увійти
опублікувати

Роберт Рафаилович
Фальк

Россия • 1886−1958

Фальк Роберт Рафаилович (15 (27) октября 1886, Москва — 1 октября 1958, Москва) – известный русский живописец, яркий представитель авангарда и модерна. Родился в Москве, обучался изобразительному искусству в школе-студии Юона и Дудича (1904-1905), в студии Машкова, в Училище ваяния, живописи и зодчества (1905-1909). В 1910 г. художник Роберт Фальк стал одним из основателей объединения Бубновый валет. В 1928 г. он поехал в заграничную командировку, жил в Париже до 1937 года. Впервые широкой публике картины Фалька Роберта Рафаиловича были представлены в 1939 году на выставке в Доме литераторов.

Особенности творчества художника: Картины Роберта Фалька – это преимущественно портреты, натюрморты, пейзажи: написанные с выразительной объемностью форм; с угловатыми мозаичными пятнами насыщенных цветов. Ранние картины художника отличаются некоторой сумрачностью, скрытым драматизмом. Спустя годы живопись мастера стала более тонкой и сложной.

Если перед вами явно кубистическая картина, и при этом ее хочется охарактеризовать словами «как нежно», велика вероятность, что вы видите работу молодого Фалька. Самый лирический из кубистов, самый молодой из авангардистов, самый «формалистский» из советских художников (по определению «придворных» критиков). Прожив в Париже девять лет, Фальк так и не вписался в европейскую богему. А вернувшись в СССР в 1937 году (самое время!), не сумел стать советским живописцем. Следуя моде на тот или иной стиль, он писал в настолько индивидуальной манере, что это всегда было «по-фальковски». Если, конечно, не перепутать с Сезанном – недаром же искусствовед Абрам Эфрос определил Фалька как «человека сезанновской национальности».

Всё началось с импрессионизма

Роберт Фальк родился в обеспеченной московской семье. Отец его Рафаил Фальк, еврей по национальности, был известным московским юристом и очень сильным шахматистом (в 1901 году даже завоевал титул чемпиона Москвы по шахматам). С детства мальчика привлекало рисование, но прежде чем взяться за живопись вплотную, Роберт получил общее образование на серьезном уровне – его отдали в московское реальное училище Петер-Пауль-шуле, где преподавание велось на немецком языке. Отцу хотелось, чтобы сын выбрал основательную профессию, но убедившись, что Роберт не желает ни о чем, кроме живописи, слышать (еще его привлекала музыка), он дал сыну возможность учиться тому, что его интересует. Юный Фальк посещал частную студию живописи Юона и Дудина, потом обучался в художественной школе Машкова, которую в качестве учеников или преподавателей посещали многие авангардисты, а после поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на курс к Серову и Коровину.

Ранние работы художника в основном импрессионистские. Его ориентирами были пейзажи Игоря Грабаря, Константина Юона и Виктора Борисова-Мусатова. Пожалуй, первой картиной, которой Фальк заявил о себе как самобытном художнике стала «Лиза на солнце». В ней уже заметен фирменный «живописный психологизм», присущий портретам Фалька. Художника не особо интересуют вариации настроений модели, его психологизм в интересе к ощущениям, а не раздумьям и внутренним метаниям. На картине изображена первая жена Роберта Фалька, художница Елизавета Потехина. Кстати, чтобы жениться на ней, Фальк в 1909 году крестился в Романа, но после революции вернулся к прежнему имени. Они прожили вместе 11 лет. От этого брака родился сын Валерий, он погиб на фронте в Великую Отечественную войну.

Роберт Фальк среди авангардистов

Художник входил в объединение «Бубновый валет», участвовал в его выставках. Как и прочих «бубнововалетовцев», его не миновало увлечение неопримитивизмом. На этом поприще он весьма решительно заявил о себе (что не так уж просто – в «Бубновом валете» любили этот стиль, и затеряться на фоне Ларионова, Гончаровой, Машкова было не мудрено) - см. «Пейзаж с парусом»«Пейзаж с мостиком»

Как и прочие «валеты», он активно писал натюрморты. В работах 1910-х годов уже видна его увлеченность цветом и «предметный лиризм» – в этом ему, пожалуй, среди «валетов» не было равных. Его кубы, пирамиды и конусы наполнены удивительной нежностью и мягкостью.

Одна из программных картин, демонстрирующих «лирический кубизм» Фалька, – портрет Мидхата Рефатова (1915 год). Фальк использует кубистические приемы не ради реализации определенной системы, не как способ написания картин «теперь таким образом», а чтобы передать лирическое состояние героя.

Увлечение Фалька Сезанном набирает особую силу примерно с 1913 года. В эти годы он много путешествует по Крыму и активно пишет. В крымских пейзажах ярко проявились особенности его пластики, глубина проникновения в суть изображаемых предметов и отличающее его картины чувство ритма (сравните: Фальк и Сезанн, и еще пара пейзажей в синих тонах - Фальк и Сезанн).

Фальк-преподаватель: как насчет натюрморта с картошкой?

Революцию мастер встречает в России, а с 1918 по 1928 год ведет активную преподавательскую деятельность. Нечасто художник оказывается хорошим преподавателем. Шагал, к примеру, учителем был никудышным, полагая, что раз он сам себя сделал, то всё, что надо прочим ученикам – это раскрыть свои дарования. А вот Роберт Рафаилович, похоже, был гениальным учителем. Он преподавал в Государственной свободной художественной мастерской (ГСХМ), Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин). В 20-е годы несколько месяцев вел мастерскую в Художественно-практическом институте в Витебске. Малевич по этому поводу говорил: «Фальк, например, который работал в то время в сезанновской системе, является единственным учителем, работающим по правилам искусства живописного». В Москве, где бы Фальк ни преподавал, из желающих попасть к нему выстраивались очереди. Пришлось даже конкурс организовать, потому как принять всех было невозможно. Ученики Фалька: Чуйков, Ромадин, Левина-Розенгольц, Нисский, Остроумов.

Свой протест против эстетства он выражал иначе, чем большинство авангардистов. Он заключался не в отмене всех существующих правил и нарушении законов, а в максимальном обращении к простоте как противоположности эстетства. Так что ученики его писали не «зеленых натурщиц», а картошку да лук.

Не праздничный Париж Фалька

В 20-е годы мастер отходит от идей кубизма, а вот цветовой составляющей придает всё большее значение. Особняком стоит «Красная мебель», не оставляющая сомнений в том, что написана в тревожное, напряженное время. В этой картине можно видеть одно из сильнейших проявлений цветового психологизма Роберта Рафаиловича. От нее попросту страшно! Ощущения напряженного ожидания и тревоги захлестывают водоворотом алого цвета.

В этот период и личная жизнь у Фалька складывается непросто. В 1920 году он женился на дочери знаменитого режиссера Константина Станиславского художнице Кире Алексеевой, но спустя два года их брак распался. У них с Кирой родилась дочь Кирилла. После развода в 1922 году Фальк женится на своей ученице Раисе Идельсон.

В 1928 году он командирован в Париж для «изучения классического наследства». Через год они расстанутся, и Рая Идельсон вернется в Россию.

Многие исследователи полагают парижский период вершиной творчества Роберта. Именно здесь его кисть обретает особую зыбкость, воздушность, легкость.

В Париже Фальк за 9 лет сменил 13 квартир. «Париж – это страна, а каждый квартал – это город, и таки хочется пожить в разных городах», – пояснял художник. Его Париж отличается от стандартного взгляда на обитель европейской живописи как на «праздник, который всегда с тобой». С присущей кисти Фалька меланхоличностью и легкой грустью изображен пасмурный, серый город.

Фальк не сумел стать представителем богемы, ему был чужд увеселительный дух, в шумных компаниях он был не на своем месте. Большинство парижских картин Фалька наполнено ощущением тоски и одиночества (Портрет Нарышкиной, 1929 и «Женщина в красном. Любовь Георгиевна Попеску», 1930)

В конце 30-х в Европе начались невеселые времена. Францию наводнили толпы беженцев из Германии. Картины продавать становилось всё труднее, в ход шел бартер. Фальк вспоминал, что какой-то предприимчивый делец предлагал ему ортопедическую ногу! Объясняя, что это крайне нужная вещь «при нашем бешеном движении». Но и в Советском Союзе 37-й год был отнюдь не золотым веком. Сложно сказать, прав ли Фальк, вернувшись в СССР. Но он вернулся. Когда его спрашивали, неужели он не знал, что сейчас творится в России, он отвечал: «Приблизительно знал, и даже думал, что меня могут посадить, но я хотел привезти свои работы на родину и надеялся, что они найдут свое место в музеях». Это случилось не скоро и уж точно не при его жизни.

До конца дней его при упоминании Парижа в глазах Фалька будет на мгновение загораться огонек, но очень быстро гаснуть. Больше Париж он не увидит.

Советский Союз

Еще во Франции Фальк познакомился и сдружился с советским летчиком Андреем Юмашевым, который впоследствии совершит перелет через Северный полюс и получит звание Героя Советского Союза. Благодаря этой дружбе художник не задержался в кровавые годы репрессий в Москве, а вместе с Юмашевым путешествовал по Крыму и Средней Азии. Несмотря на непростые жизненные перипетии, в картинах того времени чувствуется, что Фальк нашел себя, он работает смело и без оглядки. В некоторых картинах можно заметит влияние Ван Гога (сравните - Роберт и Винсент).

В 1939 году Фальк женился на искусствоведе Ангелине Щекин-Кротовой, которая посвятила дальнейшую жизнь тому, чтобы наследие Роберта Фалька смогли оценить потомки. В этом же году в Советском Союзе состоялась персональная выставка Фалька (снова помог Юмашев).

Во время Великой Отечественной войны Фальк с женой эмигрировал в Среднюю Азию, где продолжал писать (1, 2, 3). 

Роберт Фальк со своей импрессионистской нежностью, с лиризмом и психологизмом цвета не вписался в советскую действительность, требовавшую изображать счастливый советский быт, радость труда на благо родины и тому подобное. Искусствовед Каменский определил суть поздних портретов Фалька как «тончайшую одухотворённость» (1, 2, 3). Не этого требовала «страна народная»…

После войны Союз художников начал кампанию против «космополитов». Картины Фалька не покупали, заказов не было, театрам запретили иметь с ним дело. Друг Фалька Илья Эренбург говорил, что художника заживо похоронили. Когда музеям и галереям запретили покупать картины Фалька, их приобретали друзья – в первую очередь, чтобы материально поддержать художника. Ангелина Щекин-Кротова вспоминала, как Александр Куприн незаметно для Фалька сунул ей полторы тысячи рублей и шепнул: «Не беспокойтесь, мы обойдемся, а вам сейчас туго придется».

Послесловие

Художник умер в 1958 году. В 1962 году Хрущев основательно «прошелся» по Фальку на печально известной выставке, где вождь «знакомился» с современным искусством, и покупать его по-прежнему не могли. Много позже его картины получили известность.

А вот сейчас работы Роберта Фалька ценят по достоинству. В 2005 году на аукционе Christie's «Женщина с розовым веером» (1922) была продана за один миллион 748 тысяч долларов. Рекорд стоимости на картины Фалька установлен в 2013 году, правда, сумма его не разглашается. Коллекционер из России, пожелавший сохранить инкогнито, выкупил две картины русских художников до начала торгов на Sotheby's. Это был «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая» (1917) Фалька и «Семейный портрет в мастерской художника» его соратника по «Бубновому валету» Петра Кончаловского. Стоимость, за которую приобретен Фальк, не оглашалась, но известно, что она в несколько раз превысила верхнюю границу эстимейта, составлявшую порядка 6 миллионов долларов.

Биография художника Роберта Рафаиловича и все его известные работы представлены на страницах портала Артхив.


Автор: Алена Эсаулова
Перейти до біографії