(Портреты) Так как Диего Веласкес был придворным живописцем, то за свою жизнь он написал огромное количество портретных работ. Но даже в самые парадные изображения он сумел вдохнуть жизнь и подлинную правдивость изображения. И это несмотря на то, что жест, движение и отдельные аксессуары в его портретах отсутствуют. И тем не менее, его картины наполнены жизнью за счет воздушного фона, тончайшего синтеза красок и эффектов цветовых сочетаний. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. Кого бы ни изображал Веласкес, начиная от короля и самых могущественных лиц Испании, он изображает своих героев такими, как они есть, с тончайшим психологизмом передавая через внешность внутреннюю индивидуальность образа, характер своих персонажей.
Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» - королевских карликов и шутов. На них мастер с величайшим сочувствием передает трагедию людей, обиженных жизнью и судьбой. Людей, порою умных и талантливых, осознающих всю драму противоречия своего внутреннего душевного содержания и внешнего уродства, или по-настоящему блаженных, не могущих понять трагичность своей судьбы.
(с)
http://www.velaskes.ru/