Регистрация
Генрих Ипполитович Семирадский
Генрих
 Ипполитович Семирадский
Россия 1843−1902
Подписаться28                
Подписаться28                
Биография и информация
 
Генрих Ипполитович Семирадский (24 октября 1843 года, Ново-Белгород (ныне Печенеги), Харьковская губерния — 23 августа 1902, Стшалково, Петроковская губерния) — польский и русский художник, один из самых выдающихся представителей академизма.
Семирадский в первую очередь известен своими монументальными работами, посвященными истории Рима и Греции, а также пейзажами и портретами. Работал над росписью Храма Христа Спасителя. Несмотря на острую критику русских искусствоведов, в Европе талант Семирадского признавали; художник имел ученые звания не только Петербургской Академии художеств, но и Академий живописи Берлина, Рима, Стокгольма, Турина, а также Французской академии изящных искусств.

Особенности творчества художника Генриха Семирадского: Хотя во второй половине XIX века изобразительное искусство активно развивалось в самых различных направлениях, Генрих Семирадский всегда оставался сторонником академического классицизма. Художники-передвижники бранили его подходы к построению композиции и выборе тем, импрессионисты называли его академические приемы «восставшим из гроба призраком», а Павел Третьяков принципиально не покупал картин Семирадского для своего собрания. Вопреки критике искусствоведов, картины Семирадского практически всегда восторженно принимались публикой. Его излюбленными темами были сюжеты античной истории и раннего христианства; художник тяготел к монументализму, многоплановости композиций, игре красок и светотени.

Самые известные картины Генриха Семирадского: «Доверие Александра Македонского к своему врачу Филиппу во время тяжелой болезни», «Христос и грешница», «Римская оргия блестящих времен цезаризма», «Светочи христианства», «Танец среди мечей», «Сожжение трупа вождя руссов в Булгаре», «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году», «Христос у Марфы и Марии», «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине»

Детство и юность художника
Отец Генриха Семирадского, польский дворянин Ипполит Эулевтерьевич Семирадский, был выпускником военного училища в Варшаве и строил свою карьеру, служа русскому Императору на юге России; он был врачом. Мать вела хозяйство и воспитывала троих детей. Ранние годы Генриха Гектора, его брата Михаила и сестры Марии прошли в небольшом местечке Ново-Белгороде Харьковской губернии. Когда настало время отдавать детей на обучение, семья перебралась в Харьков. Дети воспитывались в национальном польском духе, а дом Семирадских был культурным средоточием местной польской интеллигенции. Здесь, в Харькове, Генрих поступил в гимназию, и в гимназии встретил своего первого и главного учителя рисования — Дмитрия Ивановича Безперчия (1825 — 1913). Ученик Карла Брюллова, Безперчий привил Семирадскому любовь к живописи и стал его наставником на долгие годы обучения в гимназии, а позже — и в период учебы в Харьковском университете, куда Семирадский поступил по настоянию отца. Защитив в 1864 году диссертацию на тему «Об инстинктах насекомых», Генрих сообщил родителям о желании ехать поступать в Императорскую Академию художеств. Он прибыл в Санкт-Петербург осенью того же года и сдал вступительные экзамены, поступив вольнослушателем с оплатой в 25 рублей годовых.

Годы учебы в Академии и первые успехи
В мае 1865 года за работу «Избиение младенцев» Семирадский награждается Малой серебряной медалью — выдающееся достижение для студента первого года обучения. По рекомендации ректора Федора Бруни, Семирадский год спустя подает прошение о переводе в постоянные ученики: так он мог претендовать на Большую золотую медаль и пансионерскую поездку в Европу. Совет Академии удовлетворил прошение.

За композицию «Диоген, разбивающий чашу» Семирадский был удостоен Малой золотой медали, что давало ему возможность принять участие в конкурсе на соискание Большой золотой медали. Тема будущей картины звучала так: «Доверие Александра Македонского к своему врачу Филиппу во время тяжелой болезни». В исполнении Семирадского работа была решена без излишней патетики и нарочитых поз, чувства главных героев художник передал пластическими средствами. Совет Академии и публика отнеслись к картине благосклонно, и 4 ноября 1870 года Семирадскому была присуждена Большая золотая медаль и звание классного художника I степени. В настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Беларуси.

Европа: Краков, Мюнхен, Флоренция
Несмотря на волокиту с бумагами и недосданными в прошлом экзаменами, Совет Академии одобрил пансионерскую поездку на шесть лет, и в конце лета 1871 года Генрих Семирадский начал свое путешествие, посетив вначале польский Краков, отдав дань одному из величайших польских городов, а после этого сделав остановку в Мюнхене. Здесь он начал работу над картиной «Римская оргия блестящих времен цезаризма», сюжет которой был взят из романа «Сатирикон» Гая Петрония. В картине впервые прозвучала тема театрального действа, которая станет одним из стойких мотивов творчества художника. Показанная местной публике, картина была принята хорошо, а после экспозиции в Санкт-Петербурге ее приобрел Великий князь Владимир.

В апреле 1872 года Семирадский прибыл во Флоренцию, где снял мастерскую, предвкушая плодотворную работу. Однако извержение вулкана Везувий внесло свои коррективы — Генрих отправился в Неаполь взглянуть на редкое проявление природных сил; после были Помпеи, остров Капри и Рим. Встретив в Риме множество знакомых, художник принял решение переехать в «вечный город» и снял себе жилье на via Sistina. Как вспоминали позже родственники художника, как только он познакомился с Римом, все остальное перестало для него существовать.

Рим — любовь всей жизни Семирадского
Погрузившись в художественную среду итальянской столицы, Семирадский подыскал себе мастерскую вблизи Испанской лестницы, где в то время собирались натурщики и натурщицы Рима, а также торговали цветами. Художник пишет картину «Христос и грешница» («Грешница») по заказу Великого князя Владимира, работу над которой начал еще в Мюнхене — относительно недорогие римские натурщики пришлись весьма кстати. Альбом с 32 набросками к картине «Грешница» хранится в краковском Национальном музее, а сама картина находится в Государственном русском музее. Колорит и техника исполнения пришлись по вкусу публике Санкт-Петербурга — в 1873 году «Грешница» имела большой успех на академической выставке и, вместе с тем, подверглась критике одного из ведущих историков искусств того времени Владимира Стасова (1824 — 1906), одного из главных вдохновителей «Товарищества передвижных выставок». Приклеившаяся с легкой руки Стасова к Семирадскому слава художника, в работах которого нет души и экспрессии, преследовала мастера всю жизнь. Стасову все было не так: пейзаж — «итальянский», «тени душевного мира» отсутствовали, критик считал тонкое звучание света и красок «делом второстепенным», виртуозностью без души.

Семья художника
Художник женился в 1873 году; его спутницей жизни стала кузина, 18-летняя Мария Прушиньсая. Чтобы обвенчаться с близкой родственницей, Семирадскому понадобилось специальное разрешение. Свадьба прошла в Варшаве. У супругов родилось трое сыновей — Болеслав (1874), Казимир (1876; мальчику прожил только один год) и Леон (1883). В 1878 году в семье Семирадских появилась дочь — Ванда.

«Светочи христианства»
Следующим после «Грешницы» грандиозным трудом Генриха Семирадского стало огромное (3,85×7,04 м) полотно «Светочи христианства» («Факелы Нерона»), завершенное в 1876 году. При работе над этой картиной художник много времени гулял по античным развалинам Рима, вглядываясь в разрушенный дом Нерона. Он много читал — как римских классиков, так и книги, посвященные их творчеству, стараясь максимально точно изобразить архитектурные и исторические моменты, присущие периоду гонений на христиан. Шесть композиционных планов, более сотни фигур, бесконечные наброски и эскизы — работа над «Светочами христанства» поглотила художника. Первый показ прошел в Риме — публика была в восторге, критики — нет. Далее картину показали в Мюнхене и Вене, и с тем же результатами: публика превозносила художника, критики же ужесточали свои эпитеты.

Написанная в этот же период картина «Гонители христиан у входа в катакомбы» подвергнута Советом Академии порицанию, а художник получил официальный выговор: обидный момент. Продолжая работу над «Светочами христианства», Семирадский пишет ряд произведений «для заработка», темой которых становится «история древней греко-римской жизни». В том же году он создает четыре эскиза для росписи храма Христа Спасителя.

Признание Европы
Пансионерство Семирадского закончилось. Весной 1877 года «Светочи христианства», невзирая на трудности, связанные с русско-турецкой военной компанией, благополучно прибыли в Санкт-Петербург. Советом Академии картина была принята восторженно, а Семирадскому, имевшему к тому моменту звание академика, было присвоено звание профессора. Критики, как обычно, были беспощадны.

В 1878 году картина «Светочи христианства» получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже, а художнику присвоили звание Кавалера почетного легиона. Год спустя он подарил эту работу городу Кракову, в котором перед этим инициировал создание национальной галереи искусств на месте бывших суконных рядов.

Роспись храма Христа Спасителя
После «Светочей христианства» Семирадский приступил к росписи храма Христа Спасителя в Москве. Ему заказали исполнить четыре сцены из жизни св. Александра Невского на хорах северного придела храма; художник работал над ними летом 1876 года. Росписи не сохранились, поскольку храм был взорван в декабре 1931 года, однако эскизы дошли до наших дней в собрании Государственного Русского музея. Год спустя Семирадскому предложили еще один заказ по росписи храма Христа Спасителя — он выполнил запрестольную роспись «Тайная вечеря», а годом позже — росписи «Крещение Господне» и «Въезд Иисуса Христа в Иерусалим».
По окончании работ Семирадский вернулся в Италию. В 1879 году он создал картину «Танец среди мечей», которую сразу же купил граф Александр Орловский. Эта работа дошла до современников в реплике (1881), заказанной художнику московским предпринимателем и коллекционером Козьмой Солдатёнковым; картина хранится в Третьяковской галерее.

Жизнь художника в Риме
В начале 1880х Генрих Семирадский выстроил себе виллу почти в центре Рима. На via Gaeta под его руководством был возведен трехэтажный особняк, в котором он поселился с женой и детьми. Просторная мастерская с прекрасным освещением была разделена на две части. В первой, парадной, Семирадский принимал заказчиков и гостей; здесь же были выставлены его готовые картины. Во второй части все было устроено для работы, в том числе смонтированы специальные механизмы для подъема больших полотен.

В римских путеводителях дом Семирадского был указан как одна из местных достопримечательностей: художник принимал публику два дня в неделю. На узкой улочке толпились коллекционеры и представители царских семей, польские магнаты и русские меценаты, художники и поэты — все торопились полюбоваться новыми картинами.

Период монументализма
В этот период Семирадский получил заказ на монументальные полотна для Музея древностей в Москве: «Сожжение трупа вождя руссов в Булгаре» и «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году». Работая над их созданием, художник консультировался с графом Уваровым — археологом и директором Музея, изучал литературные источники и национальный костюм. Несмотря на негативные публикации в прессе, работа продвигалась достаточно быстро: художник был увлечен возможностью проявить себя в композиционных решениях монументальных полотен. Зрители увидели обе картины в ноябре 1884 года. Два года спустя Семирадский создает еще два плафона — «Весна» и «Аврора». Эти композиции украсили санкт-петербургский дом фабриканта и мецената Юрия Нечаева-Мальцова — человека, фактически подарившего Москве Музей изящных искусств (ныне ГМИИ им. Пушкина).

В 1886 году Генрих Семирадский закончил работу над полотном «Христос у Марфы и Марии», Перед выставкой в Берлине художник представил картину в своем римском ателье.

«Фрина»
Несколько картин, созданных после «Христа» и посвященных тишине и покою монашеской жизни, не вызвали большого эмоционального отклика ни у публики, ни у самого художника. Тем радостнее было возвращение к традиционной для Семирадского эллинской тематике в картине «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». Художник писал: «Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в ее представление. В этом сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, — восторг народа-художника, ни в чем не похожий на современный цинизм обожателей кокоток…»

Зимой 1889 года «Фрина» предстала перед зрителями Санкт-Петербурга. Выставленная в рафаэлэвском зале Академии художеств, картина была дополнительно подсвечена электрическими лампами («свечами») Яблочкова. Это вызвало у прессы массу вопросов, и Семирадскому пришлось оправдываться — мол, он применил искусственное освещение, чтобы звучание красок не угасло. Вставка имела грандиозный успех, картина была приобретена Императором и отправилась в выставочное турне по городам Европы. А Семирадский продолжил работать над полотнами, выбирая сюжеты в историко-бытовом жанре: «У фонтана» (1893), «После купания» (1895), «Игра в кости» (1899) и др.

На склоне жизни
В феврале 1894 года публика увидела грандиозный театральный занавес, созданный Генрихом Семирадским для Краковской оперы — перед отправкой в Краков его показали римской публике. В качестве платы за создание занавеса художник попросил лишь возместить фактические расходы: эта монументальная работа стала его подарком Кракову. Еще один театральный занавес — для львовского Городского театра — был создан в 1899 году.

Для Варшавской филармонии Семирадский создал два панно — «Музыка светская» и «Музыка духовная». Приехав в 1901 году на их монтаж, художник выразил сожаление, что теперь долго не сможет работать. Он чувствовал, что жить ему осталось недолго. В конце октября 1901 года доктора подтвердили печальный диагноз — рак языка. Семирадский быстро угасал; летом 1902 года семья переехала в имение Стшалково на юге Польши.

23 августа 1902 года Генрих Семирадский скончался. Его похоронили в Варшаве, рядом с могилами родителей. Позже, по просьбе общественности, гроб с телом Генриха Семирадского был перезахоронен в Кракове, в костеле паулинов «На Скалке», среди могил выдающихся сынов Польши.
Читать дальше
Работы понравились
Удалён
+23

Лента
Генрих Ипполитович Семирадский (24 октября 1843 года, Ново-Белгород (ныне Печенеги), Харьковская губерния — 23 августа 1902, Стшалково, Петроковская губерния) – польский и русский художник, один из с…
Весь текст
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Генрих Ипполитович Семирадский (24 октября 1843 года, Ново-Белгород (ныне Печенеги), Харьковская губерния — 23 августа 1902, Стшалково, Петроковская губерния) – польский и русский художник, один из с…
Весь текст
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 91 работа
Генрих Ипполитович Семирадский. Христос у Марфы и Марии
2
Христос у Марфы и Марии
1886, 191×303 см
Генрих Ипполитович Семирадский. Христос и грешница
0
Христос и грешница
1873, 350×550 см
Генрих Ипполитович Семирадский. Похороны знатного руса в Булгаре
0
Похороны знатного руса в Булгаре
1883, 380×540 см
Генрих Ипполитович Семирадский. Христос и самарянка
1
Христос и самарянка
1890, 183×101 см
Генрих Ипполитович Семирадский. Отдых
1
Отдых
1896, 51×81 см
Генрих Ипполитович Семирадский. У водоема
1
У водоема
1895, 170×100 см
Генрих Ипполитович Семирадский. Опасный урок
3
Опасный урок
1886, 55×108 см
Генрих Ипполитович Семирадский. Игра в кости
2
Игра в кости
1899, 88×141 см
Генрих Ипполитович Семирадский. Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом
0
Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом
1884
Посмотреть 91
HELP