войти
опубликовать

Николай
Николаевич Седнин

Россия • Москва • родился в 1968 • художник, коллекционер, арт-дилер
Художник в соц. сетях
Заказ работы

Николай Седнин. Ди-Арт. Теория и практика направления. Манифест.

История Ди-Арт. 1993-2003.

В конце 1993 года в числе прочих опытов был поставлен эксперимент, определивший направление моих интересов в искусстве. Его целью тогда была практическая проверка идеи, обозначенной как «эффект отпущенной руки». Следствием опыта явилась большая серия графических произведений, выполненных с завязанными глазами. На отображение каждого эмоционального всплеска уходило не более 10 секунд, и позднее работы получили общее название «Рисунки для медитаций». Выводы, сделанные мной по результатам эксперимента, привели к мысли о возможности целенаправленных изменений сознания в процессе творчества. Меня заинтересовала специфичность возникновения изобразительного ряда у взрослых людей с неконтролируемой психикой. Вскоре с идеей создания творческой группы я переступил порог специализированного учреждения. Так в 1994 году была основана студия при психоневрологическом интернате №20 Юго-Западного административного округа г. Москвы. Прошли годы новых изысканий, прежде чем утвердилась художественная стилистика, отвечающая моим требованиям. Одновременно строились основные принципы, определяющие практический метод программы, получившей название «Исцеление искусством».
С 1998 года в ходе опытных занятий, применяя основные положения программы, я отметил подъем профессионального роста учеников. Деятельность студии была реорганизована и перешла на качественно новый уровень развития. В 1999 году в Москве открыта галерея, в которой экспонируется более ста произведений живописи и графики из числа созданных в студии, а также мои работы, иллюстрирующие методику. Часть произведений учеников студии находится в Царицынском реабилитационном центре и при интернате №20. В целях сохранения чистоты эксперимента, произведения, имеющие отношение к программе «Исцеление искусством», не покидали вышеуказанных мест и не участвовали в коммерческих проектах. В 2000 году, благодаря постоянно обновляемой экспозиции галереи, наша деятельность получила широкую огласку в средствах массовой информации и обратила на себя внимание Ассоциации Искусствоведов (АИС). Так как авторская методика и стилистика произведений были признаны индивидуальными и нестандартными, специалисты Ассоциации Искусствоведов поддержали необходимость создания определения для нового художественного направления. Так возник термин «Ди-Арт», означающий двуединство рационального и чувственного восприятия реальности.
В 2001 году под патронатом Ассоциации Искусствоведов издан альбом «ДИ- АРТ — искусство XXI столетия» с информацией об основных принципах направления и произведениями художников. Год спустя в рамках ретроспективы моего творчества в Государственной Думе России концепция «ДИ-АРТ» была представлена вниманию деятелей политики, искусства, культуры. Произведения художников студии получили высокую оценку и заслуженное внимание. В 2003 году решением совета Профессионального союза художников авторы, работающие по моей методике, включены в единый рейтинг профессиональных художников России.

2003 г.

Концепция направления.
“Ди-Арт. Для чего? Для кого? О чем?”

Творчество любого художника, конечно, является его отражением в первую очередь. Поэтому банальные вещи, явления при помощи искусства приобретают органное звучание, а подчас нечто прекрасное становится заурядным, невыразительным. Картина — сгусток эмоций, столкновение внешнего мира с нашими внутренними переживаниями. Человек искусства, так или иначе, трансформирует реальность, соотнося видимое снаружи с ощущаемым внутри. Картина как человек. Нам приятно общение с «легкими» людьми, улыбчивыми, счастливыми, многие ищут диалога с умными, полными внутреннего содержания собеседниками. Мы общаемся с окружающим миром и стремимся к самореализации. Попытка отображения внутреннего состояния определенным поступком является актом творчества, и в этом смысле мы уже художники.
Изобразительное искусство — способ познания себя и, пожалуй, один из наиболее ответственных, поскольку процесс внутренних изменений становится почти всегда достоянием общественности. Что мы знаем о себе, какое место и какую роль себе готовим, как и кем чувствуем себя — об этом скажут наши слова, поступки, картины. Образы, проявленные нами, укажут путь к цели, которой мы стремимся достичь, помогут понять мотивы многих поступков. Самопознание, а не отработка технических приемов — с этого начинается Ди-Арт.
Наступают моменты, когда от выбора того или иного решения зависят судьба, здоровье, жизнь. Часто, не зная о своих возможностях, не осознавая истинного потенциала, мы примеряем подсмотренные чужие клише, оставляя свой внутренний мир в запустении. Очень важно знать, что на самом деле движет нами, почему мы совершаем те или иные поступки. Избавление от многих болезней и несчастий — в уважительном отношении к себе и своему миру. Отображая средствами искусства окружающее, мы подспудно ставим оценку нашему внутреннему состоянию. Продолжая изучать свое отношение к внешнему миру, мы оказываемся в силах изменить многое. Культивируя новые качества личности, мы открываем возможности, о которых прежде могли только мечтать. Для того, чтобы помочь нам жить в согласии с собой, существует Ди-Арт.
Неприятности могут не происходить. Все задуманное проявится своим чередом. Есть одно условие — правильный выбор пути. Когда наши желания неопределенны, мы игрушки для посторонних амбиций. Выражая мысли и чувства посредством образов, мы получаем бесценный материал о самих себе, создаем свой путь и программу. Если выбор не случаен, а за каждым поступком стоит душевный труд, мы неуязвимы для невзгод. Кем бы мы ни были, в какой бы сложной ситуации ни оказались — у нас всегда есть шанс изменить жизнь с помощью Ди-Арт.

1999 г.

Ди-Арт - исцеление искусством.

Потоки видений и желание отобразить их устремляют художника к состоянию, результатом которого, помимо эмоционального внешнего всплеска, выраженного в создании произведения, являются изменения внутренние. Речь идет об изменении сознания. Эмоциональный заряд произведения полностью зависит от идеи, «выловленной» из потока и усиленной воплощением в объективной реальности. Задуманное перерождение в новом пространстве и форме становится иллюзорно осязаемым и доступным. Процесс, повторяемый таким образом, приводит художника к созданию внутренней территории, субъективно имеющей свои законы, порядок и влияния. В результате утверждения такого порядка автор сам оказывается заложником идей потока, из которого он черпал вдохновение. На чаше весов сознания противопосталены две реальности, поскольку иллюзия кажется предпочтительней бытия.
Когда выбор в пользу иллюзии становится очевиден, окружающее теряет значение и смысл. Начинается разрушение самого творца, последствия которого плачевны.
Ди-Арт — направление в искусстве, ставящее своей целью освоение и развитие новых территорий внутреннего мира, способствующих укреплению душевного здоровья.

Методика.

Существует ряд символов, которые любой человек (в том числе с измененным состоянием сознания) связывает с картиной внутреннего мира. Эти символы, будучи отображенными даже не искушенным в искусстве зрителем, дают специалисту богатый материал для наблюдения за душевной жизнью рисовавшего, помогают понять особенности психики. По картинам на определенные темы можно не только создать психологический портрет и выявить возможные проблемы, но и в ходе регулярных занятий создать условия для изменения характера психики. Результаты окажутся тем убедительней, чем более осознанным для рисующего станет процесс внутреннего перевоплощения, предложенный ему на основе предварительных тестов. Если же сознание человека изменено (временно, в результате стресса или постоянно из-за болезни), то действия по реабилитации на первом этапе должны носить скрытый характер. Вырабатывается привычка отображать внутренние состояния в виде образов, имеющих аналогии в реальности. Далее предлагается внести изменения в эти образы, обосновав просьбу убедительным примером, имеющим отношение к жизни рисующего, его миропониманию. От занятия к занятию, учитывая индивидуальные особенности, специалист освобождает рисующего от негативных образов на внутреннем плане, меняя тем самым восприятие внешних реалий. Происходит неуклонное замещение одних образов другими, иногда противоположными (в зависимости от необходимой степени коррекции психики). На внешнем плане происходит тоже самое. Изменяясь сам, человек меняет свое отношение к окружающим.
Основные положения.
Десять принципов Ди-Арт:

1. Образность.
Соотношение формы и содержания в произведении говорит нам в первую очередь о количестве и качестве потенциала затраченного в процессе творчества. Но лишь образность, сопоставимая с объективной реальностью, дает основания для оценки отображения психологических состояний.

2. Выразительность.
В восприятии образного строя ведущая роль отводится пластическому языку произведения. Его выбор повествует об отношении автора к внешнему миру и является своеобразным тестом на внутреннюю конфликтность. Определяя лейтмотивом плавность формообразования, мы дарим себе возможность прибывать в состоянии душевной гармонии.

3. Символичность.
Специфика и характер отражаемых нами образов требуют строгой организации колорита. Мы отбираем из цветового круга только наиболее полно выражающие идею оттенки. Засорение произведения случайным цветом, независимо от того, какую площадь он занимает, грозит потерей выразительности.

4. Сакральность.
Состояния, не являющиеся предметом сиюминутных переживаний, достойны воплощения. Торопясь выразить очевидное и случайное, мы попадаем в круговорот, не имеющий ничего общего с процессом внутреннего самонаблюдения.

5. Метафизичность.
Основой для визуализации формы произведения служат явления окружающей реальности. Соотнося с ними свои умозрительные построения, мы делаем выводы, на основании которых происходит воплощение замысла.

6. Позитивность.
Содержание, цвет или формы, имеющие явный, а также скрытый негативный характер являются оружием для нарушения психики. Воплощая отрицательные эмоции, создавая образные системы, несущие разрушение, мы активируем внутреннюю программу на самоуничтожение.

7. Инстинктивность.
В основе акта создания произведения заложен процесс сходный с зачатием человека. В ходе формирования идей интуитивно мы предоставляем роль сотворца противоположному полу, либо объекту идентифицирующему таковой. На внешнем плане это может выражаться изображением обнаженных тел или форм, обозначающих различные половые признаки.

8. Пространственность.
Форма и ее окружение являются равноценными составляющими замысла. Обволакивая основной мотив произведения сопутствующим построением, мы воспроизводим самостоятельную среду обитания как неделимую часть сюжетной линии.

9. Неконфессиональность.
Образы, отражающие результат работы над собой, принадлежат в первую очередь нам самим. Они важны как часть нашего существования. Этот труд не должен быть вписан в рамки ни одной из существующих партий и конфессий во избежание изначальной конфликтности.

10. Реабилитационность.
Степень и качество развития внутреннего мира определяется отношением к себе. Проецируя свои комплексы и проблемы на окружающих, мы деградируем. Анализируя эмоции и чувства, находя мотивы для их воплощения, мы открываем себя заново.

Ди-Арт. Манифест направления.

Ди-Арт представляет собой уникальное пересечение творчества и терапии, где искусство выступает в роли медиатора между внутренним миром человека и внешней реальностью. Это направление зародилось на стыке психологии, педагогики и художественной практики, в дальнейшем обретая своё выражение в различных формах — от живописи и скульптуры до музыки, танца и синтеза искусств. Основная идея Ди-Арт заключается в способности самоисцеления основанной на лечебной силе творческого процесса, который содействует психологическому разряду, освобождению от стресса и эмоциональному самовыражению.
Манифест Ди-Арт как направления акцентирует внимание на гармонизации личности через вовлечение в артистическую деятельность. Это не просто художественная практика, но и философия, призывающая осознать искусство как неотъемлемую часть человеческого опыта, способного вести к духовному возрождению и самопознанию. Далее мы раскроем ключевые правила Ди-Арт и рассмотрим, как этот подход применяется в терапевтической практике для достижения целостности и благополучия.

Введение в Ди-Арт. Исцеление через искусство.

Ди-Арт, или исцеление искусством, представляет собой инновационное направление в современной культуре, объединяющее терапевтический и творческий подходы к лечению души и тела. В основе Ди-Арт лежит убеждение, что искусство обладает уникальной способностью воздействовать на человека, достигая глубинных слоев подсознания и способствуя гармонизации внутреннего мира.
Искусство как терапия не ново; оно использовалось в различных культурах на протяжении веков. Однако Ди-Арт выходит за рамки традиционного применения, предлагая системный подход к творческому процессу с целью достижения психологического и физического благополучия. Это направление не столько оценивает эстетическую сторону произведения, сколько концентрируется на процессе творчества и его влиянии на личностный рост и самопознание.
Введение в Ди-Арт начинается с понимания основных правил, на которых строится это направление. Прежде всего, ключевым является постулат о целостности человеческого опыта, где эмоциональное, физическое и духовное здоровье неразрывно связаны между собой. Второе правило заключается в том, что творческий процесс является самопознавательным путешествием, которое позволяет открыть новые горизонты личности и развить внутренние ресурсы.
Ди-Арт уделяет особое внимание индивидуальности каждого человека. В этом контексте творчество рассматривается как средство выражения уникального внутреннего мира, а также как способ осмысления и переосмысления личного опыта. Искусство служит мостом, соединяющим сознательное и подсознательное, позволяя человеку интегрировать различные аспекты своего "Я" в единую целостную личность.
Ключевым моментом в Ди-Арт является активное участие человека в творческом процессе. Не обязательно быть профессиональным художником или иметь художественное образование, чтобы практиковать Ди-Арт. Важно лишь быть открытым для самовыражения через различные формы искусства — живопись, музыку, литературу, танец или скульптуру. Это направление подчеркивает значимость интуитивного подхода к творчеству, где процесс создания становится более значимым, чем окончательный продукт, поскольку главным результатом является гармонизация наших внутренних состояний.
Ди-Арт также акцентирует важность общения и социального взаимодействия в рамках творческого процесса. Групповые сессии искусства как терапии способствуют развитию социальных навыков, учат эмпатии и взаимопониманию, помогают наладить коммуникацию и укрепить связь между участниками.
Введение в Ди-Арт — это приглашение каждому открыть для себя целебную силу творчества и использовать её для улучшения качества жизни. Манифест Ди-Арт несёт послание о доступности искусства как инструмента для личностного роста и психологического благополучия. Это направление позволяет каждому найти свой путь к гармонии и самовыражению через творческую активность.

Основные правила Ди-Арт. Понимание манифеста.

Ди-Арт, или исцеление искусством, представляет собой концепцию, в которой творческие методы используются как терапевтический инструмент для достижения гармонии души и тела. Манифест Ди-Арт основывается на ряде принципов, которые определяют подход и ценности этого направления. Понимание этих принципов помогает глубже ощутить сущность Ди-Арт и применить его для личностного роста и исцеления.

1. Искусство как терапия: Основополагающим правилом Ди-Арт является признание целебных свойств искусства. Это направление утверждает, что творческий процесс способен инициировать внутренние изменения, помогающие человеку преодолевать психологические барьеры и достигать эмоционального баланса.

2. Доступность для каждого: Ди-Арт не ограничивает своей аудиторией только профессиональных художников. Направление акцентирует внимание на том, что каждый человек может заниматься искусством в целях саморазвития и самопознания, независимо от уровня его навыков.

3. Разнообразие форм и методов: Манифест Ди-Арт признает множество форм искусства – живопись, скульптура, музыка, танец, литература и другие – как потенциальные инструменты для личностного роста и исцеления. Ди-Арт не диктует строгих правил использования этих форм, позволяя индивиду выбирать то, что лучше всего откликается на его внутренние запросы.

4. Индивидуальный подход: В Ди-Арт важен учет индивидуальности каждого человека. Подход к исцелению искусством должен быть адаптирован под личные особенности, жизненный опыт и потребности участника. Это обеспечивает более глубокое взаимодействие с творческим процессом и увеличивает его терапевтическую эффективность.

5. Самовыражение и самопознание: Через творчество человек может выразить свои мысли и чувства, которые сложно или невозможно передать другими способами. Это не только способствует освобождению от психологического давления, но и способствует более глубокому самопознанию.

6. Процесс важнее результата: В Ди-Арт акцент делается на творческом процессе, а не на конечном продукте. Важен сам акт создания и переживания, которые приносят психологическое облегчение и удовлетворение, а не оценка получившегося произведения.

7. Безопасное пространство: Создание безопасной, поддерживающей среды является ключевым для практики Ди-Арт. Участники должны чувствовать себя свободными для экспериментов и самовыражения без страха осуждения или критики.

8. Соединение с обществом: Несмотря на индивидуальный характер практики, Ди-Арт также подчеркивает важность социального взаимодействия и обмена опытом между участниками. Общение с единомышленниками может усилить терапевтический эффект и способствовать формированию поддерживающего сообщества.

Эти основные правила формируют фундамент манифеста Ди-Арт, отражая его цели и методы работы с искусством как средством для достижения личностного роста и эмоционального благополучия. Принятие этих правил позволяет углубить понимание мощи творчества в контексте личностного развития и расширить границы использования искусства в повседневной жизни для достижения благополучия и гармонии.

Исцеляющая сила искусства Ди-Арт.

Практика Ди-Арт как направления обращается к древней традиции восприятия искусства не только как средства самовыражения, но и как мощного инструмента для личностного и духовного исцеления. В основе его практик лежит убеждение, что творческий процесс способен запускать механизмы самоисцеления, помогая освободиться от психологических блоков и эмоциональных зажимов.
В практике Ди-Арт акцент делается на процессе создания искусства, а не на конечном продукте. Участники направления используют различные формы искусства — от рисования и лепки до танца и музыки — чтобы исследовать свои внутренние переживания и выразить их через творческий акт. Такой подход позволяет достичь гармонии между телом, разумом и душой, обеспечивая целостность восприятия себя и окружающего мира.
Ди-Арт не требует от практикующих наличия художественных навыков или опыта, поскольку целью не является создание "правильного" или "красивого" произведения. Важным является сам процесс творения, который стимулирует рефлексию и самопознание. Такое творчество становится своего рода медитацией, во время которой человек может ощутить связь со своими подсознательными мыслями и чувствами.
Применение Ди-Арт в терапии включает в себя несколько этапов. На первом этапе участники занимаются созданием арт-объектов в безопасной и поддерживающей обстановке. Сопровождение квалифицированных наставников помогает им разобраться в своих работах и открыть скрытое содержание своих творений. Второй этап — это обсуждение процесса и результатов творчества в группе или индивидуально с наставником, что позволяет осознать и проработать личные проблемы на более глубоком уровне.
Эффективность Ди-Арт подтверждается многочисленными исследованиями, указывающими на положительное влияние творческой активности на психологическое состояние человека. Занятия искусством помогают снизить уровень стресса, улучшить настроение, повысить самооценку и развить навыки решения проблем. Кроме того, Ди-Арт способствует установлению социальных контактов, так как совместное творчество объединяет людей, стимулирует обмен опытом и поддержку.
Манифест Ди-Арт акцентирует внимание на возможности каждого человека использовать ресурсы своего внутреннего мира для саморазвития и самоисцеления. Это направление предлагает новый взгляд на роль искусства в жизни общества и каждого индивидуума, представляя его не только как средство эстетического наслаждения, но и как инструмент для достижения психологического благополучия и духовного роста.

Искусство и самосовершенствование. Роль Ди-Арт в личностном росте.

Ди-Арт, как духовное течение в искусстве, стремится к гармонизации внутреннего мира человека через созидание и восприятие искусства. В рамках личностного развития, Ди-Арт выступает не просто как метод самовыражения, но и как инструмент самопознания и самосовершенствования. Основываясь на принципах психологии, философии и эстетики, это направление предлагает индивиду путь к осознанности через творчество.
В первую очередь, Ди-Арт акцентирует внимание на процессе создания искусства как способе достижения целостности личности. Творческое самовыражение помогает разобраться со своими чувствами, мыслями и переживаниями. Когда человек рисует, пишет, лепит или занимается другими видами искусства, он вступает в диалог со своим внутренним «Я», исследует подсознательные аспекты своего существа. Это позволяет не только лучше понять себя, но и найти гармонию с окружающим миром.
Ди-Арт учит осознанности через наблюдение за процессом создания и реакцией на конечный продукт. Через рефлексию во время творческой деятельности человек учится управлять своими эмоциями, развивает критическое мышление и эмпатию. Искусство становится зеркалом, отражающим индивидуальные особенности, стремления и возможные источники развития.
Принимая активное участие в Ди-Арт, индивид развивает терпение и концентрацию. Эти качества являются важными составляющими успеха не только в творческой деятельности, но и в повседневной жизни. Умение сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на посторонние факторы, и проявлять упорство в достижении цели – универсальные навыки, которые помогают в саморазвитии.
Ди-Арт также подчеркивает значение эмоционального выгорания и его преодоления через творческую работу. Искусство служит средством выражения тех эмоций, которые трудно или страшно выразить словами. Создание арт-объектов становится безопасным пространством для самовыражения и эмоциональной разгрузки.
Кроме того, участие в сообществе Ди-Арт способствует социализации и обмену опытом с единомышленниками. Общение с другими участниками направления дает возможность получать обратную связь, что является важным элементом для самооценки и саморазвития. Коллективное творчество и проекты объединяют людей разных возрастов, культур и профессий, способствуя разнообразному обмену знаниями и опытом.
Направление Ди-Арт предлагает комплексный подход к личностному росту через творчество, акцентирует внимание на значении искусства как средства для самопознания, эмоционального выражения и развития социальных навыков. Таким образом, Ди-Арт выходит за пределы хобби или профессии, становясь путеводителем к осознанной и гармоничной жизни.

Будущее Ди-Арт. Влияние и перспективы развития.

Ди-Арт, как диалогическое искусство, является направлением, в котором тесно переплетаются искусство и психотерапевтические практики. Его цель – исцеление души и тела через творческий процесс и активное участие в арт-диалоге. Взгляд в будущее этого направления обещает быть столь же глубоким и многообещающим, как и сами правила Ди-Арт.
Очевидно, что влияние Ди-Арт на общество в ближайшем будущем будет усиливаться в связи с растущим осознанием значимости эмоционального благополучия в современном мире. По мере того, как все больше людей будут испытывать стресс и психологическое напряжение из-за быстрого темпа жизни, важность терапевтических методов искусства возрастет. Ди-Арт может стать ответом для многих, кто ищет способы снижения уровня тревожности и улучшения качества жизни.
Перспективы развития Ди-Арт весьма многообещающие. Существует потенциал для интеграции этого направления в различные социальные программы, например, в образовательные системы или реабилитационные центры. Школы и университеты могут включать элементы Ди-Арт в свои программы для развития социальных навыков учащихся, улучшения их эмоционального интеллекта и стимулирования креативного мышления.
Кроме того, развитие цифровых технологий открывает новые горизонты для Ди-Арт. Виртуальная реальность может предложить новые форматы для терапии искусством, позволяя людям погружаться в созданные художественные миры для достижения релаксации и самопознания.
Сфера медицины также не останется в стороне от прогресса Ди-Арт. Это направление найдет свое применение в комплексной терапии пациентов с хроническими заболеваниями или в реабилитации после травм и операций. Такое применение может помочь ускорить процесс выздоровления за счет положительного психологического воздействия.
В сочетании с академическим изучением эффектов Ди-Арт на психическое здоровье, можно ожидать разработку новых методик и подходов к лечению. Исследования могут выявить оптимальные условия для использования терапии искусством, а также способы её адаптации для различных групп населения с учетом культурных и индивидуальных особенностей.
Необходимо также отметить расширение сферы влияния Ди-Арт за пределы здравоохранения. Арт-пространства, галереи и музеи могут стать площадками для проведения творческих терапевтических сессий. Такое сотрудничество способствует не только популяризации искусства, но и его практическому применению в целях личностного роста и развития.
Будущее Ди-Арт является ярким и полным возможностей. Оно обещает привнести новый уровень глубины и значимости в процесс лечения, делая акцент на целостном подходе к здоровью человека. Такой подход не только поддерживает индивидуальное благополучие, но и способствует созданию более гармоничного общества, основанного на понимании ценности искусства как мощного инструмента для достижения эмоционального равновесия и процветания.

2001 г.