Современная станковая
живопись эмалью – удивительная и очень редкая техника, в которой работает весьма ограниченное число художников. Как и в живописной миниатюре на эмали (которую еще называют
финифть), такие картины пишутся на тонких медных пластинах и многократно обжигаются в муфельной печи. Процесс этот длительный и кропотливый, однако результат того стоит: ярким эмалевым краскам не страшно течение времен, а каждая картина абсолютно уникальна и неповторима. «
Если бронзовая скульптура долговечна, то живопись на эмали вечна» - писал
Леонардо да Винчи, и был прав.
Эмаль представляет собой порошковое стекло, которое при температурах от 600 до 850 градусов наплавляется на основу, способную выдержать такую температуру без деформации – металл, керамику, камень или то же стекло. Техника эмали - весьма старая технология, которая столетиями использовалась преимущественно в ювелирном и декоративно-прикладном искусстве. Самые древние предметы, украшенные эмалью – кольца – были найдены на Кипре и датируются XIII веком до н.э. Украшения в этой технике создавали мастера Древнего Египта и Древней Греции, скифы и сарматы, кельты и англосаксы. Во времена расцвета Византии эмаль использовали как заменитель драгоценных камней. Ренессанс привнес моду на миниатюрные портреты и пейзажи, выполненные в технике эмали, а также на изящные предметы быта – чернильницы, пресс-папье, ручки вееров. С XIII века технику эмали начали осваивать мастера Востока.
Интерес к станковой живописи эмалью возник в последней трети XX века. Для этого вида художественного искусства необходимо специальное оборудование, в первую очередь, электрическая печь, способная поддерживать широкий диапазон высоких температур. Каждая краска, использующаяся для создания эмали, имеет свой температурный диапазон обжига. При высоких температурах оксиды металлов, входящие в краски, разрушаются, тогда краска может потемнеть, а сам эмалевый слой – потрескаться. Поэтому от художника требуется не только профессиональная живописная подготовка, но и знания техники обжига эмали.
Одна из легенд современной живописи эмалью – американец Фред Болл, автор одной из крупнейших эмалевых фресок «The Way Home», которая состоит из 1488 квадратных пластин размером 12х12 дюймов, написанных на металле. Болл обобщил свои многолетние исследования свойств эмали в книге «Экспериментальные методы в эмалировании» (1972). В России техника станковой живописи эмалью начала развиваться к 1980-м годам. Художники используют как технику прямого письма эмалью по металлу, так и перегородчатую технику: на медную пластину припаиваются тонкие металлические контуры изображений, которые заполняются краской и обжигаются. Среди известных художников, работающих горячей эмалью –
Александр Емельянов, Андрей Авдеев, мастера творческого клуба «Русские эмали», художники ростовской школы эмальеров.