Проторенессанс (от др.-греч.
Protos — «первый» и фр.
Renaissance — «Возрождение») – это период развития европейской культуры и искусства XIII – XIV веков. Исследователи разделяют дученто - искусство XIII века и треченто – произведения 1300-х годов. Проторенессанс основывался на средневековых традициях и религиозных верованиях, готическом и византийском искусстве и стал предвестником
Высокого Возрождения. Произведения живописи и скульптуры переходного периода отличаются чувственностью, реалистичностью, гибкими линиями и изящными формами. Авторы вернули эстетику и классические традиции Древней Греции, наполнили работы гуманизмом, светом, жизнелюбием и тонкой эмоциональностью.
Кардинальные изменения общественных отношений в Европе послужили толчком к возникновению новой культуры. Во Флоренции, «столице искусств» Италии, выросло влияние купцов, ремесленников и финансистов, а состоятельные и знатные семьи города выступали меценатами для молодых талантов. Влияние католической церкви на культурную жизнь ослабело, что позволило художникам, скульпторам, поэтам созидать по воле вдохновения и уменьшило страх перед «критиками от инквизиции». Изобразительное искусство перестало быть цеховым ремеслом и стало местом проявления индивидуального творчества. «Титаны проторенессанса» проявляли талант не только на полотне, но и в скульптуре, архитектуре, поэзии. Темпы развития различных направлений искусства не совпадали, поэтому период проторенессанса продлился два века, а затем Европа вступила в золотой век Возрождения.
Гуманизм стал главной отличительной чертой живописи проторенессанса, художники стремились передать красоту тела и индивидуальность характера. Даже изображая на холсте Бога или мифического героя, мастер рисовал, в первую очередь, Человека. Религиозные сцены с символами и аллегориями преобладали среди других тем искусства, но содержали элементы «земной жизни», демонстрировали переход от религиозности к светскости. Героев Святого писания авторы наделяли сходством с меценатами, правителями, заказчиками картин и фресок, наполняли живыми человеческими эмоциями. В изображениях богов и святых появились предметы быта, а в сюжетах религиозной живописи изображали события из общественной жизни. Интерес к античной культуре проявлялся в реалистичном изображении героев картин, скульптуры подчеркивали движение, мощь и гибкость человеческого тела. Художники передавали объем и перспективу, интерьеры и пейзажи перестали выглядеть плоскими и схематичными. Картины проторенессанса отличались плотным наполнением пространства: многочисленные герои располагались в центре, а периферию заполняли архитектурные композиции и пейзажи. Достичь объемного изображения позволяли эксперименты со светотенью и палитрой, создание мягких оттенков и цветовых переходов, фрагментарные элементы городских и сельских пейзажей. Обитатели полотен спустились с небес и ожили, перестав быть схематичным изображением. Появились яркие характеры, полнокровные и психологически верные образы. Портретная живопись во время проторенессанса развилась и выделилась в отдельный жанр. Изящество античности соединилось с темпераментом и драматизмом готического средневековья.
Известные картины проторенессанса: «
Блаженство святого Франциска» 1290-е, «
Поцелуй Иуды» 1306 Джотто ди Бондоне; «
Поругание Христа» 1280, «
Бичевание Христа» 1280 Ченни ди Пепо (Чимабуэ).
Художники и скульпторы проторенессанса: Живописец, скульптор и архитектор, реформатор живописи
Джотто ди Бондоне,
Пьетро Каваллини,
Ченни ди Пепо (Чимабуэ),
Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио.