войти
опубликовать

Стрит-арт

24 работы, 16 художников
Стрит-арт (англ. street art — уличное искусство) – одно из направлений современного искусства, которое родилось и расцвело в общественных пространствах современных городов. По мнению художников, работающих в этом направлении, искусство, спрятанное в галереях, музеях и частных коллекциях – недоступно большинству людей. Одна из главных идей философии стрит-арта – демократичность искусства и его всеобщая доступность вне понятий о частной собственности.

Движение родилось на рубеже 1970-х на территории США. Первыми проявлениями живописи стрит-арта стали «теги» или «метки», содержащие имя или псевдоним автора. Теги стали своеобразным способом обозначить свою индивидуальность, провозгласить сам факт собственного существования. Рисование тегов считалось – и считается – скорее, вандализмом, нежели искусством. При этом тегирование несло в массы идею о том, что можно завоевать известность, демонстрируя свое присутствие в общественных местах.

Эфемерность и недолговечность художественных проектов стрит-арта – одна из центральных идей этого вида искусства. В любой момент единственный в своем роде «экспонат» может исчезнуть без следа, его могут закрасить – как власти, так и другие художники. Работы стрит-арта, как правило, нельзя купить. Главный инструмент райтера – баллончик с аэрозольной краской.

Художники, работающие в стиле стрит-арта, используют для своих картин поверхности, имеющие максимальный обзор для окружающих – мосты и столбы, стены зданий и подземных переходов, скамейки и заборы. Их искусство часто поднимает острые социальные и общественные проблемы. Мастера стрит-арта выносят на суд публики личные манифесты по вопросам политики и культуры, защиты окружающей среды и чрезмерного потребления.

Стремление изобразить свое послание на как можно более сложной для доступа поверхности может создавать у окружающих впечатление, что это некое «тайное общество», недоступное для простых смертных. Одно из самых известных граффити в «диком стиле» - с яркими цветами, округлыми линиями и теневыми эффектами трехмерности - было создано художниками TRAP, DEZ и DAZE в 1982 году. Этот объект стрит-арта появился на вагоне нью-йоркского метро и вызвал большую шумиху в прессе. Граффити быстро завоевало большую популярность и стало одной из составляющих музыкальной хип-хоп культуры. К середине 1980-х в среде художников стрит-арта набрал популярность стиль трафаретного граффити. Искусство рисования аэрозольными красками пересекло океан и покорило Европу.

После того, как городские власти повсеместно стали активно бороться с «пачкотней» на стенах, самые стойкие райтеры перенесли свою деятельность в галерейные пространства. В арт-студиях начали работать такие мастера стрит-арта, как Жан-Мишель Баския и Кит Харинг. Некоторые крупные корпорации – в частности, IBM и Sony - использовали граффити для продвижения своих продуктов. Стрит-арт стал темой нескольких компьютерных игр, граффити появились на сумках и футболках, скейтбордах и досках для серфинга.

«Стена – это очень сильное оружие. Это одна из самых отвратительных вещей, которыми ты можешь кого-то ударить» - так считает Бэнкси, один из самых легендарных художников стрит-арта. Имя Бэнкси окружает ореол анонимности и тайны; многие считают, что за псевдонимом скрывается музыкант Роберт Дель Ная, участник музыкальной группы Massive Attack. Неподражаемость этого мастера стрит-арта – в тонком юморе, приправленном сардоническим остроумием, которое заставляет зрителей задуматься о серьезности его художественных заявлений на тему политики, гуманности и капиталистического мира.

Знаковые картины в стиле стрит-арт:
«Танго», Blek le Rat, 1985
«Десять боксерских груш», Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол, 1986-1987
«Туттомондо», Кит Харинг, 1989
«Целующиеся констебли», Бэнкси, 2004
«Мона Лиза с базукой», Бэнкси, 2008

Художники, работающие в стиле стрит-арт: 
Бэнкси, Жан-Мишель Баския, Кит Харинг, Даниэль Бурен, Феликс Гонсалес-Торрес, Джон Фекнер, Эрнест Пиньон-Эрнест, Блек ле Рат, Ник Уокер, Шепард Фейри.
Лента