Совсем молодым он принимал участие в росписи Зала месяцев Палаццо Скифанойя, где его рано сложившийся талант проявился в композиции «Сентябрь», созданной им словно бы в соперничестве с фантастическими видениями Туры. В Болонье он работал вместе с Коссой над алтарем для церкви Сан Ладзаро, разрушенной во время Второй мировой войны. Для «Полиптиха Гриффони» в церкви Сан Петронио в Болонье он написал пределлу «Чудо Святого Винсента Феррер», отмеченную замечательной силой воображения. В грандиозном алтаре «Санта Мария ин Порто» (1481, Милан, Брера) очевидно воздействие Антонелло да Мессина и Беллини. Несмотря на раннюю смерть, Эрколе оставил много работ. Юный Микеланджело сказал о фресках де Роберти в капелле Гарганелли в соборе Св. Петра (впоследствии разрушенных), что они стоят половины Рима.
Эрколе Гранди и Эрколе де Роберти, долгое время считавшиеся двумя разными живописцами, теперь рассматриваются как один и тот же художник.
Творческая карьера. Роберти был учеником и помощником Франческо дель Косса, и, вероятно, вместе с ним он в 1470 по завершении работ в Палаццо Скифанойя в Ферраре отправился в Болонью. Роберти принимал участие в создании «Алтаря Гриффони» в базилике Сан-Петронио в Болонье (ок. 1473), он исполнил пределлу и пилястры. По возвращении в Феррару он закончил алтарную картину для ц. СанЛадзаро, начатую Франческо дель Косса. Затем он вновь работает с Косса в Болонье (вплоть до смерти Косса ок. 1478). В 1479 он присоединился к своему брату Полидоро, который имел в Ферраре мастерскую. В 1481 он написал алтарную картину для ц. Санта-Мария ин Порто, близ Равенны. До 1486 он создал фрески в капелле Гарганелли ц. Сан-Пьетро в Болонье. Этим временем датируются и сцены «Страстей Христовых» в пределле алтаря из ц. СанДжованни ин Монте, а также фрески в Палаццо Бентивольо в Болонье (не сохранились). По возвращении в Феррару до 1486 Роберти становится придворным живописцем Эрколе 1. В следующем году он сопровождает кардинала Ипполито д'Эсте в Венгрию. Найдены различные платежные документы, датированные 1486-1494 и свидетельствующие о работах художника для придворных д'Эсте - герцогини Элеоноры Арагонской, Изабеллы и Беатриче Альфонсо и Ипполито д'Эсте. В 1495 по его планам строилась ц. Санта-Мария ин Вадо, работами в которой руководил архитектор Бьяджио Россетти.
Произведения. Известно, что Косса был главным создателем росписей в Палаццо Скифанойя в Ферраре, но современные исследователи указывают, что ведущую роль в композиции, посвященной месяцу сентябрю, играл именно Роберти; именно он написал сцены в верхней части - «Кузница Вулкана», «Триумф сладострастия» и «Любовь Венеры и Марса», в средней части - «Аллегория сентября», и в нижней части - Борсо д'Эсте в окружении придворных. В этих произведениях словно вновь появляются сила и резкость Козимо Тура. Роберти отличается от Косса большей внимательностью, более подвижной артикуляцией, неожиданностью и оригинальностью находок. Не выявляя тех основных качеств, которые благодаря влиянию Пьеро делла Франчески появляются у Косса, Роберти создает сложный и взволнованный, очаровывающий мир. Еще ярче эти черты проявились в пределле (Ватикан, пинакотека) алтаря из капеллы Гриффони ц. Сан-Петронио в Болонье, главные створки которой (Лондон, Нац. гал.; Милан, пинакотека Брера) исполнены Косса. Пределла была, несомненно, задумана Косса и создавалась под его руководством, но написал ее Роберти, выразительный и очень индивидуальный стиль которого характерен и для многих других повествовательных эпизодов. Для пилястр «Алтаря Гриффони» Роберти исполнил восемь небольших панно с изображением святых, семь из которых находятся теперь в разных музеях (Париж, Лувр; Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена; Феррара, Нац. пинакотека) и частных собраниях (Венеция, собрание Чини).
Другой важной ранней работой Роберти был большой алтарь «Мадонна с младенцем на троне в окружении четырех святых» из ц. Сан-Ладзаро в Ферраре (погиб в 1945 в Берлине). Возможно, он исполнен по эскизам Косса, некоторые особенности его стиля проявились в фигурах ангелов на троне Мадонны. Сложная композиция алтаря навеяна работами Тура, но прекрасные иллюзорные фризы на основании трона несут на себе отпечаток стиля Роберти. Сравнение алтаря из ц. Сан-Ладзаро с алтарем «Мадонна с младенцем на троне в окружении святых» из ц. Санта-Мария ин Порто близ Равенны (ныне - Милан, пинакотека Брера) свидетельствует о глубокой эволюции, которую претерпело творчество Роберти за несколько лет. В алтаре из ц. СантаМария ин Порто художник достигает большего совершенства в композиции, давая торжественную трактовку темы «Св. собеседования». Он располагает группу на высоком пьедестале, а в качестве своего рода рамы использует большую эдикулу, сквозь которую виднеется далекий горизонт, повторяя мотив, едва намеченный в алтаре из ц. Сан-Ладзаро. Подобно Джованни Беллини в Венеции, он собирает плоды высокого искусства Пьеро делла Франчески; он апеллирует к жесткому стилю Козимо Тура, но смягчает его гибкостью своего оптического восприятия, придавая деталям почти фламандское изящество. В монохромном фризе, идущем по основанию трона, он дает волю своей необыкновенной фантазии, достойной Дюрера или Бальдунга Грина.
Подобная драматическая интенсивность характерна и для «Иоанна Крестителя» (Берлин-Далем, музей), трагического человеческого образа, предвосхищающего ирреализм маньеристов, а также для двухчастной пределлы с изображением «Взятия под стражу» и «Несения Креста» из ц. Сан-Джованни ин Монте в Болонье (ныне - Дрезден, Картинная гал.). Центральной частью этой пределлы была знаменитая «Пьета» (Ливерпуль, Художественная гал. Уокера). В этом произведении искусство Роберти приобретает новую полноту, сложные членения и оптические тонкости. Эти же качества присущи и «Марии Магдалине» (Болонья, Нац. пинакотека), фрагменту «Голгофы» и единственной сохранившейся части фрески в капелле Гарганелли ц. Сан-Пьетро в Болонье.
Среди дугих произведений первого периода творчества Роберти можно назвать также «Кающегося св. Иеронима» (Лондон, собрание Барлоу), профильный портрет Джованни II Бентивольо и его жены Джиневры Сфорца (Вашингтон, Нац. гал.), профильный портрет юноши (прежде - собрание Белера) и «Мадонну с младенцем» (Чикаго, Художественный институт). Ко второму периоду относятся другой портрет Джованни II Бентивольо (Болонья, Университет), серия небольших панно с изображением «Тайной вечери», «Поклонения пастухов», «Пьеты» и «Сбора манны» (все - Лондон, Нац. гал.), «Св. Михаил» (Болонья, Нац. пинакотека), «Мадонна с младенцем» (Берлин-Далем, музей) и ряд других произведений.
Творчество Роберти оказало значительно большее, чем искусство Косса, влияние на развитие болонской живописи; его стилем вдохновлялись Франча и, особенно, Лоренцо Коста.