Художественное образование Веникса было тесно связано с итальянской культурой; он учился у А. Блумарта в Утрехте, а затем у Н. Муйарта в Амстердаме. В 1643-1647 он совершил путешествие в Рим и по возвращении был связан с членами гильдии художников Утрехта (К. ван Пуленбург и Я. Бот). Автор многочисленных пейзажей, Веникс писал также натюрморты с изображением дичи, в которых проявилась декоративная тенденция, близкая картинам таких фламандских художников, как Снейдерс (Лондон, Нац. галерея; Гаага, Маурицхёйс; Амстердам, Гос. музей; Детройт, Институт искусств; Харт-форд, Уодсворт Атенеум). Однако, согласно новейшим атрибуциям и датировкам, некоторые из его натюрмортов и пейзажей были исполнены его сыном Яном (например, «Увеселительная прогулка», 1667, Париж, Пти Пале, или «Двое влюбленных в лодке», Париж, Лувр). Творчество Веникса относится к итальянизирую-щему направлению в голландской живописи XVII в. (Я. Бот, Я. Асселейн). Однако в отличие от других мастеров, он придает большее значение народным сценам, которые изображает на первом плане; таким образом, его картины находятся на пересечении двух жанров - «бамбоччанти» и собственно пейзажа («Итальянский пейзаж с руинами», Детройт, Институт искусств; «Римская кампанья», Хартфорд, Уодсворт Атенеум; «Мать с ребенком в итальянских руинах», Кассель, музей; «Классические руины на берегу моря», Лондон, собрание Уоллес; «Переправа вброд», Санкт-Петербруг, Гос. Эрмитаж). Веникс охотно наполняет свои пейзажи и виды итальянских портов античными руинами, хорошо сочетающимися с композицией, изображенной на первом плане, благодаря своей рельефности, игре света и богатому сочетанию полутонов («Пейзаж с руинами», Утрехт, музей; «Пастухл и стадо», Базель, Художественный музей). Творчество сына Веникса, Яна (1642 ?, Амстердам - 1719, там же), отличается от его собственного лишь датами, многие картины, приписываемые отцу, исполнены, в действительности, сыном. Оба писали те же самые пейзажи и виды итальянских портов, натюрморты с дичью; лишь иногда Веникс Младший использует более теплые тона и более яркую светотень. Веникс Младший, который, возможно, на протяжении четырех лет (1664-1668) учился у своего дяди, Гейсберта Гиллиса де Хондекутера, жил в Утрехте, а затем в Амстердаме. В 1702-1712, по заказу курфюрста Йогана Вильгельма Пфальцекого, он исполнил цикл из 12 картин с изображением сцен охоты для замка в Бенсберге (Аугсбург, музей; Мюнхен, Старая пинакотека; замок Шлайсгейм). По возвращении в Амстердам, Веникс украсил подобным образом множество зданий. Творческое наследие этого плодовитого художника представлено в Гос. музее в Амстердаме, Маурицихёйсе в Гааге, Гос. Эрмитаже в СанктПетербурге, Лувре в Париже, а также в музеях Антверпена, Бреста, Брюсселя (Кор. музей изящных искусств), Кана, Кэмбриджа (музей Фицуильям), Касселя, Шамбери, Копенгагена (Гос. художественный музей), Дрездена (Картинная гал.), Харлема, Гамбурга (Кунстхалле), Карлсруэ, Монпе-лье, Нима, Роттердама (музей Бойманса-ван Бенингена), Страсбурга и Лондона (собрание Уоллес - 16 картин).