• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Федор Михайлович Матвеев
Россия 1758−1826
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Сын солдата лейб-гвардии Измайловского полка. Воспитывался в Академии Художеств с 1764 по 1778 г. и, окончив курс с малой золотой медалью, в течение года оставался при академии, в качестве ее пенсионера. В 1779 г. получил большую золотую медаль и отправлен за границу. Посетил Германию и Швейцарию, жил и работал в Италии, в Риме пользовался руководством Ф. Гаккерта. По окончании срока командировки дважды ездил на долгое время снова в Италию, где, таким образом, протекла большая часть его жизни. Умер в Риме. Картины Матвеева некогда пользовались уважением не только в России, но и в Италии.

Ф. М. Матвеев был сыном солдата лейб-гвардии Измайловского полка. В шестилетнем возрасте его определили в Воспитательное училище при Петербургской А. Х. Заканчивал он обучение в пейзажном классе Сем. Ф. Щедрина. В 1778 г. получил большую золотую медаль и через год отправился пенсионером в Рим. Там он быстро усвоил принципы входящего в силу классицизма и стал последовательным классицистом. Каковы эти принципы в пейзажной живописи? Изображая конкретный вид, выбрать наиболее величественное и достойное. При этом увидеть в изображаемом его идеальный прообраз. Есть и образец — искусство античности, которое во времена Матвеева вызывало необычайный интерес, доходящий до всеобщего восторга. Требование «благородной простоты и спокойного величия» (И. И. Винкельман) предполагало в живописи гармонию и ясность: симметричную, уравновешенную композицию с обязательным делением па три плана и боковыми «кулисами», скульптурное понимание формы, локальный цвет (то есть собственный цвет предмета без учета его изменения под воздействием света и воздуха). Лучшие произведения Матвеева — «Вид в окрестностях Неаполя» (1806), «Вид на Лаго-Маджоре» (1808), «Вид Рима. Колизей» (1816), «Вид Больсенского озера в Италии» (1819) и др. Эти пейзажи имеют редкое достоинство: при всей своей идеальности они не превращаются в схему, здесь есть живое чувство. По свидетельству современников, Матвеев так обожал природу, что работал на натуре целыми днями, часто забывая о еде. В то же время его реальность — преображенная, возвышенная, даже героическая. Писал он и сочиненные пейзажи. В Италии Матвеев прожил сорок семь лет. Сначала ему мешало вернуться в Россию чувство свободы творчества, которого на родине не было. Потом мешали постоянно растущие долги. Он приобрел известность и уважение, ему покровительствовали образованные русские вельможи. Однако платили за работу мало. Несколько раз Матвеев обращается в АХ с просьбой помочь оплатить долги и прислать денег на дорогу домой, отправляет туда свои картины. Однако А. Х. оказалась слишком бережливой. Только в 1819 г. ему назначили пенсию 500 талеров в год. Матвеев умер в Италии в преклонном возрасте. Молодой Сильвестр Щедрин посещал мастерскую Матвеева в Риме и находил его одним из лучших современных пейзажистов, отмечал профессиональное мастерство и легкость исполнения, точность в передаче натуры (вплоть до формы листьев разных пород деревьев), теплоту колорита, освещение и неподражаемое умение писать дальние планы.

Читать дальше

Работы художника
всего 6 работ
Итальянский пейзаж
0
Итальянский пейзаж
1819, 156×109 см
Вид Рима. Колизей
0
Вид Рима. Колизей
1816, 194×135 см
Вид в Сицилии. Горы
0
Вид в Сицилии. Горы
1811, 159×108 см
Вид в Тиволи близ Рима
0
Вид в Тиволи близ Рима
1782, 96×72 см
Пейзаж с водопадом
0
Пейзаж с водопадом
Пейзаж с пиниями
0
Пейзаж с пиниями
Посмотреть все 6 работ художника