войти
опубликовать

Покрытие картин лаком

196 работ, 73 художника
Наряду с художественными красками одним из инструментов художников является лак. Это раствор натуральной или искусственной смолы, который после высыхания образует на поверхности картины прочную тонкую пленку. Лак не только сохраняет живопись долгие годы, но и делает краски ярче, а мелкие детали – выразительнее. От того, насколько правильно подобрано средство для фиксации работы, зависит сохранность картины на протяжении долгого времени, ее надежная защита от света, влаги и грязи. Как финишное покрытие лак наносится на картину только после того, как полностью высохнут краски, которыми она написана. В случае масляной живописи нанесение защитного слоя на картину может состояться через год после окончания работы.

Защитные свойства лака далеко не единственная сфера его применения в живописи. Его также применяют для ретуши картины. Если художник не пишет картину «а ля прима», то есть в один присест, а работает долгое время, дорисовывая полотно от случая к случаю – без лака не обойтись. Им пользуются для того, чтобы избежать усыхания и изменения цвета верхних слоев красок, которые легли на предыдущий, не совсем просохший слой. Таким образом, при многослойной живописи лак служит для лучшего сцепления слоев краски.

Если художник хочет достигнуть прозрачности красок, их цветовой насыщенности, он также использует лак, применяя его в качестве разбавителя пигментов или их смеси. Такой прием в живописи часто используют при лессировке, когда мастер работает тонкими слоями прозрачных и полупрозрачных красок. Отметим, что, помимо лака, для техники лессировки также используют масло и масляные лаки.

Популярные лаки

Самый известный и популярный – даммарный лак, который представляет собой раствор даммарной смолы в пинене с добавлением этилового спирта. Его используют для сцепления слоев краски, а также для финального покрытия работ. Даммарный лак со временем желтеет, поэтому лучше подходит для картин, выполненных в теплых тонах. Он также может помутнеть в условиях повышенной влажности, поскольку достаточно гигроскопичен.

Мастичный лак изготавливают из смолы мастикового дерева, растворенной в пинене. Он применяется как ретушный при многослойной живописи, а также в качестве покрывного слоя. Со временем приобретает желтоватый оттенок.

Фисташковый лак – бесцветный, долго сохнет. В его состав входит фисташковая смола, растворенная в пинене, а также бутиловый спирт и уайт-спирит.

Акрил-фисташковый лак очень популярен у современных художников. Он прочнее даммарного и мастичного, дает практически бесцветную пленку и очень эластичен. В его состав, помимо фисташковой, входит синтетическая полибутилметакриловая смола и бутиловый спирт. Акрил-фисташковый лак любят художники, которые предпочитают работать в холодных и светлых тонах.

Акриловый лак используют не только как покрывной, но и для разведения акриловых красок. При работе маслом акриловый лак может использоваться не только для финишного покрытия поверхности, но и в качестве грунтовки и для разбавления акриловых и масляных красок. Он быстро сохнет, образуя прозрачную и эластичную водоотталкивающую пленку. Акриловый лак придает картинам яркость и глянец.

Акрил-стирольный лак применяют только для финишного покрытия живописи. Он достаточно универсален и подходит для закрепления поверхностей картин, выполненных маслом, акрилом и темперой. Акрил-стирольный лак дает прозрачную эластичную пленку. Его любят за высокую скорость высыхания – около 24 часов, поэтому пыль не успевает прилипнуть к картине. Водостойкость и прозрачность на протяжении долгих лет делает акрил-стирольный лак очень популярным у современных художников.

Копаловый лак делают из копаловой смолы с добавлением пинена и рафинированного льнного масла. Он достаточно темный, поэтому применяется как разбавитель для красок.

Специальный ретушный лак художники используют для того, чтобы предотвратить усыхание и лучше скрепить между собой красочные слои.

Для картин, выполненных в смешанной технике, а также для рисунков, выполненных углем, пастелью или тушью, предпочтительней использовать лаки в аэрозольной форме. В каждом конкретном случае закрепляющий состав подбирается под конкретную работу.

Как и краски, лаки являются достаточно гибким и интересным инструментом художника. Их разнообразный состав и свойства расширяют возможности мастера при работе над картиной.
Лента