войти
опубликовать

Сангина

292 работы, 108 художников
Сангина (фр. sanguine от лат. sanguis — «кровь») – материал для рисования в виде толстого неоправленного карандаша или бруска красного цвета, который состоит из смеси белой глины, пигментов оксида железа и растительного клея. Цвет «красного мела» варьируется от насыщенно-коричневого до терракотового. Рисунки сангиной устойчивы к свету, приятны для глаз и недороги по стоимости материалов. Мел осыпается с бумаги, поэтому художники покрывают работу лаком или прячут под стекло.

Техника рисования стала популярной в эпоху Возрождения, поскольку сангина легко растушевывалась, создавала полупрозрачные оттенки и великолепно передавала тона обнаженного тела. Мастера барокко ценили сангину за возможность отразить фактуру объекта, создать плавные цветовые переходы или яркие "плотные" линии. Во времена расцвета рококо и классицизма художники предпочитали технику «трех карандашей» - комбинацию сангины, черного и белого мела. Мастера XX века не обходились без сангины в рисовании эскизов портретов и фигурных композиций. Красный брусок оказался незаменимым инструментом художников на протяжении десяти веков и продолжает оставаться таковым.

Шедевры рисования сангиной вы увидите в работах Леонардо да Винчи: наброски «Тайная вечеря. Апостол Иаков» 1495 и «Мадонна с веретеном» 1501. Мастер лаконичными штрихами и легкими прикосновениями мела создает тонко эмоциональные, одухотворенные образы. Рафаэль Санти оставил потомкам богатейшую коллекцию набросков и эскизов знаменитых фресок. «Психея предлагает Венере воду Стикса», «Свадьба Александра и Роксаны» 1517, «Эскиз росписи лоджии Психеи» 1518 демонстрируют мастерство использования сангины в рисовании обнаженного человеческого тела. Питер Пауль Рубенс не обошел вниманием технику. Портреты сына художника Николаса Рубенса 1621 и 1627 трудно назвать набросками. Рубенс комбинирует на бумаге рисование сангиной и углем, добавляет крошечные штрихи тушью и… рисунки оживают. В работе «Спящий фавн» художник раскрывает богатую палитру оттенков красного мела и мифологический персонаж выглядит пугающе реалистичным. Еще один мастер сангины – певец французского быта и создатель сентиментальных сцен Жан-Батист Грёз. Эскизы сангиной удивляют детальной прорисовкой и эмоциональностью будущих героев масляных холстов: «Портрет испуганного мальчика» 1778, «Мольба. Портрет девочки» 1780. Не менее трогательна и очаровательна «Женская головка» Константина Маковского. А рисунок сангиной «Голова Демона» 1889 Михаила Врубеля тревожит и пугает зрителя наравне с персонажем масляной живописи.

Рисунки сангиной: Психея предлагает Венере воду Стикса», «Свадьба Александра и Роксаны» 1517 Рафаэль Санти; «Портрет Изабеллы Брант» 1621, «Портрет Николаса Рубенса» 1627, «Спящий фавн» Питер Пауль Рубенс; «Натурщица» 1910, «Портрет А.Н. Бенуа» 1924 Зинаида Серебрякова.

Художники: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Питер Пауль Рубенс, Жан-Батист Грёз, Карл Брюллов, Илья Репин, Зинаида Серебрякова.

Лента