Регистрация
Тициан Вечеллио
Тициан
 Вечеллио
Италия 1477−1576
Подписаться256             
Подписаться256             
Биография и информация
 
Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре — 27 августа 1576, Венеция) — итальянский художник, ярчайший представитель венецианской школы живописи эпохи Возрождения.

Особенности творчества художника Тициана Вечеллио: виртуозная работа с цветом, позволяющая изображать как тонкие душевные состояния на портретах, так и грандиозные драматические события на картинах с мифологическими или религиозными сюжетами, — для многих поколений художников «колорит Тициана» станет целью номер один; невиданная прежде психологическая глубина, достоверность, эмоциональность тициановских портретов; использование диагональной композиции для создания динамики в масштабных сценах.

Известные картины Тициана: «Даная», «Венера Урбинская», «Святой Себастьян».

"Это был высокий статный горец с гордой осанкой и орлиным профилем". «По натуре Тициан был молчалив, как истинный горец»… В обширной литературе о творчестве и жизни Тициана Вечеллио его нередко зовут «горец». Не потому, что, как могли бы пошутить нынешние киноманы, Тициан бессмертен (хотя, разумеется, бессмертен, наравне с великими современниками Леонардо, Микеланджело, Рафаэлем; только великих итальянцы звали просто по имени, опуская фамилию). И не потому, что дожил до возраста патриархов — умер не то в 96, не то в 99 лет (о точной дате его рождения до сих пор ведутся ожесточённые споры). Всё проще: горцем Тициан был по месту рождения — городу-крепости Пьеве ди Кадоре в северноитальянских Доломитовых Альпах, местности с суровым климатом и суровыми нравами.

Ни в роду Вечеллио, ни во всём Пьеве ди Кадоре, городе кузнецов, ткачей и лесорубов, художников не водилось. Считалось, заниматься в жизни нужно тем, что будет тебя кормить. Мальчики наравне с взрослыми проводили время в кузнечной мастерской или на рубке леса, девочки приносили из лесной чащи собранные ягоды и травы, из них потом готовили красители для домотканого полотна. Воскресные утра были отданы церкви. Однажды, вернувшись с мессы, Тициан, младший сын Грегорио и Лючии Вечеллио, воспользовался красками из домашней красильни и изобразил на беленой стене дома Деву Марию, в которой все без труда узнали прекрасные черты его матери. И хотя отец, военный и государственный муж, предпочел бы видеть сына нотариусом, Лючия настояла: отправим Тициана и его старшего брата Франческо в Венецию, пусть учатся живописи, а вдруг будет толк.

Сначала братья Вечеллио набираються опыта в мастерской мозаичиста Бастиано Дзуккато. Потом переходят к Джентиле Беллини, чьи картины высоко ценились даже в Османской империи, это способствовало укреплению её связей с Венецией. Джентиле знакомит братьев с секретами композиции, но недоволен рисунком Тициана и уверяет: ему никогда не стать художником! Тогда гордый Тициан уходит учиться к младшему брату Джентиле, Джамбеллино — так венецианцы ласково звали своего любимца Джованни Беллини. Большое влияние на становление Тициана оказал бывавший в Венеции немец Альбрехт Дюрер. И не только в мастерстве рисунка. Благодаря Дюреру Тициан понял, как нужно продвигать картины, чтобы о них узнало как можно больше людей: живописный оригинал увидят единицы, а вот гравюры — тысячи. Поэтому какое-то время Тициан сам увлекался техникой гравировки, а позднее всегда старался, чтобы его картины копировались грамотными граверами.

А еще Тициана всю его жизнь преследовала тень Джорджоне. Они были знакомы, но вряд ли дружили — слишком разный психологический склад. Джорджоне был настоящим харизматиком и любимцем венецианских интеллектуалов, весельчаком, музыкантом и бражником. Тициан отличался сдержанностью, был изысканно вежлив в обращении, немного флегматичен. Вместе они расписали фресками Немецкое подворье, но из-за соперничества отношения разладились.

В 1510-м году в Венецию пришла страшная чума, умерло более 40 тысяч. Люди боялись выходить из дома, чтобы не заразиться. Целыми днями по каналам плыли гондолы, груженные трупами. Тициан работал в своей мастерской, когда в дом к нему ворвался друг с ужасной вестью — чума убила Джорджоне! Ни минуты не медля, Тициан помчался к дому Джорджоне. Там уже жгли личные вещи покойного: считалось, только так можно защититься от чумы. Обжигаясь, Тициан выхватил из огня несколько полотен. Так удалось спасти «Спящую Венеру». Друзья Джорджоне потом попросят Тициана переписать некоторые из сильно пострадавших картин Джорджоне. Это сыграет злую шутку с Тицианом: некоторые его картины несправедливо будут приписываться кисти Джорджоне.

В отличие от ветреника Джорджоне, Тициан был натурой очень основательной, много читал и размышлял, злые языки даже звали его «тугодумом». Из этого вытекала особенность его творческой манеры — он очень медленно писал. Если работа над картиной «не шла», Тициан разворачивал полотно к стене до лучших времён. Это то и дело приводило к скандалам. Заказчики буквально осаждали Тициана напоминаниями о том, что все сроки уже истекли. В 1538-м году, после многочисленных напоминаний о батальной картине, которая была оплачена из городской казны, но так и не написана Тицианом, его даже лишили почётного звания официального художника Венеции, передав его художнику Порденоне.

За более чем 70 лет творческого труда Тициану приходилось писать венецианских дожей и римских пап, герцогов и королей, но даже знатность заказчика никак не помогала ускорить работу. Известно раздражённое письмо герцога Альфонсо д`Эсте, переданное Тициану по дипломатическим каналам: «Художник Тициан вовсе не считается с нами! Он играет скверную игру. Это для него плохо кончится!» Впрочем, когда герцог получил заказанную им аллегорию «Вакханалия» и оценил её совершенство, он пришёл в неистовый восторг. А почетное звание официального художника Тициану вернули — после того, как он всё-таки завершил батальную «Битву при Кадоре» (картина не сохранилась — погибла при пожаре).

Тициан был натурой могучей и цельной. Его дух и тело существовали в согласии, без всякой раздвоенности. Лишь к концу жизни художника, когда Высокое Возрождение подойдёт к своему закату, обнаружив трагические противоречия между миром и человеком, а Тициан разуверится в наступлении «золотого века», о котором столько писали гуманисты, его позднее искусство приобретёт тревожное звучание.
Внешне Тициан был необычайно крепок, высок и хорош собой. На его долю выпало несокрушимое здоровье и немало любовных историй. В большинстве это были романы с натурщицами, а позировать Тициану считали за честь женщины самых разных сословий: от графинь и маркиз (Тициан, например, писал знаменитую Лукрецию Борджиа и соперничавшую с ней в красоте и знатности Лауру Дианти — одна была неверной супругой правителя Феррары и Модены герцога д`Эсте, вторая его любовницей) до куртизанок, коих в обожаемой Тицианом Венеции только официально насчитывалось 11 тысяч.

Скандальный привкус имела история любви Тициана к красавице Виоланте. Она была дочерью товарища Тициана, художника Пальмы Старшего, и роман дочери с тем, кто годится ей в отцы, вызывал у Пальмы бурное негодование. Виоланта не отличалась строгостью нрава, охотно соглашалась позировать — причем не только Тициану. Её красота в Венеции превратилась в легенду, а её черты можно видеть в самых известных работах Тициана — «Флора», «Вакханалии», «Любовь небесная и любовь земная». В картине «Юдифь с головою Олоферна» божественно прекрасная Виоланта держит на руках блюдо с отрезанной головой, в которой легко узнается профиль Тициана.

В 1510-х годах, гостя у родни в Кадоре, Тициан увидел Чечилию Сольдано, прислуживавшую его матери. Пышущая здоровой деревенской красотой, скромная и работящая Чечилия потрясла Тициана: она так отличалась от легкомысленных венецианок и праздных красавиц Феррары и Падуи. Тициан уехал, но впечатление не забывалось. Тогда брат Франческо сделал ему сюрприз: уговорил родителей Чечилии отпустить девушку в Венецию. Вести домашнее хозяйство братьев Вечеллио — чем не заработок? Тициан оценил заботу брата, но еще долго не решался подступиться к Чечилии. Она заботилась о нём с материнской нежностью, густо краснела, когда он читал вслух любимых эротических поэтов Катулла и Овидия и, казалось, не претендовала на большее. Страсть к Чечилии настолько ослепила Тициана, что его перестали возбуждать другие натурщицы, и в конце концов, эта крепость пала, но об официальном венчании речи еще долго не шло, много лет они оставались любовниками. Лишь в 1525-м году Тициан наконец женится на Чечилии. К этому времени его верная подруга успеет родить художнику двух сыновей — Помпонио и Орацио, а через 5 лет Чечилия умрёт, подарив жизнь их с Тицианом дочери Лавинии (взрослой её мы можем видеть на картине «Девушка с корзиной фруктов«).

Сам художник проживет долгую, счастливую и насыщенную жизнь, получив славу величайшего колориста всех времён и прозвище «Тициан Божественный». Но чума, унёсшая когда-то жизнь Джорджоне, настигнет почти перед столетним юбилеем и его: заразившись от сына, но до последнего не желая оставлять любимое дело, Тициан умрёт в собственной мастерской, по одной из версий, зажав в руках кисть, по другой — собственное полотно «Кающаяся Мария Магдалина».

Автор: Анна Вчерашняя

Читайте также: Штрихи к портрету. Тициан и Венеция: что нужно знать о городе на воде, чтобы лучше понимать Тициана
Читать дальше
Работы понравились
Yae Tef
Ольга Хрипченко
+65

Лента
Легендарная коллекция произведений искусства, собранная английским монархом Карлом I в первой половине XVII века и рассеянная по Европе после его казни, впервые за почти 400 лет вернётся в Британию. Выставка «Карл I: король и коллекционер»  представит шедевры лучших мастеров прошлого – Тициана Вечеллио , Андреа Мантеньи , Ганса Гольбейна , Альбрехта Дюрера , Антониса ван Дейка  и Питера…

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Тициан Вечеллио. Портрет императора Карла V с собакой
Тициан Вечеллио. Аллегория супружества
Вся лента
Работы художника
всего 286 работ
Тициан Вечеллио. Ассунта (Вознесение Богоматери)
6
Ассунта (Вознесение Богоматери)
1518, 360×690 см
Тициан Вечеллио. Даная
6
Даная
1560-е , 129.8×181.2 см
Тициан Вечеллио. Венера Урбинская
16
Венера Урбинская
1538, 165×119 см
Тициан Вечеллио. Святой Себастьян
2
Святой Себастьян
1570-е , 116×212 см
Тициан Вечеллио. Любовь небесная и любовь земная
8
Любовь небесная и любовь земная
1518, 279×118 см
Тициан Вечеллио. Портрет художника с пальмовым листом
0
Портрет художника с пальмовым листом
116×138 см
Тициан Вечеллио. Положение во гроб
0
Положение во гроб
175×137 см
Тициан Вечеллио. Портрет Фабрицио Сальварезио
1
Портрет Фабрицио Сальварезио
88×112 см
Тициан Вечеллио. Диана и Каллисто
2
Диана и Каллисто
1550-е , 187×204.5 см
Посмотреть все 287 работ художника
HELP