Начало история клеймения на Руси можно отнести к XVII веку. Первое известное российской клеймо относится к 1651−1652 году. С этого времени до 1684 и позднее с 1700 по 1740 год основное изображение на московских клеймах — двуглавый орел в различных начертаниях, таким образом, раннее московское клеймо соединялось в одном щитке с клеймом годовым.
История клеймения серебряных изделий в России
Качество изделий из серебра волновало наших предков с глубокой древности. В VI веке до н.э. греки определяли качество металла на пробирном камне. Во II веке до н.э. Полибий испытывал серебро огнем, зная свойства металла изменять свой цвет при остывании. Архимед в свое время смог уличить ювелира в добавлении к золоту сплава серебра и меди.Удивительно, но в России — стране, подарившей миру множество ювелирных шедевров, клеймение зародилось гораздо позже, чем в странах Западной Европы. И вплоть до XVII века купцы и мастера серебряных дел довольствовались лишь примитивным огненным методом опробования изделий из драгоценных металлов.
Ситуация постепенно начала меняться в 1613 году, когда свет увидел первый в России Указ о клеймении изделий. Согласно ему, отныне серебряных дел мастера должны были изготавливать изделия исключительно из сплава, по чистоте равному, признанному законом, образцу. Но при этом сам образец точно определенной пробы не имел.
Городское клеймо Москвы 1700−1710 гг. «Двуглавый орел со скипетром и державой»
Как правило, высококачественные изделия должны были соответствовать «любскому ефимку» — высокопробной иностранной серебряной монете. Содержание чистого серебра в ней могло варьироваться в пределах 81−84 золотниковой пробы. К 1651−1652 годам на изделиях из серебра в России появились первые клейма. Они изображали двуглавого орла, и обязательно содержали дату изготовления, выраженную славянскими буквами.
Образец клейма с двуглавым орлом, действовавший с 1651 года до 1899 года.
Но окончательно переломить ситуацию удалось только Петру I в 1700 году после проведения «монетной реформы». Указом царя были установлены 4 пробы для клеймения серебряных изделий, хотя поначалу определялись они на глаз — приблизительно. Спустя некоторое время появились цифровые пробы, обозначавшие, сколько чистого серебра входит в состав сплава. Тогда же были организованы и первые «пробирные палатки»: в 1729 году в Москве и в 1735 году в Санкт-Петербурге.
Примечательно, что измерения пробы проводились в золотниках (1 золотник равняется 4,26 г). Всего в русской (золотниковой) системе для серебра были в ходу 4 пробы: 72, 76, 84, 88. Так, 72 проба означала, что на 96 золотников (1 фунт) приходится 72 золотника чистого серебра. Немного позже, в конце XVIII века закон стал допускать изготовление изделий и из более низкопробного сплава, в качестве образца для которого служил «левок» — серебряная голландская монета, с изображенным на ней львом.
Начало история клеймения на Руси можно отнести к XVII веку. Первое известное российской клеймо относится к 1651−1652 году. С этого времени до 1684 и позднее с 1700 по 1740 год основное изображение на московских клеймах — двуглавый орел в различных начертаниях, таким образом, раннее московское клеймо соединялось в одном щитке с клеймом годовым. Первые российские клейма производились в Москве в «Серебряном ряду». Это было единственное место, где закон дозволял торговать изделиями из драгоценных металлов. Первые известные клейма на серебре изготавливали с целью удостоверить качество металла. Но это еще не была проба в точном смысле слова. Наличие клейма лишь указывало на то, что серебро не хуже установленного образца.
Клейма Санкт-Петербурга с 1714 года по 1927 год.
С 1700 по 1710 год начинают появляться клейма с изображением двуглавого орла различных начертаний в круглом щитке. Обычно над головами орла была помещена корона, иногда сопровождаемая точкой; в лапах орла скипетр и держава. Клейма мастеров, так называемые именники, — из двух или трех букв, а иногда и монограммы в щитках различных форм появляются в 1700 году.
С 1733 года для Москвы вводится клеймо с изображением двуглавого орла с подписью «Москва». В 1741 г. московским клеймом становится герб города Москвы — изображение Георгия Победоносца на коне с годовой датой под чертой. Это изображение в щитках различной формы, с датой и без даты (а в XIX веке даже в одном щитке с пробой) сохраняется до 1896 года. С 1734 по 1741 г. годовые клейма объединяются в одном щитке с именниками пробирных мастеров, написанными латинскими буквами. С 1741 года именник пробирного мастера отделяется от годового клейма и состоит из двух букв латинского шрифта.
Клейма Санкт-Петербурга с 1714 года по 1927 год.
Самое раннее Петербургское клеймо — изображение двуглавого орла с круге с буквами «СП» (Санкт-Петербург), имеющееся на серебряных изделиях 1713−1714 гг. С 1730 по 1741 г., под тем же изображением двуглавого орла ставятся уже три буквы — «СПБ». С 1741 г. вводятся клейма с гербом Петербурга — два перекрещенных якоря и скипетр и до конца XIX в. остаются почти без изменений, меняется лишь форма щитка.
Клейма всех русских городов подчиняются тем же правилам, что и клейма Москвы и Петербурга. Как правило, в городском клейме изображался герб города, в некоторых городах около изображения герба ставились буквы, как, например: «Н» — Великий Новгород, «ГКС» — город Соликамск, «ГС» — город Суздаль.
Таким образом, для всех городов Российской империи в XVIII и XIX веках накладываемые пробирерами клейма состояли из:
1) клейма с гербом города, с годом или без, в щитках различной формы;
2) клейма с начальными буквами имени и фамилии именника пробирного мастера с годом или без года, всегда в прямоугольном щитке;
3) клейма с двумя цифрами, обозначающими пробу,
Образец клейма, действовавшего с 1 января 1899 года. Голова «Минервы» или «Головка женская в кокошнике» повернутая до 1908 г. влево. Образец клейма был взят с Образца клейма, бытовавшем в то времени во Франции.
Мастера, мастерские, фирмы и фабрики обязаны были ставить свои клейма-именники до предъявления изделий государственному пробиреру. Клейма с двумя или тремя начальными буквами имени и фамилии мастера помещались в щитках разнообразной формы и с различными начертаниями букв. Иногда мастера ставили на клеймо-именник полную свою фамилию. Придворные мастера фирм и фабрики XIX и XX вв. вместе с «именником» имели право ставить на своих изделиях круглое клеймо с изображением государственного герба «ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ». Возникшие в начале XX века артели мастеров-серебряников также имели собственные клейма с указанием номера артели. Например, двадцатая артель серебряников ставила следующее клеймо — «20″, вторая художественная артель — «2ХА».
Из вышесказанного следует, что на золотых и серебряных изделиях должны находиться два именника — мастера, изготовившего вещь и пробирного мастера. Различить их можно по следующим признакам:
1) на клейме пробирного мастера обыкновенно находится изображение даты-года, чего никогда не бывает на клеймах мастеров;
2) если клеймо пробирного мастера не сопровождается годом, то следует обратить внимание на форму щитка, так как клейма мастеров в то время бывают самых разных форм.
Наличие и форма рамки вокруг «головы Минервы» — «Женской головки в кокошнике» обозначал внутреннее хождение изделия, ввоз его из-за границы или экспорт его. Различались эти клейма еще и размером: большое и малое, в зависимости от размера изделия.
Мине́рва (лат. Minerva) — древнеримская богиня мудрости и войны, покровительница ремесленников, писателей, актёров, поэтов, художников, учителей, учащихся и врачей. Входила в Капиталийскую триаду наиболее почитаемых богов Древнего Рима, вместе со своим отцом Юпитером и его женой Юноной.
С 1908 по 1927 г. женский профиль «Голова Минервы» на клейме развернулся в правую сторону. Система проб так и осталась золотниковой.
Клейма на изделиях до 1927 года
В 1899 году в России появилось новое клеймо для изделий из драгметаллов в виде профиля женской головы, повернутой влево. Рядом с клеймом обязательно ставились буквы, обозначающие инициалы соответствующего пробирного округа, а также значение золотниковой пробы арабскими цифрами.
Однако уже в 1908 году, после Первой русской революции, появились очередные изменения во внешнем виде клейма. В первую очередь, это было вызвано необходимостью постепенно переходить на международные стандарты. Правда, в 1908 году все изменения свелись только к тому, что женский профиль на клейме развернулся в правую сторону. Система проб так и осталась золотниковой.
Переход на метрическую пробирную систему
По-настоящему крупные перемены произошли в 1927 году, когда в России произошел переход со старой золотниковой системы проб на новую метрическую. На тот момент подобная система уже действовала в Германии и в скором времени обещала стать международным стандартом.
В отличие от золотниковой системы, которая привязана к исключительно русской мере веса — золотнику, метрическая система позволяет определить долю драгоценного металла в сплаве. Например, сплав 585 пробы содержит 585 г чистого драгметалла и 415 г примесей, соответственно на 1000 г сплава. При этом проба металла обозначается на изделии тремя цифрами, а не двумя, как при золотниковой системе.
Образцы пробирных Советских клейм с 1958 года и пробирных клейм Российской империи с 1908 года по 1927 г.
Переход на метрическую систему стал не единственной новинкой 1927 года. Появилось новое клеймо, на котором была изображена голова рабочего с молотом. Вполне закономерно, учитывая кардинальные политические изменения в стране и приход к власти Советов.
Образец пробирного клейма Советский Союз с 1927 года до 1958 года.
Пятиконечная звезда, серп и молот
Следующее кардинальное изменение советское клеймо претерпело в 1958 году. Теперь на нем изображались серп и молот внутри пятиконечной звезды. Примечательно, что изначально звезда имела выпуклую форму. Позже клейма стали делать вырезными и в случае износа заменяли.
Помимо звезды, серпа и молота на изделие обязательно ставилось обозначение конкретной инспекции пробирного надзора (использовались буквы русского алфавита), а также установленная трехзначная проба.
Образцы Советских пробирных клейм с 1958 года по 1964 год и пробирное клеймо образца 1964- 1994 годов.
Основные отличия между клеймами этого периода заключались в форме щитка:
• Лопатка — для изделий из золота и платины. Ранее форма использовалась для изделий, весом менее 10 г.
• Прямоугольник с выпуклыми противоположными сторонами — для изделий из серебра.
• Усеченно-овальная форма — для изделий из палладия. До 1958 года такая форма использовалась для клеймения заграничных изделий на таможнях.
Также появляется дополнительное клеймо в виде буквы «Р», которое ставилось на изделиях, подвергшихся реставрации.
В 1965 году звезда приобрела плоскую форму. Именно такой вариант пробирного клейма сохранялся вплоть до 1994 года, когда при новой смене власти было принято решение изменить клеймо, вернув изображение профиля девушки в кокошнике — Минервы.