Батони (Баттони), Помпео Джироламо (итал. Pompeo Girolamo Batoni (Battoni)) (1708, Лукка – 1787, Рим) – итальянский живописец академического направления, пользовавшийся в 18 веке большой известностью. Родился в Тоскане, жил и работал в Риме, где стал лидером художественной жизни Италии. В своем творчестве он всю жизнь стремился гармонично сочетеать натуру и идеал, пытаясь раскрыть феномен искуства Рафаэля, его кумира. Писал картины на античные и мифологические сюжеты. Среди его работ, отличающихся виртуозной техникой, наиболее знаменита серия картин о герое Ахилле, выполненной художником для галереи Уфиции.
Батони (Баттони), Помпео Джироламо (итал. Pompeo Girolamo Batoni (Battoni)) (1708, Лукка – 1787, Рим) – итальянский живописец стиля рококо и неоклассицизма.
Батони родился в Лукке, в семье ювелира Паолино Баттони. Вероятно, уроки отцовского ремесла сказались в последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы. В 1727 или 1728 г. Батони уехал в Рим, где сперва зарабатывал на жизнь срисовыванием античных статуй. В Риме Батони учился у Агостино Мазуччи, Себастьяно Конка, возможно, у Франческо Империале.
Судьба Батони сложилась удачно. Уже в начале 1740-х гг. у него не было недостатка в заказах на алтарные образы, мифологические, исторические и аллегорические картины, а в 1741 г. он был принят в члены Академии Святого Луки. Батони вошёл в Риме в большую моду, особенно после того, как его коллега и соперник Антон Рафаэль Менгс, представитель раннего неоклассицизма, переехал в 1761 г. в Мадрид.
Слава портретиста привлекала в его мастерскую высшую аристократическую знать со всей Европы, ему заказывали портреты папы и монархи. Он был хранителем папских коллекций, а его дом сделался местом встреч деятелей искусства тех дней, общественным и интеллектуальным центром. В число его друзей входил Винкельман, и, подобно ему, Батони стремился в своей живописи к умеренному классицизму старых мастеров, в отличие от модного в то время стиля венецианских художников. Живописец Бенджамин Уэст, живший в Риме в 1760 г., сетовал, что итальянские художники «ни о чём ином не говорили и ни на что иное не смотрели, кроме как на работы Помпео Батони». Он стал столь авторитетным мастером, что многие современники, посвятившие ему страницы своих произведений, пытались разобраться, что такое «манера Батони», почему ему суждено было занять лидирующее положение в Риме и стать, по словам Винкельмана, «одним из лучших в мире». Искусство Батони не знало конфликтов с общественным вкусом и находило неизменное признание у современников.
Батони был дважды женат: в 1729 г. – на Катерине Сети (ум. в 1742 г.), а позднее, в 1742 г. – на Лючии Фаттори. Из его двенадцати детей трое сыновей были его помощниками в занятиях искусством.
Начиная с 1759 г. Батони жил в большом доме на Виа Бока ди Леоне в Риме, где размещалась его студия, выставочные комнаты и школа рисования.
Батони умер в Риме, и, согласно молве, завещал свою палитру и кисти Жаку Луи Давиду.