Гризайль (от французского
gris — серый) – техника живописи, в которой тон передается с помощью цвета. Этот прием часто используют в крупных произведениях для передачи объема скульптурного изображения. Встречаются произведения, в которых, по замыслу художника, гризайль становится основной техникой исполнения картины, а иногда наряду с классической живописью цветом используется для изображения композиционной детали в виде скульптуры.
При обучении гризайлю будущий живописец учится чувствовать тон, воспринимать цвет по его насыщенности и интенсивности, выстраивать тональную шкалу, чувствовать игру света, моделировать объем. Эта техника, по сути, является рисунком, выполненным живописными средствами. После карандашного наброска на будущую картину – за исключением светлых мест - наносится тонкий слой краски. Затем работе дают просохнуть. После этого отображают тени и опять дают рисунку полностью высохнуть. Прорисовывают полутона – и опять сушат. В конце работы приходит черед самого светлого тона – им отмечают блики и световые пятна. Картины в стиле гризайль требуют значительно большего времени исполнения из-за обязательной просушки работы после промежуточных этапов. Современные мастера предпочитают работать alla prima, поэтому эта техника, предполагающая промежуточную сушку картины, сегодня используется преимущественно для обучения живописцев премудростям передачи тона, и очень редко – для создания законченных произведений.
В произведениях стиля гризайль, выполненных старыми мастерами, использовались градации серого, черного или коричневого цветов. Работы в коричневых оттенках появились в XII веке после запрета Ордена цистерианцев на использование цветных изображений для оформления церквей. Витражи, выполненные в коричневых тонах, назывались брюнайль (сам термин появился только в XVII веке). Реже встречались произведения в оттенках зеленого – вердайль. Сегодня этих различий не делают, и любые произведения живописи, выполненные при помощи одного цвета, называются общим термином «гризайль».
Произведения в оттенках одного цвета создавали
Босх и
Вермеер,
Тициан,
Рембрандт,
ван Дейк. Многочисленные слои одной краски разных тонов использовались мастерами для того, чтобы передать внутреннее свечение изображения – будь то скульптура или человеческое тело. Таковы, например, внутренние панели Гентского алтаря с изображениями Адама и Евы, внешние створки триптиха «
Поклонение волхвов» Иеронима Босха.
Джотто использовал гризайль при росписи нижней части фресок в часовне
Скровеньи в Падуе. Приемы монохромной живописи использовали в своих работах
Ганс Мемлинг,
Франсуа Буше,
Илья Репин. Технику гризайль использовали при росписи стен, имитируя ниши, скульптуры, арки и лепные детали, которые поражали своей реаистичностью. Такие элементы можно найти в росписи Лувра и Эрмитажа, а также на сводах Сикстинской капеллы. Принцип монохромности также применяют в керамике при создании оттенков эмали в границах одного цвета, в мозаичном и витражном искусстве.
Современные художники, работающие в стиле гризайль, используют всю цветовую палитру. Одна из знаменитых картин, выполненная с применением техники монохромной живописи – «
Герника» Пабло Пикассо. Гризайль используют достаточно редко, однако эта техника по-прежнему позволяет создавать замечательные картины, которые выделяются из общего ряда произведений. Монохром в своих работах использовали
Норман Роквелл, Хьюго Бастидас,
Антон Раков,
Алексей Аникин, Валерий Кудринский.
Знаковые картины стиля гризайль:
«
Поклонение волхвов», Рембрандт Харменс ван Рейн, 1632
«
Прибытие в Лион», Питер Пауль Рубенс, 1622
«
Отдых на пути в Египет», Антонис ван Дейк, 1627
«
Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии», Питер Брейгель Старший, 1565
«
Герника», Пабло Пикассо,1937
Художники, работавшие в технике гризайль:
Рембрандт Харменс ван Рейн,
Питер Пауль Рубенс,
Антонис ван Дейк,
Ганс Мемлинг,
Иероним Босх,
Хуго ван дер Гус, Луи-Леопольд Байи,
Хосе Мария Серт,
Илья Репин,
Норман Роквелл, Хьюго Бастидас,
Антон Раков,
Алексей Аникин, Валерий Кудринский.