальном плане сюжет продразверстки.

Картина принесла молодому мастеру широкую известность. Она экспонировалась на таких заметных выставках той поры, как «Современные ленинградские художественные группировки» (1929) и «Художники РСФСР за 15 лет» (1932, ГРМ). Из многочисленного коллектива учеников Филонова только трое — Цыбасов, Глебова и Порет — получили приглашение участвовать в выставке Государственного Русского музея. Рядом с «Обозом на Северной Двине» экспонировалась еще одна работа, принесшая известность Цыбасову — «Кондострой».

Художник отправился в 1929 году в Карелию на одну из новостроек тех лет — Кондопожскую ГЭС. В результате его поездки были созданы два живописных варианта «Кондостроя» и серия графических работ на эту же тему. Все они экспонировались в 1934 году в Петрозаводске на выставке ленинградских художников «Карелия в изобразительном искусстве». Тогда же в Петрозаводске он побывал и на Онежском заводе, где выполнил серию натурных работ с зарисовками рабочих, цехов.

Михаил Цыбасов не стремился в своем творчестве к большому разнообразию мотивов, но много внимания уделял созданию автопортретов, а также портретов его современников. Более поздние работы Цыбасова свидетельствуют о нарастании реалистических черт в его живописи. Он интересуется проблемами связи портрета и окружающего его пейзажа, внимательно изучает натуру.

Самыми трудными для художника оказались 1930-е годы — время замалчивания и гонений. В 1930 году Цыбасов выступил в защиту учителя с довольно резкой статьей в ленинградской «Красной газете», в которой шла речь о том, что почти два года в залах Русского музея была развернута, но так и не открыта для публики персональная выставка картин Павла Филонова.

Это было сложное время: в коллективе «филоновцев» произошел раскол, двадцать учеников вышли из объединения. М. П. Цыбасов, А. И. Порет, Т. Н. Глебова, П. М. Кондратьев и другие верные последователи, составлявшие ядро творческой группы, остались с Филоновым.

В 1931 году издательство «Academia» по предложению полпреда СССР в Финляндии И. Майского решило выпустить книгу финского этнического эпоса «Калевала». Оформление эпоса поручили П. Филонову, но он отказался, желая привлечь к работе над иллюстрациями своих учеников. В результате, «Калевалу» оформляло тринадцать художников. П. Н. Филонов, строго контролировал все иллюстрации, добиваясь стилевого единства книги. Цыбасов сделал для «Калевалы» 8 больших работ.

Издание «Калевалы» стало вершиной графического искусства филоновской школы, войдя в сознание филоновцев, сформировало их взгляд на мир, их графическое перо, определило на долгие годы тематику и манеру их творчества. Выход книги вызвал резкую критику в прессе и одновременно одобрение в дипломатических кругах — половина тиража ушла в Финляндию.

Однако в 1935 году Михаила Цыбасова исключили из Союза художников за «формализм», это была реакция на его преданное отношение к П. Н. Филонову.

После отлучения от Союза художников Михаил Петрович попробовал реализовать себя в качестве художника-постановщика на киностудии «Ленфильм». Он принял участие в оформлении таких известных кинолент, как «Музыкальная история», «Антон Иванович сердится» и других.

Когда началась Великая Отечественная война, Цыбасов был в Монголии на съемках кинофильма «Его зовут Сухэ-Батор». Он вернулся в Среднюю Азию и оттуда ушел на фронт. Боевой путь художника отмечен многочисленными наградами, ему довелось освобождать узников концентрационных лагерей. Тогда же, во фронтовом альбоме начала создаваться серия «Фашизм». Победу Цыбасов встретил в Берлине.

В последние годы жизни мастер работал на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов, оформлял киноленты, посвященные теме космоса — «Вселенная», «Дорога к звездам», «Циолковский» и другие.

В 1966 году, за год до своей смерти, Михаил Петрович создал серию портретов Павла Николаевича Филонова, отдав тем самым дань памяти и уважения своему учителю, которому всегда оставался верен.

В 1967 году, после смерти художника, более восьмидесяти живописных и графических произведений М. П. Цыбасова было передано в дар Музею изобразительных искусств Республики Карелия его вдовой.

Читать дальше