Використовуючи наш сайт, ви приймаєте умови, за якими ми використовуємо cookie-файли для аналізу даних та створення контенту (у тому числі рекламного) на основі ваших інтересів. Дізнатися більше про те, які дані ми збираємо та використовуємо можна
тут.
Франческо Айец (Francesco Hayez; 10 февраля 1791 года, Венеция – 21 декабря 1882, Милан) – итальянский художник и гравёр, один из ведущих представителей итальянского романтизма.
Особенности творчества Франческой Айеца. Темы произведений художника менялись на протяжении всей его долгой и плодотворной карьеры. Они охватывали и политическую критику, и создание портретов, и ню. При этом Айец увлечённо исследовал множество художественных стилей, таких как неоклассицизм, романтизм и движение назарейцев. Многие его картины посвящены библейским и мифологическим сюжетам, но он также проявлял большой интерес к итальянской истории, часто изображая своих ключевых современников – политических и общественных деятелей – в исторических обстоятельствах. В более поздних работах живописец отошёл от грандиозных исторических сюжетов и практически полностью сосредоточился на аллегориях, часто с сильным политическим подтекстом.
Франческо Айец родился в довольно бедной семье в Венеции и был младшим из пяти сыновей своего отца-француза и матери-итальянки. Родители отослали ребёнка к тётке со стороны матери, чей муж был коллекционером. Он-то и рассмотрел в юном племяннике художественный талант и отправил его на обучение к реставратору. Но уже в возрасте семи лет мальчик начал изучать живопись под руководством художника Франческо Маджотто, с которым провёл три года.
В 1809 году 15-летний Франческо Айец выиграл конкурс на обучение в Академии святого Луки в Риме. Его патронами были скульптор Антонио Канова и граф Чиконьяра, известный любитель искусств, который в течение многих лет был главным покровителем художника. Там же молодой художник познакомился с Жаном Огюстом Домиником Энгром, который оказал значительное влияние на его стиль.
В 1814 году Франческой Айец отправился на обучение в Неаполь, где по заказу короля Иоахима Мюрата написал масштабное полотно «Одиссей во дворце Алкиноя» (ныне находится в Музее Каподимонте). Однако падение Наполеона и расстрел Мюрата вынудил художника вернуться в Рим, где по протекции Чиконьяры он получал заказы на декоративные росписи и, в том числе, на свои первые фрески в Ватикане в 1817 году, оплаченные Кановой.
В 1820-м и 1821 годах он посетил Милан, колыбель итальянского литературного романтизма, а в 1822 году поселился там. Через 14 лет австрийский князь Клеменс фон Меттерних дал задание Айецу подготовить аллегорические фрески на потолке Зала кариатид в местном Королевском дворце в ознаменование коронации императора Фердинанда I Австрийского. Тогда же художник отправился в Вену, чтобы встретиться с монархом и показать ему проект. К сожалению, фрески погибли в 1943 году.
В 1850 году Франческо Айец стал профессором Академии Брера, а спустя через 10 лет возглавил её.
«Поцелуй»
Как и многие другие художники, музыканты и писатели того периода, Айец скрывал свои патриотические убеждения и зашифровывал политические послания из-за жёсткой цензуры австрийских властей. Более того, ему приходилось вести себя особенно осторожно: профессором Академии Брера он стал по протекции графа Йозефа Радецкого, вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства, и получал заказы от правительства Габсбургов.
Безусловно, самой знаменитой картиной Франческо Айеца является «Поцелуй» (1859). Её главные персонажи – отсылка к шекспировским Ромео и Джульетте или Лучии и Ренцо из романа «Обручённые» Алессандро Манзони. Кроме того, художник отразил дух Рисорджименто – национально-освободительного движения за объединение раздробленной Италии. Писатель и поэт Франческо Даль’Онгаро в 1872 году написал: «в этом нежном поцелуе мы надеемся увидеть начало нового поколения, которое будет крепким, искренним, и которое будет воспринимать жизнь такой, как она есть, и это наполнит его любовью к красоте и правде». Он хотел подчеркнуть политическое и социальное влияние этой работы как на молодое поколение итальянцев того времени, так и на развитие итальянского искусства. «Поцелуй» стал настоящим символом рождения единой Италии.
Портреты, ню и Мария Магдалина
Портреты, которые писал Айец, по силе сравнимы с работами Энгра и назарейцев. Натурщики обычно сидят, они одеты в строгую, зачастую чёрную с белым одежду, практически без аксессуаров. Он писал почти всех выдающихся людей своего времени, в том числе представителей знати, государственных деятелей и людей искусства, таких как композитор Джоаккино Россини. В конце карьеры Айец делал портреты по фотографиям, а в автопортретах использовал сходство с Тицианом (1, 2).
Одной из любимых тем художника были полуодетые женщины. Чаще всего Айец эксплуатировал восточный контекст, любимый художниками-романтиками. Изображение гаремов и одалисок (1, 2, 3) позволяли им писать сцены, которые иначе были бы неприемлемы в обществе. Но даже его Мария Магдалина, скорее, полна чувственности, чем религиозного пыла.
Оценка наследия Айеца осложняется тем, что он зачастую не подписывал и не датировал свои работы. Чаще всего, дата, указанная в описании картины – это год продажи, а не создания. Более того, художник часто писал одни и те же композиции с минимальными вариациями или даже без них.
Практически все картины Франческо Айеца хранятся в государственных коллекциях Италии (крупнейшее собрание принадлежит миланской Пинакотеке Брера). Исключение составляют буквально считанные полотна, находящиеся в Великобритании, Германии, Франции, Нидерландах, Австрии и США.