"Сибирский самородок"- именно так назовет Александра его первый и единственный учитель по живописи, местный художник в мастерской, которого, молодой тогда еще, юноша и брал свои первые уроки, набирался опыта и как губка впитывал мастерство профессионального живописца.
Александр Караваев, родился 3 января 1951 года в Новокузнецке (тогда Сталинске) в семье отставного военного. Его отец, Василий Макарович Караваев, прошёл всю Великую Отечественную, служил танкистом-водителем, участвовал в русско-японской войне. Вернувшись домой, устроился на военную кафедру в Сибирский металлургический институт им. С. Орджоникидзе, где работал до пенсии. Мать Вера Михайловна работала в Сбербанке. Александр в семье был не единственным ребенком, росли вместе с младшей сестрой Надеждой. Для нее в детстве и юности он был старшим надежным братом и другом, всегда опекал, помогал и поддерживал во всем.
С раннего детства Саша начал рисовать. В школе урок рисования стал его любимым предметом, оценки всегда были отличными. Учителя видели его способности и увлеченность рисованием, часто привлекали к оформлению кабинетов и различных школьных мероприятий. В характеристике ученика 8 класса 41 школы Саши Караваева написано: «Принимал активное участие в оформлении зала, кабинета, любые поручения выполняет добросовестно, болеет за честь класса, любит физический труд, спорт, увлекается борьбой».
Трудолюбие, желание помочь, честность и надежность - эти качества сформировались у Александра еще в школьные годы. Примером для него, в первую очередь, был его отец, который многому научил и который много рассказывал о войне. Военные истории для Караваева младшего стали хорошей жизненной основой, помогали не сбиться с пути, поступать правильно, по-мужски.
Закаляли характер и занятия классической борьбой в Новокузнецкой спортивно-юношеской школе. Упорство, спокойствие, уравновешенность, умение владеть своими эмоциями - всему этому он учился во время тренировок. Своего наставника, заслуженного тренера Советского Союза Пасуконько Дмитрия Сергеевича, всегда вспоминал с уважением и гордостью. На всю жизнь он сохранил теплое отношение к педагогу, приводил его в пример, и сам следовал советам Дмитрия Сергеевича.
Был еще один человек, которого Александр считал своим учителем, которого ценил и всегда прислушивался к его советам . Это наш земляк, сибирский писатель Анатолий Пантелеевич Соболев, сын которого был Сашиным школьным товарищем. Анатолий Пантелеевич много общался с ребятами, разговаривал с ними на разные темы и всегда поощрял интерес к чтению, позволяя пользоваться личной библиотекой, а книг было очень много. Позже Сашины уже повзрослевшие друзья шутили: "Мы приходили с пивом, а Саша приходил с книгами и уходил с книгами".
Интересовали Александра история, фантастика, и в первую очередь, конечно живопись, позднее к этому списку добавились издания по психологии и философии. Книги Дэйла Карнеги, Омара Хайяма он перечитывал неоднократно. Но все же главным его увлечением было рисование.
Детское увлечение переросло в желание дальше совершенствовать своё мастерство. Он пробует писать маслом самостоятельно, изучая по книгам способы нанесения красок на полотна, а в 1969 году знакомится с одним из местных художников и начинает писать под его руководством.
Александр проводил в мастерской все свое свободное время. Это были его первые профессиональные уроки по живописи. Он буквально впитывал всё, что видел, учился правильно наносить краски на холст, подбирать цвета и тона. Его природный талант трудно было не заметить. Наставник советует Саше серьезно заниматься живописью, рекомендует поступать в вуз и напишет характеристику для поступления, в которой назовет своего ученика «сибирский самородок».
Вдохновленный поддержкой мастера, поверив в себя, в 1971 году Александр едет поступать в Ленинградскую Академию художеств, с ним - его лучшие работы. Но обстоятельства складываются совершенно неожиданно, поступить в вуз ему не удалось, и причина провала была совсем не в его способностях, а в нелепой случайности. Тогда на вступительных экзаменах Саша познакомился с местным парнем, ленинградцем, новый приятель попросил сибиряка нарисовать на экзамен работу по графике за него. По наивности Александр нарисовал экзаменационную работу для того парня, что было совсем не сложно для него. На экзамене рисунок для товарища оценили на «отлично», тогда как собственную Сашину работу неожиданно оценили ниже.
Он очень переживал, ему было обидно, и когда забирал документы, искренне поделился с женщиной из приёмной комиссии историей, как завалил сам себя. На что она, пытаясь как-то успокоить расстроенного парня, сказала: «Саша, ты не расстраивайся, ты еще поступишь, местным всегда проще поступать, приезжай на следующий год, ты обязательно поступишь». Вот так товарищеская помощь сыграла с Александром злую шутку и оказалась огромной неудачей, изменив его судьбу. Двери в мир большой живописи перед ним закрылись, к чему он стремился рухнуло в один миг. Саша был раздавлен, обижен.
Полный разочарования он возвращается домой и навсегда оставляет мысль о поступлении в вуз, но писать картины не перестает. Возможно, этот случай стал причиной его ухода в себя, как художника. Я хорошо помню, когда мы касались этой темы, было понятно, что он не смог забыть неудачное поступление. Саша был очень чувствительным и ранимым человеком, но тщательно скрывал это внутри, не признавая такую черту своего характера, не хотел выглядеть слабым. Он никогда им и не был, и никогда не менял своих решений. Я думаю, именно поэтому Саша не сделал больше ни одной попытки поступить учиться на художника снова. Своё возможное призвание он перевел в просто любимое занятие, увлечение, хобби, Саша просто писал и писал только для себя, но природный талант остался с ним навсегда.
Вернувшись в Новокузнецк, Александр продолжает самостоятельно изучать технику и особенности наложения красок на холст, в том числе самых древних, интересуется составом старинных масел. Наибольший интерес он проявляет к многослойному способу нанесения красок с многовековой историей, которую использовали известные русские и зарубежные художники. Эту технику живописи он будет применять в своих картинах, разработав свой собственный почерк, в основу которого ляжет гладкое письмо. В качестве живописного основания он выберет ДВП, так похожую на зерно холста, что для художественной среды того времени было достаточно необычно. Но ему нравиться писать на этой основе, и он всегда отстаивал применение этого материала.
Однако поездка в Ленинград принесла не только крушение надежд и мечтаний, свойственных молодому возрасту. По возвращению у Александра появились новые впечатления, знания, друзья, связи, благодаря которым он нашел для себя много возможностей и в мире музыки, которой увлекся еще подростком вместе со своими близкими школьными товарищами. Музыкальный вкус формировался опять же благодаря Анатолию Пантелеевичу. Писатель часто бывал в Москве и привозил из поездок кассеты с запрещенными тогда в СССР песнями, таких авторов как, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава и других, чьи песни в то время считались неформальными. И конечно был поклонником зарубежного «рок-н-ролла» и «тяжелого металла», которые и вовсе при жесткой советской цензуре в те времена были запрещены. Раздобыть эти музыкальные альбомы было почти невозможно, даже в Москве и Ленинграде, не говоря уже о Новокузнецке. Но поездка в Ленинград открыла для Саши возможность получать записи The Beatles, Led Zeppelin, Pink Floyd, The Rolling Stones, Queen, Deep Purpl, Nazareth, Uriah Heep, Elvisа Presley, Jimmy Hendrix из певиц Tinа Terner, Gloria Gaynor , Amanda Lear, Dalida. С пластинок на магнитофоне «Тембр» он перезаписывал «запрещенку» на кассеты сначала для своих друзей, потом уже и для всех, кому было интересна западная музыка. В какой степени Александр был в то время
Стремление рисовать было его внутренней потребностью, желанием выплеснуть свои мысли, идеи, фантазии. Именно через картины он показывал свое настроение и таким образом самовыражался. Он никогда не стремился к публичности, зрителями его работ были только его близкие друзья, знакомые, да и то не все.
Большой публике его картины были представлены лишь один раз в 1980 году. Эту выставку устроила я, еще не будучи его супругой. Мы познакомились в июне 1980 года. Он был скромным молодым человеком, уравновешенным, неразговорчивым, но внушающим доверие, вроде как с простым характером, но в тоже время с нотками категоричности. Меня поразили его доброта, широкий кругозор, спокойный характер и отсутствие фальши. Я видела его таким разносторонним, мне всегда было интересно его слушать. Когда узнала его ближе, увидела картины, написанные им, яркие, выразительные, услышала его любимую музыку, поняла, что молодой человек уже не просто мне нравится, с ним хотелось быть всегда.
Действительно, с ним было всегда очень спокойно и надежно. Саша стал для меня кумиром, учителем, другом и самым любимым человеком. Шутя, он часто говорил мне: «Я для тебя и мама и папа», и это действительно так и было. Всегда и во всем поддерживал меня, но в тоже время обычно был очень скупым на слова. Его отношение ко мне и к друзьям больше проявлялось больше в делах, повседневной заботе и в его помощи. Я любила его, любила всегда, даже не в простые и тяжелые для нас времена. Он был целомудренным во всем. От его картин я была в восторге, всегда очень нравились все его работы. Я не могла согласится с тем, что картины никто не видит, что они не выставляются, считала картины должны видеть все, что у картин должен быть зритель, и они должны обязательно понравиться публике. Я была уверена в этом.
Спустя три месяца после знакомства, в сентябре 1980 года, я самостоятельно решила организовать выставку Сашиных работ. Взяв несколько полотен, я пришла в Музей изобразительных искусств, который тогда находился на проспекте Металлургов, познакомилась с искусствоведом Галиной Степановной Ивановой, показала ей несколько картин и попросила организовать выставку. Галина Степановна согласилась помочь, может быть из-за моей наивной уверенности в том, что картины достойны выставки или потому, что увидела насколько сильным было моё желание продемонстрировать молодому неизвестному художнику, что его творчество будет интересным не только мне и его друзьям.
Саша к идее о выставке отнесся совершенно спокойно, как всегда без эмоций и почти скептически, не особо верил, что его картины будут выставлены в музее. «Работы самоучки в изобразительном музее? Кому это нужно, зачем?» - говорил он мне. Но оформить картины для выставки все же разрешил.
У меня было только одно желание - показать Сашины работы большой аудитории. Нужно сказать, что Галина Степановна очень многим молодым новокузнецким художникам помогала и много местных талантов открыла.
Выставка прошла достаточно успешно, хотя картин на тот момент выставлялось немного, чуть более двадцати пяти, но отзывы были хорошие и даже были предложения выкупить некоторые из картин. Продавать свои работы Саша не согласился, он, как мне казалось, не хотел с ними расставаться или отдавать в чужие руки. Просто дарил картины тем, к кому испытывал добрые чувства. Свое отношение к выставке Александр не высказывал, но было заметно, что в какой то степени ему было приятно, хотя о мероприятии в музее он даже не сообщил своим друзьям и очень спокойно к этому отнесся, в отличии от меня. И в дальнейшем выставлять картины больше не соглашался.
С 1975 по1999-х, годы были очень самыми благополучными плодотворны, много картин было написано, в том числе и на заказ. к его творчествударил окружение уже относились по серьезному, принимали картины и его творчество серьезно и многие хотели и просили уступить какую либо картину, продать или подарить
В 90-х основная работа занимала большую часть времени мужа, приоритеты поменялись, живопись ушла на второй план. Он много работал на основной своей работе механиком по электронно-вычислительной технике, много встречался с друзьями, стремился к материальному благополучию, зарабатывал очень хорошо и все складывалось удачно. По настроению, в свободное время занимался живописью. Все было стабильно, все было отлично, но…, развалился СССР, началась Перестройка. Предприятие, где работал, начало серьезно лихорадить. Пережив неоднократную реорганизацию, оно в конце концов закрылось, и в 1999 году все его сотрудники остались без работы.
Саша трудно переживал постперестроечные годы, эти тяжелые для него и для многих людей его поколения, те «лихие времена», конечно не прошли бесследно, и снова оставили отпечаток очередного разочарования, и это нужно было пережить, что было совсем не просто. Работы не было, очень сложно было осознавать свою невостребованность, и даже рисование, любимое увлечение, не приносило ему радости. По-разному, со сложностями, в том числе и в наших личных взаимоотношениях, но все же вдвоем, вместе, мы пережили те непростые годы. Постепенно как-то все стало приходить в норму, Саша находит работу, устраивается специалистом по обслуживанию операционной техники в Муниципальный банк, откуда и выйдет на пенсию. Он вновь начинает писать, с ДВП переходит на холст, но свою выработанную технику не меняет.
С января 2011 года он уже спокойно погружается в любимое дело.
В 2014 году врачи диагностировали у Саши тяжелую болезнь. Операция прошла успешно. Болезнь отступила, он рисует все больше и больше, будто хочет наверстать упущенное. Однако в конце 2017-го года случился рецидив, и вновь интенсивное лечение. Но он не опускает руки, характер его не меняется, он становится еще упорнее. Все больше времени отдает увлечению всей своей жизни.
Даже когда он был сильно болен, он все равно не оставлял свое любимое занятие. Краски и холсты помогали ему справляться с тяжелой болезнью, помогали ему жить, он находил в себе силы писать, хотя сил уже оставалось мало, рисование его отвлекало, успокаивало. Он очень стойко, не жалуясь, отчаянно четыре года боролся с болезнью и почти до последних своих дней жизни продолжал рисовать.
11 августа 2018 его не стало в земной жизни.
В память о моем любимом, моем муже, моем друге и в память о его творчестве и о твердости его характера я решила организовывать выставки Сашиных картин для друзей, знакомых и просто для желающих посмотреть на мир глазами художника, художника неизвестного, самобытного художника, глубоко любящего увлечение всей своей жизни.
Ведь в его картинах жизнь Александра продолжается!
Я очень благодарна всем за ваши отзывы и комментарии!
Любовь Караваева
Выставки:
01.09. - 01.11.1980. Первая комбинированная выставка. Музее Изобразительных Искусств.
Организатор Галина Степановна Иванова.
Город Новокузнецк, Металлургов, пр., 3.
26.02 - 04.2019. Персональная памятная выставка «Палитра жизни», посвященная Александру Караваеву (1951-2018).
"ММБС" Центральная городская библиотека им.Н.В.Гоголя.
Организатор Галина Степановна Иванова.
https://libnvkz.ru/news/01.03.2019-2 (ссылка на сайт "ММБС").
Город Новокузнецк, Спартака, ул.,11.
15.05.30.05.2020.Ежегодная двенадцатая выставка «Кузнецкая слобода». Диплом в номинации Живопись «Лучший натюрморт».
Город Новокузнецк, Кузнецкстроевский, пр.,1
02.05.- 05.06.2021 Совместная выставка.
Дом Творческих Союзов.
Город Новокузнецк, Кузнецкстроевский,пр.,1.
16.06.2021. Тематический вечер, посвященный 70 летию со дня рождения, тема «Палитра Жизни», показ картин в сопровождении любимых музыкальных произведений Александра.
Дом Творческих Союзов.
Город Новокузнецк, Кузнецкстроевский, пр.,1.25.
09.2021- 30.01.2022.Персональная выставка.АО БКС - Банк.
Город Новокузнецк, Кирова, ул.,56.
17.11 - 21.11.2021. Международная выставка картин художников разных направлений «КРАСКИ ЖИЗНИ‐КРАСКИ ОСЕНИ», при поддержки Европейского Дворянского Общества, в рамках недели моды «THE BEST FASHION SHOW».
«Антикварный центр на Садовом».
Город Москва, Ярославское шоссе, ул.,.146к2.
23.06.2022 - 14.08.2022.Персональная выставка «Сибирский самородок».
«НХМ» Новокузнецкий художественный музей.
Город Новокузнецк, Кирова, ул.,62.
02.10. - 11.10.2022.Международная выставка «Краски Осени»,
проект «Art gallery» при поддержки Европейского Дворянского Общества.
Выставочный зал Антикварного центра на Садовом.
Город Москва, Садовая Кудринская, ул.,.25.
11.10.-16.10.2022.Международная выставка-конкурс «Российская Неделя Искусств».
Выставочный зал конгресс - центра "АМБЕР-ПЛАЗА"
Город Москва, Краснопролетарская, ул.,.36