войти
опубликовать

Паоло
Венециано

Италия • родилась в 1300

Один из первых заметных венецианских художников и часто рассматриваемый как один из основателей самостоятельной венецианской художественной школы.

Родился в семье художников. Работал вместе со своими сыновьями Марко, Лукой и Джованни. Был официальным художником дожа Андреа Дандоло. Возможно, был учителем Лоренцо Венециано. Первая известная работа подписана Паоло Венециано под 1333 годом, последняя — вместе с сыном Джованни под 1358 годом.

Творчество Паоло Венециано несёт как явные черты, унаследованные от византийской живописи, в том числе золотой фон, так и цветовое разнообразие, характерное для современных (например, Джотто) и более поздних итальянских живописных школ.

Этот художник, игравший одну из ведущих ролей в искусстве первой половины XIV в. в Венеции и стоявший у истоков венецианской живописи, был личностью оригинальной, сложной и во многих отношениях противоречивой. Характерные особенности многих его работ, которые, несмотря на разные мнения, принадлежат все же к раннему этапу деятельности мастера, доказывают, что ярко выраженный византинизм Паоло - связанный с расцветом «греческой манеры», проникшей в Венецию в первой половине века вместе с высокой культурой Палеологов и в течение длительного времени рассматривавшийся как отличительная черта «мастера Паоло» - в действительности появился лишь в более зрелый период его творчества. Таким образом, первые шаги художника были отмечены более «западными» стилистическими формами, в которых отразились художественные новаторства Джотто, но переработанные впоследствии школой Римини, и которым присуще особое пластическое и декоративное чувство, восходящее к романскому искусству. Эти формы, едва заметные в живописных частях резного алтаря ц. СанДонато в Мурано (1310), ясно проявлены в алтарном образе «История блаженного Льва Бембо» (1321, ныне - ц. Сан-Бьяджо в Диньяно). Оживленные энергичной моделировкой, вибрирующим колоритом, отличающиеся острой наблюдательностью и довольно удачными перспективными поисками, композиции алтаря в полной мере демонстрируют эту «западную» стилистику. Затем искусство Паоло входит в эклектическую фазу, проникнутую духом как Запада, так и Востока. Этот период отмечен такими работами, как «Коронование Марии» (1324, Вашингтон, Нац. гал.), створки триптиха св. Клары с изображением святых (1328-1330, Триест, пинакотека), «Мадонна с донаторами» (Венеция, гал. Академии), в которой, наряду с чисто византийским схематизмом, встречаются и элементы готического стиля, такие, как линейный ритм и широкая, монументальная манера изображения, а также «Алтарь св. Лючии» (Велья, епископство), где византийские мотивы трактованы более динамично и описательно.

Лишь в начале четвертого десятилетия XIV в. Паоло освобождается от этого «романизированного византинизма» (по выражению Паллуккини). Его первая подписная работа, датируемая 1333, - «Успение Марии» (центральная часть полиптиха, который прежде находился в ц. Сан-Винченцо в Венеции и фрагмент которого хранится сейчас в Городском музее Виченцы) - указывает на окончательное приобщение художника к неогреческому искусству Палеологов. В этом произведении, еще недавно считавшемся исследователями единственной зрелой работой мастера, византийские формулы не исключают, однако, некоторой манерности и изысканной выразительности в строгих лицах, что свойственно готическому стилю. Те же черты присущи и серии маленьких портативных полиптихов, изготовленных, вероятно, мастерской Паоло (Парма, Нац. гал.; Вустер, Художественный музей; Вашингтон, Нац. гал.; Авиньон, Пти Пале), а также более значительному полиптиху из Тбилисского музея, относящемуся, скорее всего, к 1340-м. Еще одной важной работой художника является «Богоматерь с младенцем» (1340, частное собрание). Таким образом, Паоло становится одним из ведущих венецианских мастеров. О его признании свидетельствуют и официальные заказы дожа Андреа Дандоло на работы в Палаццо Дукале и базилике Сан-Марко.

В дальнейшем Паоло часто работал со своими сыновьями. Подобное семейное сотрудничество было вообще свойственно венецианскому искусству. Первой такой работой, датированной 22 апреля 1345 и подписанной Паоло и его сыновьями Лукой и Джованни, стал алтарь «Pala feriale», названный так, потому, что в будние дни он заменял «Пала д'0ро» Сан-Марко, предназначавшийся для торжественных случаев. Единство выразительных средств не позволяет распознать долю участия каждого художника в создании этого произведения. Возможно, великолепные «Сцены из жизни св. Марка», написанные в эмилианском вкусе и своим обильным использованием архитектурных элементов контрастирующие с византийским консерватизмом других частей алтаря, были исполнены одним из сыновей Паоло. Но эта гипотеза слишком ненадежна, поскольку уже ранние работы самого Паоло представляли собой аналогичные решения. То же самое можно сказать и о двух панно, иллюстрирующих эпизоды из жизни св. Николая (Флоренция, Палаццо Питти, дар КонтиниБонакосси). Вероятно, эти работы являются фрагментом алтаря, исполненного Паоло в 1346 для Палаццо Дукале и погибшего во время пожара 1483. В «Мадонне» из ц. в Карпинетте (1347) и трехъярусном полиптихе из ц. Сан-Джакомо в Болонье (что доказывает связи мастера с этим городом) явно прослеживаются готические черты. В некоторых композициях полиптиха (например, «Битва св. Георгия с драконом») художник достигает подлинного совершенства выразительности и мастерства. Живостью повествования, типажами святых, изображенных быстрыми, взволнованными штрихами и в соответствии с иконографической схемой, ставшей традиционной для всех последующих работ Паоло, это произведение сближается с полиптихом Кьоджа, датируемым 1348 (ораторий Сан-Мартино; при восстановлении полиптиха туда были помещены панно, происходящие из разных ансамблей). К середине века в произведениях Паоло увеличиваются черты византинизма, что свидетельствует о путешествии мастера в Константинополь. Подтверждением этой гипотезы служит также и большой «Полиптих св. Франциска и св. Клары» (Венеция, гал. Академии). Византийский ритм композиции и по-восточному роскошный декор сочетаются здесь с элементами «западного» стиля и чертами болонского искусства. Этот оригинальный неовизантинизм можно видеть и в полиптихе из коллегии Пирано («Мадонна с младенцем и восемью святыми», 1354; прежде приписывался Мастеру из Пирано).

По мере роста числа заказов художнику все чаще приходилось обращаться к более легким академическим формулам, что повлекло за собой ослабление его изобретательности. Это заметно в полиптихе из монастыря Сант-Эуфимия в Арбе и в полиптихе из Лувра. Но в полиптихе из Сан-Северино (пинакотека), недавно приписанном Паоло, лишенная гибкости и почти отвлеченная «греческая манера» еще выделяется на фоне готической манерности, утонченной стилизации и подчеркнутого изящества некоторых образов. Творчество ^художника завершает «Коронование Марии» (Нью-Йорк, собрание Фрик), датируемое 1358 и подписанное Паоло и его сыном Джованни. Это произведение являет собой подлинный шедевр по глубине готического дыхания, светлому и блестящему колориту и прекрасному гармоничному стилю. Соединив в своем оригинальном видении Восток и Запад, Паоло Венециано отмечает первый этап в развитии венецианской живописи.

Перейти к биографии