войти
опубликовать

Леонор
Фини

Биография и информация

Леонор Фини (Leonor Fini, 30.08.1907, Буэнос-Айрес – 18.01.1996, Париж) — аргентинка по месту рождения, итальянка по воспитанию и темпераменту, француженка по месту признания и расцвета художественного таланта. Входит в число наиболее заметных женщин-художниц середины ХХ в. наряду с Фридой Кало, Леонорой Каррингтон, Ремедиос Варо, Мерет Оппенгейм и Доротеей Таннинг. Творчество Фини ассоциируется главным образом с парижской школой пред- и послевоенного авангарда. Фактически художница принадлежала к кругу сюрреалистов, однако сама себя к этому направлению не причисляла, предпочитая оставаться вне рамок и категорий. Современное искусствознание расценивает многие работы и методы саморепрезентации Фини как предвосхищение эстетики кэмпа — «эстетизации отталкивающего», крайней экстравагантности, когда «ничто не слишком».

Особенности творчества художницы Леонор Фини: сюрреалистическое вѝдение, эротизм, приверженность магическому реализму и символизму; доминантный характер женских образов наряду с андрогинными образами мужчин; портреты и фигуративные композиции, воссоздающие мрачноватый сомнамбулический мир, полный ирреальных сюжетов, полуфантастических существ и закодированных визуальных метафор.

Наиболее известные работы: «Автопортрет со скорпионом» (1938), «Фигуры на террасе» (1939), «Альков» (1941), «Женщина, сидящая на обнаженном мужчине» (1942), «Идеальная жизнь» (1950); работы так называемого «Вагонного цикла» (1960е); «Слепые» (1968); "Урок ботаники" (1974); иллюстрации к эротическим романам маркиза де Сада и Полин Реаж; многочисленные портреты и автопортреты.

Семейство, в котором появилась на свет Леонор, было далеко не идиллическим. Отец девочки, аргентинец с русскими корнями, обладал замашками тирана, и жена-итальянка с годовалой малышкой на руках сбежала от него из Буэнос-Айреса в Триест к родительской семье.

К подростковому возрасту Фини отличалась пытливостью, умением схватывать все на лету — и крайним свободолюбием. Девочка ненавидела диктат и догму, так что в пятнадцать лет распрощалась со школой и все дальнейшее образование получала по книгам, в музейных залах и в домашней среде. Рисовать начала рано, но формального художественного образования не получила, оставшись самоучкой. Вкусы Леонор формировались под влиянием итальянского маньеризма, немецкой и фламандской живописи XV в., работ Шиле и Климта. А толчком к серьезным занятиям искусством послужила, как ни странно, болезнь, из-за которой Леонор пришлось продолжительное время провести в плотной глазной повязке. Вынужденное визуальное голодание пробудило фантастические образы и видения, которые питали все дальнейшее творчество Фини.

После дебюта на групповой выставке в Триесте к семнадцатилетней Леонор начали поступать заказы на портреты, а с ними и первые гонорары. Но «молодой, да ранней» девушке тесно в родных стенах, она перебирается в Милан — центр культурной жизни Италии тех лет. Начинающая художница сводит знакомство с группой «Новеченто», с Джорджо де Кирико и Карло Карра. Пробует себя, участвуя в коллективных экспозициях, а в 1929 в миланской галерее Барбаро открывается выставка, на которой представлены работы трех живописцев из Триеста — в их числе наша Леонор.

В 1931 Фини принимает решение переехать в Париж, ослепительный и манящий. Яркая, темпераментная и эксцентричная Леонор с первого шага становится своей среди сюрреалистов. Она легко приобретает друзей и поклонников, в числе которых Макс Эрнст, Сальвадор и Гала Дали, Анри Картье-Брессон, Поль Пикассо, Поль Элюар, Эльза Скьяпарелли, Жорж Батай, Андре Пьейр де Мандьярг, Жан Жене и многие другие. Не находит общего языка только с лидером сюрреалистов Андре Бретоном по причине его крайней авторитарности и легендарной мизогинии. Тем не менее, принимает активное участие во всех крупных выставках движения. Первое персональное парижское шоу работ Фини состоялось в 1932 в залах галереи, принадлежащей Жаку Бонжану и его партнеру, еще никому тогда не известному молодому человеку по имени Кристиан Диор.

А в 1936 о Фини узнают за океаном: по приглашению нью-йоркского арт-дилера Джульена Леви художница показывает свои холсты в его галерее на объединенной выставке, в которой также участвуют Макс Эрнст и американские сюрреалисты (позже, в 1939 Леви организует для Леонор персональный выставочный проект). В том же году ее работа включена в экспозицию Музея современного искусства (МоМА, Нью-Йорк) «Фантастическое искусство, дада и сюрреализм» наряду с произведениями Де Кирико, Дали, Эрнста и Танги.

Во время второй мировой Фини уезжает на юг, подальше от французской столицы. В Монте-Карло Леонор знакомится с итальянским дипломатом Станислао Лепри, который становится спутником ее жизни. Правда, не единственным — позже рядом с ним и Леонор возникнет польский публицист Константий Еленьский… А пока влюбленные перебираются в Рим и проживают там счастливый период, необычайно продуктивный для Фини. В 1942-43 художница участвует в выставках американской галереи Пегги Гуггенхайм, в том числе в проекте «31 женщина», предлагающем зрителю женский взгляд на искусство сюрреализма. Кисти Фини принадлежит первое в истории эротическое изображение мужчины, написанное женщиной («Женщина, сидящая на обнаженном мужчине», 1942).

В 1946 пара вернется в мирный Париж, где звезда Леонор засияет с новой силой. В 1951 судьба сведет их с Константием, и возникший «тройственный семейный союз» будет существовать, пока их не разлучит смерть. Леонор потом скажет, что во всем этом было достаточно много театральности — впрочем, как и во всей ее жизни, наполненной эпатажем, творчеством и страстью.

Разносторонне одаренная, за шесть десятилетий творческой карьеры Леонор Фини реализовала свой потенциал не только в станковых видах искусства, но и в сценографии, предметном дизайне, книжной иллюстрации, дизайне костюмов для театра, оперы, балета и кино. Художница наслаждалась признанием и популярностью, дружбой с выдающимися современниками, обожавшими тонкость ее интеллекта и силу темперамента.

Масштабные прижизненные ретроспективы работ Фини были представлены в 1965 в Бельгии, в 1972 и 1986 — в Японии, в 1983 — в родной Италии, в 1986 — в Париже. Но после смерти, последовавшей в 1996, художница была предана забвению, и только сравнительно недавно к имени и наследию Фини возник пристальный интерес. Сегодня Леонор называют иконой феминизма и даже гением французского сюрреализма. По мнению искусствоведов, вклад художницы в авангардное искусство все еще остается недооцененным и ждет своих исследователей.

Автор: Лия Городнянская