Две знаковые картины в ближайшее время выставят на продажу в Лондоне. Первая – недавно найденный портрет нигерийской принцессы, который стал практически мифом после исчезновения несколько десятилетий назад. Вторая – эскиз испанского импрессиониста Хоакина Сорольи к знаменитой картине «Возвращение с рыбалки». Отдельную ценность представляют истории этих работ.

Оба полотна будут проданы на торгах аукционного дома Bonhams.




Пропавшее изображение темнокожей принцессы было обнаружено недавно в обычной квартире на севере Лондона. Картину написал отец-основатель нигерийского модернизма Бенедикт (Бен) Энвонву в 1974 году. Это портрет Ифе Адетуту Адемилуйи, известной как Туту, которая стала символом национального примирения в Нигерии. Репродукции работы висят в домах по всей стране.
Бенедикт Энвонву. Туту
Туту
Бенедикт Энвонву
1974, 97×66.5 см

На самом деле Энвонву написал три версии Туту, но все они были утеряны и стали предметом множества спекуляций. Глава департамента современного африканского искусства Bonhams Жиль Пеппьят подсчитал, что сообщения об обнаружении портретов принцессы он получает каждые восемь недель, но они неизменно оказываются репродукциями. Однако в конце прошлого года лондонская семья пригласила специалиста осмотреть картину, подписанную Энвонву, – и эксперта ожидал большой сюрприз.



«Эта картина была мне давно известна, так что это был настоящий момент озарения. Я подумал: «Боже мой, это необыкновенно»», – рассказывает эксперт.



Семья попросила сохранить анонимность, но Пеппьят описал её членов как «совершенно обычных». Картину когда-то приобрёл их отец. «Так часто бывает, есть вещи, которые купили ваши родители, и вы не знаете, почему они их купили или какова их ценность... вы просто получаете их в наследство», – добавил аукционист.

Слева: одна из утерянных версий портрета принцессы Туту авторства Бенедикта Энвонву

Нигерийский писатель Бен Окри назвал это самым значительным открытием в современном африканском искусстве за последние полвека. Он отметил, что традиционная африканская скульптура сыграла важную роль в рождении модернизма в начале XX столетия, но современные художники с Чёрного континента совершенно не представлены в истории искусства.



«Единственная подлинная Туту эквивалентна некоей редкой археологической находке. Это потенциально преобразующий момент в мире искусства», – сказал он.


Бенедикт (Бен) Энвонву. Фото: The Guardian


Бенедикт Энвонву (1921 – 1994) уже был самым знаменитым среди живущих африканских художников на момент встречи с принцессой Туту в 1973-м, через три года после окончания гражданской войны в Нигерии. В 1940-х будущий живописец и скульптор учился в Великобритании. Широкая известность пришла к Энвонву после того, как ему было поручено создать бронзовую скульптуру королевы Елизаветы II во время её визита в Нигерию в 1957 году. Этот памятник теперь стоит у входа в здание парламента в Лагосе.

Тем не менее, портреты Туту считаются его величайшими шедеврами. Изображение, о котором идёт речь, было выставлено на похоронах Энвонву в 1994 году. Местонахождение других картин с принцессой остаётся загадкой.
Бен Энвонву и Елизавета II у бронзовой скульптуры королевы работы нигерийского мастера 28 ноября 1957 года


Но поскольку её появление на рынке – это знаменательное событие, торги будут транслироваться в прямом эфире для участников в Лагосе. Если верхний предел эстимейта будет превышен, портрет побьёт рекорд для произведений художников из Нигерии.

ДОПОЛНЕНО: Картина, чья предварительная оценка составляла 200 – 300 тыс. фунтов стерлингов (230 – 340 тыс. евро), была продана за 1,2 млн фунтов стерлингов (1,67 млн долларов США). Она досталась неизвестному покупателю после 20-минутной битвы ставок и стала самым дорогим произведением современного нигерийского искусства, проданным с аукциона. 

А две недели спустя, 14 марта, тот же аукционный дом Bonhams продаст ещё одну редкую работу – эскиз для знаменитого шедевра Хоакина Сорольи «Возвращение с рыбалки» (1894). Картина оценивается в 300 – 400 тыс. фунтов стерлингов (340 – 450 тыс. евро).
Хоакин Соролья (Соройя). Эскиз для «Возвращения с рыбалки»
Эскиз для «Возвращения с рыбалки»
Хоакин Соролья (Соройя)
1894, 66.3×45.5 см

Автор подарил набросок одному из своих близких друзей – доктору Луису Солеру и Сото. Тот завещал произведение своему сыну, который, в свою очередь, передал его своему крестнику. Таким образом, работа с момента создания находилась в частных руках.

Это один из 16-ти подготовительных эскизов маслом, которые Соролья сделал летом 1894 года в Валенсии. «Возвращение с рыбалки» он написал специально для парижского Салона 1895 года, где полотно имело большой успех. Впоследствии французское государство купило его для Люксембургского музея, а ныне шедевр входит в коллекцию Музея Орсе.

Слева: Хоакин Соролья, эскиз для «Возвращения с рыбалки» (1894). Частная коллекция
Хоакин Соролья (Соройя). Возвращение с рыбалки. Буксировка лодки
Возвращение с рыбалки. Буксировка лодки
Хоакин Соролья (Соройя)
1894, 265×403.5 см

На эскизе, выставленном на продажу, изображён погонщик, который управляет волами, вытаскивающими рыболовную лодку на пляж. В композиции окончательной работы фигура занимает ключевое место. Она уравновешивает рыбака в лодке, собирающего парус в правой стороне холста.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта аукционного дома Bonhams, газеты The Guardian и интернет-издания Artdaily