увійти
опублікувати

Франческо
Айец

Италия • 1791−1882

Биографія і информація

Франческо Айец (Francesco Hayez; 10 февраля 1791 года, Венеция – 21 декабря 1882, Милан) – итальянский художник и гравёр, один из ведущих представителей итальянского романтизма.

Особенности творчества Франческой Айеца. Темы произведений художника менялись на протяжении всей его долгой и плодотворной карьеры. Они охватывали и политическую критику, и создание портретов, и ню. При этом Айец увлечённо исследовал множество художественных стилей, таких как неоклассицизм, романтизм и движение назарейцев. Многие его картины посвящены библейским и мифологическим сюжетам, но он также проявлял большой интерес к итальянской истории, часто изображая своих ключевых современников – политических и общественных деятелей – в исторических обстоятельствах. В более поздних работах живописец отошёл от грандиозных исторических сюжетов и практически полностью сосредоточился на аллегориях, часто с сильным политическим подтекстом.

Известные картины Францеско Айеца. «Поцелуй», «Одиссей во дворце Алкиноя», «Портрет Алессандро Манзони»«Сусанна в купальне»

Граф, князь, король и Академия

Франческо Айец родился в довольно бедной семье в Венеции и был младшим из пяти сыновей своего отца-француза и матери-итальянки. Родители отослали ребёнка к тётке со стороны матери, чей муж был коллекционером. Он-то и рассмотрел в юном племяннике художественный талант и отправил его на обучение к реставратору. Но уже в возрасте семи лет мальчик начал изучать живопись под руководством художника Франческо Маджотто, с которым провёл три года.

В 1809 году 15-летний Франческо Айец выиграл конкурс на обучение в Академии святого Луки в Риме. Его патронами были скульптор Антонио Канова и граф Чиконьяра, известный любитель искусств, который в течение многих лет был главным покровителем художника. Там же молодой художник познакомился с Жаном Огюстом Домиником Энгром, который оказал значительное влияние на его стиль.

В 1814 году Франческой Айец отправился на обучение в Неаполь, где по заказу короля Иоахима Мюрата написал масштабное полотно «Одиссей во дворце Алкиноя» (ныне находится в Музее Каподимонте). Однако падение Наполеона и расстрел Мюрата вынудил художника вернуться в Рим, где по протекции Чиконьяры он получал заказы на декоративные росписи и, в том числе, на свои первые фрески в Ватикане в 1817 году, оплаченные Кановой.

В 1820-м и 1821 годах он посетил Милан, колыбель итальянского литературного романтизма, а в 1822 году поселился там. Через 14 лет австрийский князь Клеменс фон Меттерних дал задание Айецу подготовить аллегорические фрески на потолке Зала кариатид в местном Королевском дворце в ознаменование коронации императора Фердинанда I Австрийского. Тогда же художник отправился в Вену, чтобы встретиться с монархом и показать ему проект. К сожалению, фрески погибли в 1943 году.

В 1850 году Франческо Айец стал профессором Академии Брера, а спустя через 10 лет возглавил её.

«Поцелуй»

Как и многие другие художники, музыканты и писатели того периода, Айец скрывал свои патриотические убеждения и зашифровывал политические послания из-за жёсткой цензуры австрийских властей. Более того, ему приходилось вести себя особенно осторожно: профессором Академии Брера он стал по протекции графа Йозефа Радецкого, вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства, и получал заказы от правительства Габсбургов.

Безусловно, самой знаменитой картиной Франческо Айеца является «Поцелуй» (1859). Её главные персонажи – отсылка к шекспировским Ромео и Джульетте или Лучии и Ренцо из романа «Обручённые» Алессандро Манзони. Кроме того, художник отразил дух Рисорджименто – национально-освободительного движения за объединение раздробленной Италии. Писатель и поэт Франческо Даль’Онгаро в 1872 году написал: «в этом нежном поцелуе мы надеемся увидеть начало нового поколения, которое будет крепким, искренним, и которое будет воспринимать жизнь такой, как она есть, и это наполнит его любовью к красоте и правде». Он хотел подчеркнуть политическое и социальное влияние этой работы как на молодое поколение итальянцев того времени, так и на развитие итальянского искусства. «Поцелуй» стал настоящим символом рождения единой Италии.

Портреты, ню и Мария Магдалина

Портреты, которые писал Айец, по силе сравнимы с работами Энгра и назарейцев. Натурщики обычно сидят, они одеты в строгую, зачастую чёрную с белым одежду, практически без аксессуаров. Он писал почти всех выдающихся людей своего времени, в том числе представителей знати, государственных деятелей и людей искусства, таких как композитор Джоаккино Россини. В конце карьеры Айец делал портреты по фотографиям, а в автопортретах использовал сходство с Тицианом (1, 2).

Одной из любимых тем художника были полуодетые женщины. Чаще всего Айец эксплуатировал восточный контекст, любимый художниками-романтиками. Изображение гаремов и одалисок (1, 2, 3) позволяли им писать сцены, которые иначе были бы неприемлемы в обществе. Но даже его Мария Магдалина, скорее, полна чувственности, чем религиозного пыла.

Оценка наследия Айеца осложняется тем, что он зачастую не подписывал и не датировал свои работы. Чаще всего, дата, указанная в описании картины – это год продажи, а не создания. Более того, художник часто писал одни и те же композиции с минимальными вариациями или даже без них.

Практически все картины Франческо Айеца хранятся в государственных коллекциях Италии (крупнейшее собрание принадлежит миланской Пинакотеке Брера). Исключение составляют буквально считанные полотна, находящиеся в Великобритании, Германии, Франции, Нидерландах, Австрии и США.

Автор: Влад Маслов