увійти
опублікувати

Амшей
Маркович Нюренберг

Россия • 1887−1979
Амшей Маркович Нюренберг (21 апреля 1887, Елисаветград — 10 января 1979, Москва) — украинский и советский художник, график, искусствовед.

Особенности творчества художника Амшея Нюренберга: приверженность парижской школе живописи Амшей Нюренберг демонстрировал на протяжении всей творческой деятельности. Некоторое время проработав в авангардных техниках, Нюренберг вернулся к реализму, в котором явно просматривался французский импрессионизм. Советский агитплакат или живописный портрет, пейзаж или натюрморт – Нюренберг всегда ставил во главу угла живописные задачи, которые прекрасно решал – как композиционно, так и колористически. Как писал сам художник, «в основу своего искусства я стремлюсь ввести все естественное и обыкновенное. Мотивы и материал для своих работ я ищу в обыкновенной жизни. В случайном жесте, незначительном движении, в чуть заметной радости, печали».

Известные картины художника Амшея Нюренберга: «Охота», «Буржуазная сволочь», «Старуха».

Амшей Нюренберг родился в Елисаветграде (ныне Кропивницкий), в большой еврейской семье владельца рыбной лавки. Образование детям давали по возможности самое лучшее, и таланты старались развивать. Способности Амшея к рисованию были отмечены еще в общеобразовательной школе, где уроки вел Феодосий Козачинский, ученик Ильи Репина. После школы, благодаря поддержке мецената, Амшей уехал в Одессу. Он поступил в Одесское художественное училище на живописно-скульптурное отделение, где учился в классе Кириака Костанди. В 1911 году, после окончания училища юноша отправился в Париж, где уже жили его друзья Оскар Мещанинов, Леон Иденбаум, Исаак Малик.

Поселился художник в знаменитом общежитии «Улей», где на протяжении года делил одно ателье с Марком Шагалом. Амшей брал уроки в частных художественных академиях, вместе с друзьями работал над оформительскими заказами. Они голодали, красили заборы, учились и писали картины. У Шагала Нюренберг научился рисовать по памяти, у импрессионистов позаимствовал богатую палитру, познакомился с техникой карикатуры, работал в газете «Парижский вестник»… Но большого творческого прорыва не получилось. Амшей заболел туберкулезом и после лечения был вынужден уехать на родину, в Украину.

В Елисаветграде Амшей начал преподавательскую деятельность. Два года спустя художник переехал в Одессу, где включился в общественную и выставочную деятельность, стал членом «Общества независимых художников». В 1915 году Нюренберг женился на молодой балерине Полине Николаевне Мамичевой (1894 – 1978), которая вслед за мужем увлеклась живописью. В 1925 году у них родилась дочь Неля, будущая солистка Большого театра СССР.

Педагогическая деятельность влекла Нюренберга: в 1918 году он основал в Одессе художественную студию «Свободная мастерская», а чуть позже – школу «Детская академия». Вместе с ним преподавали художники, приверженные новейшим французским художественным течениям, в том числе Сигизмунд Олесевич, Теофил Фраерман, Исаак Малик – эту компанию так и называли: «Одесские парижане». В годы Гражданской войны Нюренберг возглавил одесский Комитет по охране памятников и старины. С воодушевлением приняв советскую власть, «Одесские парижане» выразили свою приверженность новой жизни, украсив Одессу к 1 мая 1919 года агитационными плакатами. Руководил бригадой Нюренберг, его ближайшей помощницей стала Александра Экстер. А через месяц Нюренберг был назначен народным комиссаром искусств Одессы.

В начале 1920-х Нюренберг переехал в Москву. Здесь его талант и любовь к карикатуре нашли свое применение – он работал в «Окнах сатиры РОСТА» (Российское телеграфное агентство), сотрудничал с Владимиром Маяковским, с карикатуристами Иваном Малютиным и Михаилом Черемных. И если плакаты были хорошим подспорьем для семейного бюджета, то группа «Бубновый валет» стала для Нюренберга творческой отдушиной. Он принимал участие в выставках «бубновалетовцев», написал художественную декларацию общества, долгие годы дружил с Петром Кончаловским, Робертом Фальком, Александром Осмеркиным. В 1924 году вышла книга Нюренберга «Поль Сезанн», посвященная жизни и творчеству кумира всех членов общества «Бубновый валет». Художник продолжал преподавательскую деятельность, читал лекции по современному искусству во ВХУТЕМАСе, стал первым художественным обозревателем газеты «Правда». В духе того времени Амшей Маркович переиначил свое имя и стал называться Ионой Александровичем.

В 1927 году художник вновь приехал в Париж – на этот раз как представитель молодой страны Советов. Он читал лекции о молодом советском искусстве, писал статьи и заметки для газет и журналов. В 1928 году при поддержке скульптора Оскара Мещанинова выставил две работы на осеннем парижском Салоне. Год спустя семья вернулась в Москву – якобы из-за того, что Полина влюбилась в богатого француза. Художник отошел от общественной жизни, ограничиваясь работой в Доме художника.

После начала гонений на все, что не соответствовало советским представлениям об искусстве, Нюренбергу было несладко: импрессионистов клеймили как «буржуазное течение», его любимого Шагала окрестили «формалистом», Осьмеркина выгнали из Суриковского института. Почти все свои работы парижского периода художник уничтожил. Зато если писал Ленина, то вождь всегда изображался «в Париже», на крайний случай – «в швейцарских горах» или «на могиле Карла Маркса». В 1932 году Нюренберг стал членом Московского областного союза художников и оставался в его рядах до самой кончины.

В Великую Отечественную войну семья Нюренбергов уехала в эвакуацию в Ташкент, где художник два года проработал в Узбекском Союзе художников. После возвращения в Москву его пригласили работать в Музей революции, где он трудился до выхода на пенсию. Нюренберг продолжал активную творческую деятельность – писал картины, готовил статьи и публикации по искусству, подготовил и издал книгу «Воспоминания, встречи, мысли об искусстве», которая вышла в 1969 году; полный текст мемуаров увидел свет в 2010 году благодаря внучке художника, Ольге Тангян. Амшей Маркович скончался в возрасте 91 года, всего на год пережив любимую и единственную жену Полину.
Перейти до біографії