В 1965 году руководство лондонской галереи Tate отправило Альберто Джакометти список его скульптур, которые музей хотел бы приобрести для своей коллекции. После списка следовал вопрос: какие из этих скульптур мы могли бы приобрести на сумму в 20 тысяч фунтов? Джакометти ответил: все. И к скульптурам, перечисленным в списке, добавил еще подарок на сумму 10 тысяч фунтов.
Директор лондонской галереи Фрэнсис Моррис говорит, что Джакометти любил Tate. И эта любовь была взаимной. В галерее рассказывают уже легендарные истории о том, что ее бывший директор Норман Рид начал использовать естественный свет в музейных залах вместо искусственного под впечатлением от бесед с Джакометти. К моменту большой покупки в 1965 году в коллекции музея уже находились две работы скульптора:
«Указующий человек» и
«Женщина Венеции IX». Позже к ним присоединятся несколько работ Джакометти раннего, сюрреалистического, периода.
Бронзовая
«Женщина Венеции IX» - одна из самых ценных скульптур Tate. А вся серия с Венецианскими женщинами - одна из самых знаковых в творчестве Джакометти. 1956 год начался для него с двух грандиозных предложений сразу. Во-первых, Кунстхалле в Берне, в Швейцарии, предлагает провести большую ретроспективную выставку. Во-вторых, французское государство просит Джакометти отобрать несколько скульптур для участия в Венецианской биеннале. И если для Бернской выставки можно собрать работы за все прошедшие периоды - все-таки ретроспектива, то для Венеции совершенно ничего не годится, решает Джакометти. И у него есть 5 месяцев, чтобы это исправить.
Итогом этой работы станут 10 гипсовых женских фигур, которые фиксируют этапы работы над одной и той же скульптурой. Джакометти использовал один металлический прут и в течение 5 месяцев без отдыха лепил на нем одну фигуру. Когда он бывал доволен промежуточным результатом, брат мастера Диего делал гипсовый слепок с фигуры. На следующий день она сминалась, менялась и опять дорабатывалась. Итогом этой одержимой работы стали 10 скульптур, не имеющих иерархии и не связанных в хронологическую цепочку. Об этой серии нельзя сказать: Джакометти начал вот с этой и пришел к этой, финальной. Финала не было - была поэтапная фиксация процесса, поиска, в котором важен каждый этап, а не найденная идеальная форма. 6 скульптур отправились в Венецию, 4 - в Берн.
В одном из интервью 6 лет спустя Джакометти объяснял, как и для чего работает: «
Каждый раз без малейших колебаний я готов изменить работу, сделанную накануне, потому что каждый день я чувствую, что вижу больше. И работаю я сейчас только ради тех ощущений, которые получаю от самого процесса работы».
«Женщины Венеции» произвели мощное впечатление на современников - и продолжают до сих пор. Пытаясь добраться до причин оглушительного воздействия, которое они способны оказывать при каждой встрече, писатель Жан Жене посвятил этой серии длинную историю в книге о Джакометти. И объяснял эффект между прочим тем, что каждая фигура содержит огромный динамический контраст. Будучи статичной в общей форме, она рвется на множество фрагментов. И каждый кусочек глины, каждое ребро, угол, надорванный металл невероятно подвижны.
Позже Джакометти отберет 9 из 10 венецианских женщин (он назвал их венецианскими независимо от того, поехали ли они в Швейцарию или в Италию) - и сделает бронзовые отливки, с золотой и темной патиной. И с каждой бронзовой копией истощенные, стойкие, витальные, цепкие богини-наложницы, напоминающие источенное ветрами дерево или сакральный древний тотемный столб, с каждой отливкой гипсовые фигуры становились все более уязвимыми. Только однажды из-за опасной для перевозки хрупкости, из Фонда Альберто и Аннет Джакометти эти гипсовые скульптуры отправятся на выездную выставку. В 2017 году в лондонскую галерею Tate, которую так любил Джакометти, для масштабной выставки доставили 6 оригинальных гипсовых скульптур «Женщины Венеции», изготовленных специально для Венецианской биеннале 1956 года.
Автор: Анна Сидельникова