Елена Киселева (27 октября 1878 г., Воронеж, Россия — 8 июля 1974 г., Белград, Сербия) родилась в Воронеже, в семье педагога и математика Андрея Петровича Киселёва. Семья была известной и прогрессивной: Андрей Петрович преподавал математику в Воронежском институте народного образования и на ряде курсов, много лет был членом Городской думы. Его жена, Мария Эдуардовна, помимо воспитания троих детей, занималась благотворительностью, совместно с мужем открыла в собственной усадьбе Отрадное школу для крестьянских детей, которая после революции была превращена в детский дом (одновременно с национализацией усадьбы). С 1922 года семья живет в Ленинграде, где к тому времени уже осели младшие дети.
Первые частные уроки рисования Елена Киселева получила у Михаила Пономарева, известного воронежского фотографа и художника. Затем обучалась в Воронежской рисовальной школе под руководством художника Льва Соловьёва, по окончанию которой поступила в Мариинскую женскую гимназию. Закончив гимназию с золотой медалью, Киселева поступила на Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге.
Естественно, дочь известного математика выбрала математический факультет. Однако стать педагогом ей было не суждено: в 1898 году, после перенесенного тифа, Киселева решает посвятить себя художественной стезе и становится студенткой Высшего художественного училища при Академии художеств. Двумя годами позже она поступает в Академию и учится в мастерской Ильи Репина.
Одна из его любимых учениц, Елена Киселева в полной мере восприняла академическую, классическую школу своего наставника. В 1903 году Репин поручает Елене и и еще одной своей талантливой ученице, Евгении Малешевской, работу над серией диорам к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга.
В том же году художница впервые попадает за границу, в Париж. Напитавшись новейшими тенденциями и привнеся их в свои работы, молодая художница не находит поддержки у себя на родине. Ее эскиз дипломной работы «Парижское кафе» был отвергнут Советом академиков с весьма нелестными отзывами. Тогда Киселева берет академотпуск и опять уезжает в Париж — «мятежная» академистка поступает в художественную школу художника и графика Эжена Каррьера. Намеренная «бедность» палитры Каррьера в творчестве Киселевой никак не отобразилась: ее работы ярки, художница работает с цветом и светом. В 1907 году она заканчивает Академию художеств с дипломной работой «Невесты. Троицын день».
Елена Киселева стала первой из женщин, закончившей Академию художеств, которой официально был предоставлено пенсионерство для обучения за границей. Как писала одна из петербургских газет, «в ее лице Академия впервые венчает лаврами ученицу и по заслугам». Естественно, что она опять отправилась в Париж, где обучалась в Академии Родольфо Жюлиана. Далее была поездка по Италии, а в 1911 году художница вернулась в Россию.
Живя и работая в Европе, Елена Киселева принимала активное участие в выставках: она демонстрировала свои работы в экспозициях Нового общества и Союза русских художников, на международных выставках в Мюнхене (1909) и Риме (1911). В 1909 году на Весенней выставке в Академии художеств портрет «Дома», где Киселева изобразила себя в интерьере своего парижского ателье, был удостоен премии имени А. И. Куинджи.
Лучшим периодом в творчестве Елены Киселевой эксперты и историки считают 1910-е годы. Художнице сопутствовал неизменных успех на многочисленных выставках, о ней много писала пресса, она пользовалась уважением и поддержкой со стороны Ильи Репина, часто бывала в усадьбе своего учителя в финском Куоккале. Критики были благосклонны, отмечая в творчестве художницы соединение классической школы и постимпрессионизма. Картины покупали охотно; известно, что несколько полотен приобрел для собственной коллекции Максим Горький.
Одна из немногих работ Елены Киселевой, совмещающей портретный и анималистический жанры — портрет первого мужа художницы, Николая Перевертанного-Чёрного. Семейная жизнь у них не сложилась, однако после развода бывшие супруги поддерживали дружеские отношения. Корней Чуковский отзывался о супруге Киселевой весьма нелестно: «Когда я познакомился с ним, это оказался лентяй, паразит, ничего не читающий, равнодушный ко всему на свете, — кроме своего автомобиля, ногтей и пробора — живущий на средства своей жены — человек самовлюбленный, неинтересный, тупой, но как будто добродушный». Впрочем, Перевертанный-Чёрный был способен на любовь — к собственным собакам. А у Елены была насыщенная жизнь, полная творческих устремлений.
Как писала художница, «главное, меня всегда увлекал женский портрет. Когда я встречала красивую женщину, я так и хотела её писать». Ей удалось создать целую плеяду удивительных женских образов, запечатлеть живой облик своих современниц, передать правдивое ощущение погружения в атмосферу Серебряного века.
В 1917 году Елена Киселева переезжает в Одессу. Здесь она встречает своего второго мужа — Антона Билимовича, с которым познакомилась еще в 1914 году во Франции. Профессор механики, позже — ректор Новороссийского университета, Антон Билимович становится постоянным спутником жизни художницы. В мае 1917 года у них родился сын Арсений.
Как и у Зинаиды Серебряковой, рубежом судьбы и творческих амбиций Елены Киселевой стала эмиграция: в феврале 1920 года художница выехала в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев — так тогда называлась будущая Югославия, — где профессор Билимович получил работу в Белградском университете. В отличие от Серебряковой, в эмиграции Киселева ни в чем не нуждалась: жизнь семьи была обеспеченной, был свой дом, думать о куске хлеба Елене Андреевне не приходилось. Но вот творчества в ее жизни стало куда как меньше, о чем она постоянно сожалела.
В своих воспоминаниях Елена Киселева писала: «Мой муж был слишком большим ученым, совершенно поглощенным своей наукой и своими работами, он не мог помогать мне в ведении хозяйства и в воспитании сына. Все было на мне. У нас много людей бывало, жили, что называется, „открыто“, но никто не интересовался художницей Киселевой».
В 1970 году Елена Андреевна похоронила своего мужа, Антона Билимовича, и оставшиеся годы провела в одиночестве, дав обет молчания и много времени посвящая цветам и любимому саду. Окончательную точку в своем творчестве Елена Киселева поставила после кончины сына: находясь на оккупированной немцами территории, Арсений в 1942 году вместе с женой попал в концлагерь. Два года спустя, после их возвращения в 1944 году, Арсений тяжело болел и вскоре скончался. «Портрет сына на смертном одре» — последняя работа Елены Киселевой. Она держала рисунок у себя в комнате; по завещанию художницы, его сожгли после ее кончины, во время кремации. Художница ушла из жизни в возрасте 95 лет.
Возвращению наследия Елены Киселевой, новому открытию ее имени для истории русской живописи во многом способствовала искусствовед из Воронежа Маргарита Ивановна Лунева. При помощи Белградского музея национального искусства в 1967 году Лунева выяснила, что Елена Киселева-Билимович еще жива, и списалась с художницей; их переписка продолжалась до последних дней жизни художницы. Размышляя о своем наследии, Елена Андреевна передала большую часть своих картин городу, в котором она родилась — в Воронежский музей изобразительных искусств.
Зимой-весной 2017 года состоялась первая персональная выставка художницы в Москве.
Биографический очерк подготовила Рита Лозинская