войти
опубликовать

Ювелирное искусство

139 работ, 42 художника
Ювелирное искусство (гол. Juwelier, ст.-фр. joel, лат. jocellum — «драгоценность») – вид декоративно-прикладного искусства, изготовление личных украшений и предметов быта из драгоценных металлов, камней, других драгоценных и полудрагоценных материалов. К драгоценным металлам относится золото, платина, серебро и их сплавы. Список драгоценных камней более обширен; самые известные (и дорогие) – это бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, александриты, а также природный жемчуг. Художник, работающий в области ювелирного искусства, использует свой талант и навыки для того, чтобы создать новые совершенные формы изделий, призванные подчеркнуть индивидуальность и значимость их владельцев.

Ювелирные украшения известны с незапамятных времен, это, пожалуй, наиболее интересные и сохранные артефакты, которые находят при раскопках археологи. Материалы, из которых создавали украшения в древности, были самыми различными: ракушки и кораллы, полудрагоценные камни и янтарь, драгоценные металлы, стекло, эмаль. Многие украшения - броши, заколки, пряжки - изначально имели функциональное назначение, которое со временем превратилось в декоративное. Произведения ювелирного искусства были предметами, связанными со статусом владельца, его принадлежностью к социальной группе, что выражалось в материалах, форме, узорах.

Известно, что еще неандертальцы создавали украшения: бусы из раковин, яичной скорлупы, камня. В археологических находках периода верхнего палеолита – ожерелья и браслеты из кости, ягод, зубов, а также костяные резные булавки, которыми скрепляли одежду. Семь тысяч лет назад для украшений стали использовать медь. Две тысячи лет спустя, в Древнем Египте для ювелирных украшений стали использовать золото – редкий по сравнению с другими металл, который хорошо поддавался обработке. Кольца, браслеты, кулоны, головные украшения, ритуальные предметы сопровождали знатных людей как при жизни, так и после смерти. Ювелирное искусство процветало в Ассирии, Месопотамии, художники изобретали новые техники: гравировку, перегородчатую эмаль, филигрань.

Ювелиры древней Греции в изготовлении украшений предпочитали штамповку и ковку драгоценных металлов и пайку деталей. Литье встречалось реже. Многие художники копировали драгоценности восточного происхождения, позже обнаружилось присутствие элементов римской культуры. Кулоны, подвески и серьги были преимущественно женским атрибутом, на долю мужчин оставались кольца и броши для одежды. Та же тенденция сохранилась у кельтов, которые добавили к мужским украшениям и драгоценное оружие.

В эпоху Ренессанса новые открытия, путешествия и торговые связи способствовали развитию ювелирного искусства, художники получили возможность работать с новыми драгоценными камнями, изучать новые техники и принципы создания украшений. Большим спросом у знати пользовались драгоценные камни в художественно исполненных оправах. Стали популярны драгоценные гарнитуры, состоявшие из нескольких предметов в едином художественном стиле.

Появился новый термин – «бижутерия», который обозначал украшения, выполненные из недрагоценных металлов и полудрагоценных камней. Этому способствовал рост среднего класса, который также хотел позволить себе украшения «по карману», а также изобретение промышленного производства украшений. Изделия, выполненные именитыми мастерами, были доступны лишь высшему классу, который имел возможность платить за эксклюзивность и исключительные художественные решения.

Сегодня ювелирные украшения, как и прежде – свидетельство статуса, но чаще - хорошего художественного вкуса, приверженности той или иной марке, часть модного образа. На фоне изобилия изделий, производимых промышленным способом, ювелирное искусство требует от художников постоянного совершенствования техники, работы над новыми образами, использования нетрадиционных материалов, оригинальности.

Известные ювелиры:
Франсуа Дезире Фроман-Мёрис, Чарльз Льюис Тиффани, Луи-Франсуа Картье, Рене Лалик, Карл Фаберже, Гарри Уинстон.




Лента