войти
опубликовать

Франц
Крюгер

Германия • 1797−1857

Биография и информация

Франц Крюгер родился 10 сентября 1797 года в семье небогатого чиновника Фридриха Крюгера в деревне Грос-Бадегаст, герцогства Анхальт-Дессау. Первым его учителем рисования стал местный орнитолог И. Ф. Науманн, который в научных целях делал зарисовки различных видов птиц. В 1812 году Франц Крюгер переехал в Берлин, где поступил в Берлинскую Академию художеств. После окончания обучения, продолжил свое образование самостоятельно. В 1818 художник представил на выставке в Берлинской Академии свои работы на военные и охотничьи темы. В 1825 Фридрих Вильгельм III назначил Крюгера придворным живописцем. Франц Крюгер скончался в 1857 году и был похоронен в Берлине на кладбище Доротеум перед Бранденбургскими воротами.

Немецкий живописец, мастер парадных портретов и панорам военных парадов.

Сын чиновника. Он сначала обучался у художника Карла Вильгельма Колбе, который прививал ему качества точного наблюдения. В 1812-14 учился в Академии Художеств в Берлине, позднее изучал живопись самостоятельно.

В 1818—1819 исполнил ряд полотен, посвященных борьбе немецкого народа против Императора Наполеона, в 1820 написал конные портреты принца Августа Прусского и графа фон Гнейзенау, в дальнейшем пользовался их покровительством.

С 1825 профессор и действительный член Берлинской Академии художеств, придворный живописец прусского короля Фридриха Вильгельма III. С 1831 почетный вольный общник Петербургской Академии художеств.

По заказу великого князя Николая Павловича (будущий император Николай I) исполнил больщую композицию «Парад на Оперной площади в Берлине» (1824—1831, Берлин, Национальная галерея). В 1832, 1836, 1844—1845, 1847, 1850—18­51 работал в России при дворе императора Николая I.

В больших изображениях парадов ("Парад на Оперн-плац", 1824-29, Национальная галерея, Берлин) Крюгер живо и точно показал берлинское общество.

Наряду с официальными заказными картинами и портретами исполнял интимные портреты и жанровые, в том числе охотничьи, сцены в духе бидермейера.

Среди наиболее значительных произведений Крюгера — конные портреты короля Фридриха Вильгельма III (1831) и императора Александра I (1837) для Военной галереи Зимнего дворца, портрет императора Николая I с цесаревичем Александром Николаевичем, великим князем Михаилом Павловичем и свитой (1835, Царское Село, Александровский дворец), портреты российских полководцев, военачальников и государственных деятелей А. Х. Бенкендорфа, И. В. Васильчикова, П. Х Витгенштейна,

П. М. Волконского, М. С. Воронцова, И. Ф. Паскевича, А. И. Чернышева и других для Большого и Малого Фельдмаршальских залов Зимнего дворца (1834—1856, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

Пользовавшийся особенным расположением российского императора Николая I, он оставил много работ, ставших бесценными документами отечественной истории – портреты членов царской семьи, представителей высшей знати, картины придворного быта, мундиры, ордена, парады и учения.

В коллекцию «русских» работ Крюгера вошло свыше 100 экспонатов: более 70 живописных и графических работ мастера, литографии с его произведений, акварели дворцовых интерьеров, где в свое время находились картины Крюгера.

Как роялист, Крюгер был глубоко встревожен политическим волнением 1848, и его последняя большая картина Полковой парад в Потсдаме (1849; Берлин), уже не повторяет патриотические настроения предыдущих полотен.