Реформа богослужебной практики в Московской церкви, инициированная патриархом Никоном в 1653 году, встретила сильное сопротивление со стороны сторонников старых обрядов. В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. Затем начался геноцид.
Катастрофа русского мира 400 лет назад
Пора вспомнить слова святейшего патриарха Кирилла, то, что он говорил, будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским, на Архиерейском соборе в 2004 году: «Церковный раскол нанес жесточайший удар по национальному самосознанию. Ломка традиционных церковно-бытовых устоев и духовно-нравственных ценностей разделила некогда единый народ не только в церковном отношении, но и в социальном. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе». Здесь уместно вспомнить и то, что говорили многие великие русские мыслители: «Не было бы раскола 17-го века, по-видимому, не было бы и революции 17-го года».Соборное уложение 1649 г.
Под нажимом дворянства и в обстановке социальных волнений в 1648 г. начинается подготовка нового свода законов, который должен был учитывать сословные интересы землевладельцев и посадской верхушки и способствовать дальнейшему укреплению самодержавного строя. Его подготовкой занималась специально созданная комиссия — «Приказ князя Н. И. Одоевского». Новое Уложение было принято на Земском соборе в январе 1649 г. Оно стало универсальным кодексом законов феодального права, состоявшем из 25 глав и 967 статей. В Уложении регламентировались буквально все сферы общественной жизни, включая судебно-административные, социально-экономические, военные, духовные и даже семейные отношения. Особое внимание уделялось охране «чести и здоровья государя», царской власти, представителей «государева двора» и церкви. В 11-й главе, носившей название «Суд о крестьянах», Уложение юридически оформляло потомственное (вечное) закрепление крестьян к земле, а государство брало на себя бессрочный сыск беглых. Произошло юридическое закабаление русских людей, их превратили в бессловесных рабов.
Реформой патриарха Никона в 50 — 60 х годах отменялось все прежнее русское православие под видом его улучшения и исправления ошибок, хотя в 1550 х годах прошел ряд поместных соборов, названных впоследствии Стоглавым. Вводилось замаскированное униатство, вступил в действие новый романовский закон Соборное Уложение 1649 года. Изменилось все, даже название церкви. Из «Русской Христианской Церкви» она стала «Греко-российской православного обряда». Изменен был даже Символ веры, внесены изменения и ряд исправлений в самом Евангелии, все тропари, основные молитвы, имя Божие (являющее основой веры и её духовной практики), перстосложения благословений, молитвенные принципы, переписывались иконы, введено рабство, крепостное право, начался кровавый геноцид русского населения царской властью новых Романовых.
Соловецкий монастырь выступил против этих нововведений и одиннадцать лет держал осаду царскими войсками. В результате предательства монастырь пал, а четыреста его святых защитников и монахов были зверски и безжалостно истерзаны и развешаны за ребра на крюках.
Реформа богослужебной практики в Московской церкви, инициированная патриархом Никоном в 1653 году, внедрение которой совпало с началом европеизации и секуляризации московского уклада жизни и культуры вследствие начавшейся в 1654 году войны с Польшей, встретила сильное сопротивление со стороны сторонников старых обрядов. В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию.
Первыми шагами Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления в июле 1652 года на патриаршество, было изучение документов (грамот) об учреждении патриаршества в Москве (которые предписывали единство церкви Московской с греческой) и сравнение текста Символа Веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), Патриарх Никон решился приступить к исправлению текстов и отдельных обрядов.
Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов
На Стоглавом соборе 1551 года на этот вопрос был дан ответ: «Аще ли кто двема персты не благословляет, яко же и Христос, или не воображает крестного знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша» (Стоглав 31) — это верное по смыслу изложение текста: «Εἴ τις οὐ σφραγίζει τοῖς δυσὶ δακτύλοις, καθὼς καὶ ὁ Χριστός, ἀνάθεμα", из греческих богослужебных сборников «Евхологиев»
Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 (21) февраля 1653 года, Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении. Часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иеромонах Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа, приведшая впоследствии к расколу в русской православной церкви.
Если в первой половине XVII века правка книг в Москве велась с помощью уже существовавших славянских переводов, то в конце 1640-х годов правку было решено производить с помощью греческих книг. Для этой цели при патриархе Иосифе в 1649 году из Киева были приглашены киевские монахи во главе с Епифанием Славинецким, знавшим греческий язык; к ним присоединился толмач Арсений Грек. Работа справщиков продолжалась непрерывно и при патриархе Никоне.
Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в переписывании и исправлении (по сути фальсификации) текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям в славянских переводах некоторых текстов, в частности Символа веры:
— изъят союз «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена»;
— о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»);
— из 8-го члена, говорящего о вере в «Духа Святаго», исключено слово «Истинного».
— было внесено множество других «незначительных изменений», например, изменено имя Христа «ІСУС» (под титлом «IС»), в него была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «ІИС»), точно также как у иезуитов.
Сторонники этих воистину злодейских, кровавых и сатанинских реформ, которые закончились прямым геноцидом русского народа, до сих пор пытаются скрыть истинные цели этих деяний, мотивируя их некими политическими хотелками царя Алексея Михайловича, мол «В XVII в. сношения с Востоком становятся особенно оживлёнными. <…> Грекофильство постепенно находит себе всё более сторонников в обществе, а в самом правительстве оно становится всё более искренним. Сам царь Алексей Михайлович был убеждённым грекофилом. <…> В обширной переписке с восточными патриархами вполне определённо высказывается цель Алексея Михайловича — привести русскую церковь в полное единение с греческой. Политические взгляды царя Алексея, его взгляд на себя как на наследника Византии, наместника Бога на земле, защитника всего православия, который, быть может, освободит христиан от турок и станет царём в Константинополе, тоже заставляли его стремиться к такому тождеству русской и греческой веры. С Востока поддерживали в царе его планы. Так, в 1649 г. патриарх Паисий в свой приезд в Москву, на приёме у царя прямо высказал пожелание, чтобы Алексей Михайлович стал царём в Константинополе: «да будеши Новый Моисей, да освободиши нас от пленения». <…> Реформа была поставлена на принципиально новую и более широкую почву: явилась мысль греческими силами привести русскую церковную практику в полное согласие с греческой."[14] Аналогичные идеи внушал царю и патриарху находившийся в 1653 году в Москве бывший Константинопольский Патриарх Афанасий III Пателларий, принявший непосредственное участие в справе.
В 1667 году состоялся Большой Московский собор. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны.
«Предел освященного собора» или «ὅρος" — это документ (свиток), в котором изложена цель, ради чего собрался Большой Московский Собор 1666 года, какие рассуждения были на нём и что утвердили на соборе.
В этом документе говорится, что собор собрался по причине того, что люди-невежды не принимали новопереведённые и новонапечатанные книги, изданные при патриархе Никоне, называя их еретическими, не принимали просфоры с новою печатью, троеперстие, трегубую аллилуйю, текст Символа веры, новый текст молитвы Иисусовой
Относительно Стоглавого собора в документе сказано, что рассуждения Стоглава о двоеперстии, сугубой аллилуйи и о прочем написаны «нерассудно, простотою и невежством». Относительно клятвы Стоглава: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша», то клятва названа «неправедная и безрассудная» и далее написано, что эту клятву «разрешаем и разрушаем, и той собор не в собор, и клятву не в клятву, но ни во что вменяем, якоже не бысть». Далее говорится, чтобы никто не верил в житие Ефросина и в сказание там о сугубой аллилуйи, потому что «писание блядивое есть, от льстивого и лживого списателя писано на прелесть благочестивым народом».
Первым восстал Соловецкий монастырь, который был разорён стрельцами в 1676 году, все 400 его защитников были зверски растерзаны, их рвали на части конями, вешали за ребра на железные крючья. С тех пор эта божия обитель превратилась на века в острог, который вырос впоследствии до СЛОНа (Соловецкий Лагерь Особого Назначения, где были зверски замучены бесчисленные тысячи русских людей).
В 1681 году состоялся собор, который просил молодого царя Фёдора III Алексе́евича о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами. Сразу после собора начались расправы. В 1682 году состоялась массовая казнь старообрядцев — было сожжено в срубе четыре узника — протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор, соловецкий инок Епифаний.
Однако, по мнению патриарха Иоакима, законодательные установления всё ещё были недостаточно суровы, следовало ввести казнь за старый обряд, что и было сделано в 1685 году — Правительница Софья издала в 1685 году знаменитые «12 статей» — государственные всеобщие законы, на основании которых были в дальнейшем преданы различным наказаниям: изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах тысячи человек-старообрядцев.
Ф. Е. Мельников отмечает, что в ход против старого обряда на протяжении всего послереформенного периода со стороны «новообрядческих» соборов и синодов шли самые различные средства: клевета, ложь, подлоги. Особенно знамениты такие подлоги, как Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина и Феогностов Требник. Профессор Козлов В. П., говоря о «Деяниях на Мартина Армянина» и «Феогностове Требнике», пишет:
«В наше время «Соборное деяние» и «Феогностов Требник» стали классическими примерами фальсификации исторических источников России».
Действительно, они стоят у истоков истории сознательных подлогов с отчетливо выраженной идеологической целью.
Для борьбы со старым обрядом была проведена и деканонизация святой благоверной Анны Кашинской в 1677 году.
При Петре I, осуществившем масштабные модернизационные реформы всех сторон жизни общества, включая и преобразования в церковном управлении, в 1716 году были отменены «Двенадцать статей» царевны Софьи, и старообрядцам для облегчения их учёта была предоставлена возможность полулегального существования при условии платить «за оный раскол всякие платежи вдвое». При этом был усилен контроль и наказание тех, кто уклонялся от регистрации и выплаты двойного налога.
Неисповедующихся и не платящих двойной налог предписывалось штрафовать, каждый раз увеличивая ставку штрафа, и даже ссылать на каторгу. За совращение в раскол (совращением считалось всякое старообрядческое богослужение или совершение треб), как и до Петра I, полагалась смертная казнь, что было подтверждено в 1722 году. Старообрядческих священников объявляли либо расколоучителями, если это были старообрядческие наставники, либо изменниками православию, если они раньше были священниками, и наказывали и за то, и за другое.
Этот геноцид не прекращался вплоть до 17 (30) апреля 1905 г., когда был опубликован указ императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Указ о свободе вероисповедания остановил геноцид русского народа, длившийся несколько веков.
Сказал Аввакум своим собратьям: «И видев вашу пред собою темницу и вас троих на молитве стоящих в вашей темнице, а от вас три столпа огненны к небесам стоят простерты. …Распространился язык мой и бысть велик зело, потом и зубы быша велики, а се и руки быша и ноги велики, потом и весь широк и пространен, под небесем по всей земли разпространился, а потом Бог вместил в меня небо и землю, и всю тварь». прах Аввакума и его соузников, заживо сожжённых в Пустозёрске, был развеян по ветру — палачи боялись, что могилы мучеников станут местом для поклонения сторонников старой веры., но отсюда, с заполярного края земли, особенно ясно видно, что могилой их действительно стала вся земля — «под небесем по всей земли разпространился»
Пора вспомнить слова святейшего патриарха Кирилла, то, что он говорил, будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским, на Архиерейском соборе в 2004 году: «Церковный раскол нанес жесточайший удар по национальному самосознанию. Ломка традиционных церковно-бытовых устоев и духовно-нравственных ценностей разделила некогда единый народ не только в церковном отношении, но и в социальном. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе». Здесь уместно вспомнить и то, что говорили многие великие русские мыслители: «Не было бы раскола 17-го века, по-видимому, не было бы и революции 17-го года».
Соборное уложение 1649 г.
Под нажимом дворянства и в обстановке социальных волнений в 1648 г. начинается подготовка нового свода законов, который должен был учитывать сословные интересы землевладельцев и посадской верхушки и способствовать дальнейшему укреплению самодержавного строя. Его подготовкой занималась специально созданная комиссия — «Приказ князя Н. И. Одоевского». Новое Уложение было принято на Земском соборе в январе 1649 г. Оно стало универсальным кодексом законов феодального права, состоявшем из 25 глав и 967 статей. В Уложении регламентировались буквально все сферы общественной жизни, включая судебно-административные, социально-экономические, военные, духовные и даже семейные отношения. Особое внимание уделялось охране «чести и здоровья государя», царской власти, представителей «государева двора» и церкви. В 11-й главе, носившей название «Суд о крестьянах», Уложение юридически оформляло потомственное (вечное) закрепление крестьян к земле, а государство брало на себя бессрочный сыск беглых. Произошло юридическое закабаление русских людей, их превратили в бессловесных рабов.
Реформой патриарха Никона в 50 — 60 х годах отменялось все прежнее русское православие под видом его улучшения и исправления ошибок, хотя в 1550 х годах прошел ряд поместных соборов, названных впоследствии Стоглавым. Вводилось замаскированное униатство, вступил в действие новый романовский закон Соборное Уложение 1649 года. Изменилось все, даже название церкви. Из «Русской Христианской Церкви» она стала «Греко-российской православного обряда». Изменен был даже Символ веры, внесены изменения и ряд исправлений в самом Евангелии, все тропари, основные молитвы, имя Божие (являющее основой веры и её духовной практики), перстосложения благословений, молитвенные принципы, переписывались иконы, введено рабство, крепостное право, начался кровавый геноцид русского населения царской властью новых Романовых.
Соловецкий монастырь выступил против этих нововведений и одиннадцать лет держал осаду царскими войсками. В результате предательства монастырь пал, а четыреста его святых защитников и монахов были зверски и безжалостно истерзаны и развешаны за ребра на крюках.
Реформа богослужебной практики в Московской церкви, инициированная патриархом Никоном в 1653 году, внедрение которой совпало с началом европеизации и секуляризации московского уклада жизни и культуры вследствие начавшейся в 1654 году войны с Польшей, встретила сильное сопротивление со стороны сторонников старых обрядов. В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию.
Первыми шагами Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления в июле 1652 года на патриаршество, было изучение документов (грамот) об учреждении патриаршества в Москве (которые предписывали единство церкви Московской с греческой) и сравнение текста Символа Веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), Патриарх Никон решился приступить к исправлению текстов и отдельных обрядов.
Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов
На Стоглавом соборе 1551 года на этот вопрос был дан ответ: «Аще ли кто двема персты не благословляет, яко же и Христос, или не воображает крестного знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша» (Стоглав 31) — это верное по смыслу изложение текста: «Εἴ τις οὐ σφραγίζει τοῖς δυσὶ δακτύλοις, καθὼς καὶ ὁ Χριστός, ἀνάθεμα", из греческих богослужебных сборников «Евхологиев»X—XII веков, переведённых на славянский, из чинопоследования: «Ἀπόταξις τῶν αἱρετικῶν Ἀρμενιῶν"; «…не подобает святыя аллилуии трегубити, но дважды глаголати аллилуия, а в третий — «слава тебе, Боже»…» (Стоглав 42).
Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 (21) февраля 1653 года, Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении. Часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иеромонах Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа, приведшая впоследствии к расколу в русской православной церкви.
Если в первой половине XVII века правка книг в Москве велась с помощью уже существовавших славянских переводов, то в конце 1640-х годов правку было решено производить с помощью греческих книг. Для этой цели при патриархе Иосифе в 1649 году из Киева были приглашены киевские монахи во главе с Епифанием Славинецким, знавшим греческий язык; к ним присоединился толмач Арсений Грек. Работа справщиков продолжалась непрерывно и при патриархе Никоне.
Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в переписывании и исправлении (по сути фальсификации) текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям в славянских переводах некоторых текстов, в частности Символа веры:
— изъят союз «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена»;
— о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»);
— из 8-го члена, говорящего о вере в «Духа Святаго», исключено слово «Истинного».
— было внесено множество других «незначительных изменений», например, изменено имя Христа «ІСУС» (под титлом «IС»), в него была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «ІИС»), точно также как у иезуитов.
Сторонники этих воистину злодейских, кровавых и сатанинских реформ, которые закончились прямым геноцидом русского народа, до сих пор пытаются скрыть истинные цели этих деяний, мотивируя их некими политическими хотелками царя Алексея Михайловича, мол «В XVII в. сношения с Востоком становятся особенно оживлёнными. <…> Грекофильство постепенно находит себе всё более сторонников в обществе, а в самом правительстве оно становится всё более искренним. Сам царь Алексей Михайлович был убеждённым грекофилом. <…> В обширной переписке с восточными патриархами вполне определённо высказывается цель Алексея Михайловича — привести русскую церковь в полное единение с греческой. Политические взгляды царя Алексея, его взгляд на себя как на наследника Византии, наместника Бога на земле, защитника всего православия, который, быть может, освободит христиан от турок и станет царём в Константинополе, тоже заставляли его стремиться к такому тождеству русской и греческой веры. С Востока поддерживали в царе его планы. Так, в 1649 г. патриарх Паисий в свой приезд в Москву, на приёме у царя прямо высказал пожелание, чтобы Алексей Михайлович стал царём в Константинополе: «да будеши Новый Моисей, да освободиши нас от пленения». <…> Реформа была поставлена на принципиально новую и более широкую почву: явилась мысль греческими силами привести русскую церковную практику в полное согласие с греческой."[14] Аналогичные идеи внушал царю и патриарху находившийся в 1653 году в Москве бывший Константинопольский Патриарх Афанасий III Пателларий, принявший непосредственное участие в справе.
В 1667 году состоялся Большой Московский собор. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны.
«Предел освященного собора» или «ὅρος" — это документ (свиток), в котором изложена цель, ради чего собрался Большой Московский Собор 1666 года, какие рассуждения были на нём и что утвердили на соборе.
В этом документе говорится, что собор собрался по причине того, что люди-невежды не принимали новопереведённые и новонапечатанные книги, изданные при патриархе Никоне, называя их еретическими, не принимали просфоры с новою печатью, троеперстие, трегубую аллилуйю, текст Символа веры, новый текст молитвы Иисусовойи т. д. По этой причине люди перестали посещать церкви. Далее в документе говорится, что все исправления, которые были сделаны, это предание святых апостолов, святых отцов, святой древний чин и согласны с греческими книгами. Также говорится, что всем креститься нужно только древним троеперстием, просфоры должны быть только с новой печатью, молитву Иисусову читать только в новой редакции и т. д. Всякого, не принимающего соборных определений о обрядах, отцы собора предавали анафеме «яко еретика и непокорника».
Относительно Стоглавого собора в документе сказано, что рассуждения Стоглава о двоеперстии, сугубой аллилуйи и о прочем написаны «нерассудно, простотою и невежством». Относительно клятвы Стоглава: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша», то клятва названа «неправедная и безрассудная» и далее написано, что эту клятву «разрешаем и разрушаем, и той собор не в собор, и клятву не в клятву, но ни во что вменяем, якоже не бысть». Далее говорится, чтобы никто не верил в житие Ефросина и в сказание там о сугубой аллилуйи, потому что «писание блядивое есть, от льстивого и лживого списателя писано на прелесть благочестивым народом».
Первым восстал Соловецкий монастырь, который был разорён стрельцами в 1676 году, все 400 его защитников были зверски растерзаны, их рвали на части конями, вешали за ребра на железные крючья. С тех пор эта божия обитель превратилась на века в острог, который вырос впоследствии до СЛОНа (Соловецкий Лагерь Особого Назначения, где были зверски замучены бесчисленные тысячи русских людей).
В 1681 году состоялся собор, который просил молодого царя Фёдора III Алексе́евича о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами. Сразу после собора начались расправы. В 1682 году состоялась массовая казнь старообрядцев — было сожжено в срубе четыре узника — протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор, соловецкий инок Епифаний.
Однако, по мнению патриарха Иоакима, законодательные установления всё ещё были недостаточно суровы, следовало ввести казнь за старый обряд, что и было сделано в 1685 году — Правительница Софья издала в 1685 году знаменитые «12 статей» — государственные всеобщие законы, на основании которых были в дальнейшем преданы различным наказаниям: изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах тысячи человек-старообрядцев.
Ф. Е. Мельников отмечает, что в ход против старого обряда на протяжении всего послереформенного периода со стороны «новообрядческих» соборов и синодов шли самые различные средства: клевета, ложь, подлоги. Особенно знамениты такие подлоги, как Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина и Феогностов Требник. Профессор Козлов В. П., говоря о «Деяниях на Мартина Армянина» и «Феогностове Требнике», пишет:
«В наше время «Соборное деяние» и «Феогностов Требник» стали классическими примерами фальсификации исторических источников России».
Действительно, они стоят у истоков истории сознательных подлогов с отчетливо выраженной идеологической целью.
Для борьбы со старым обрядом была проведена и деканонизация святой благоверной Анны Кашинской в 1677 году.
При Петре I, осуществившем масштабные модернизационные реформы всех сторон жизни общества, включая и преобразования в церковном управлении, в 1716 году были отменены «Двенадцать статей» царевны Софьи, и старообрядцам для облегчения их учёта была предоставлена возможность полулегального существования при условии платить «за оный раскол всякие платежи вдвое». При этом был усилен контроль и наказание тех, кто уклонялся от регистрации и выплаты двойного налога.
Неисповедующихся и не платящих двойной налог предписывалось штрафовать, каждый раз увеличивая ставку штрафа, и даже ссылать на каторгу. За совращение в раскол (совращением считалось всякое старообрядческое богослужение или совершение треб), как и до Петра I, полагалась смертная казнь, что было подтверждено в 1722 году. Старообрядческих священников объявляли либо расколоучителями, если это были старообрядческие наставники, либо изменниками православию, если они раньше были священниками, и наказывали и за то, и за другое.
Этот геноцид не прекращался вплоть до 17 (30) апреля 1905 г., когда был опубликован указ императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Указ о свободе вероисповедания остановил геноцид русского народа, длившийся несколько веков.
Сказал Аввакум своим собратьям: «И видев вашу пред собою темницу и вас троих на молитве стоящих в вашей темнице, а от вас три столпа огненны к небесам стоят простерты. …Распространился язык мой и бысть велик зело, потом и зубы быша велики, а се и руки быша и ноги велики, потом и весь широк и пространен, под небесем по всей земли разпространился, а потом Бог вместил в меня небо и землю, и всю тварь». прах Аввакума и его соузников, заживо сожжённых в Пустозёрске, был развеян по ветру — палачи боялись, что могилы мучеников станут местом для поклонения сторонников старой веры., но отсюда, с заполярного края земли, особенно ясно видно, что могилой их действительно стала вся земля — «под небесем по всей земли разпространился»
Соборное уложение 1649 г.
Под нажимом дворянства и в обстановке социальных волнений в 1648 г. начинается подготовка нового свода законов, который должен был учитывать сословные интересы землевладельцев и посадской верхушки и способствовать дальнейшему укреплению самодержавного строя. Его подготовкой занималась специально созданная комиссия — «Приказ князя Н. И. Одоевского». Новое Уложение было принято на Земском соборе в январе 1649 г. Оно стало универсальным кодексом законов феодального права, состоявшем из 25 глав и 967 статей. В Уложении регламентировались буквально все сферы общественной жизни, включая судебно-административные, социально-экономические, военные, духовные и даже семейные отношения. Особое внимание уделялось охране «чести и здоровья государя», царской власти, представителей «государева двора» и церкви. В 11-й главе, носившей название «Суд о крестьянах», Уложение юридически оформляло потомственное (вечное) закрепление крестьян к земле, а государство брало на себя бессрочный сыск беглых. Произошло юридическое закабаление русских людей, их превратили в бессловесных рабов.
Реформой патриарха Никона в 50 — 60 х годах отменялось все прежнее русское православие под видом его улучшения и исправления ошибок, хотя в 1550 х годах прошел ряд поместных соборов, названных впоследствии Стоглавым. Вводилось замаскированное униатство, вступил в действие новый романовский закон Соборное Уложение 1649 года. Изменилось все, даже название церкви. Из «Русской Христианской Церкви» она стала «Греко-российской православного обряда». Изменен был даже Символ веры, внесены изменения и ряд исправлений в самом Евангелии, все тропари, основные молитвы, имя Божие (являющее основой веры и её духовной практики), перстосложения благословений, молитвенные принципы, переписывались иконы, введено рабство, крепостное право, начался кровавый геноцид русского населения царской властью новых Романовых.
Соловецкий монастырь выступил против этих нововведений и одиннадцать лет держал осаду царскими войсками. В результате предательства монастырь пал, а четыреста его святых защитников и монахов были зверски и безжалостно истерзаны и развешаны за ребра на крюках.
Реформа богослужебной практики в Московской церкви, инициированная патриархом Никоном в 1653 году, внедрение которой совпало с началом европеизации и секуляризации московского уклада жизни и культуры вследствие начавшейся в 1654 году войны с Польшей, встретила сильное сопротивление со стороны сторонников старых обрядов. В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию.
Первыми шагами Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления в июле 1652 года на патриаршество, было изучение документов (грамот) об учреждении патриаршества в Москве (которые предписывали единство церкви Московской с греческой) и сравнение текста Символа Веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), Патриарх Никон решился приступить к исправлению текстов и отдельных обрядов.
Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов
На Стоглавом соборе 1551 года на этот вопрос был дан ответ: «Аще ли кто двема персты не благословляет, яко же и Христос, или не воображает крестного знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша» (Стоглав 31) — это верное по смыслу изложение текста: «Εἴ τις οὐ σφραγίζει τοῖς δυσὶ δακτύλοις, καθὼς καὶ ὁ Χριστός, ἀνάθεμα", из греческих богослужебных сборников «Евхологиев»
Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 (21) февраля 1653 года, Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении. Часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иеромонах Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа, приведшая впоследствии к расколу в русской православной церкви.
Если в первой половине XVII века правка книг в Москве велась с помощью уже существовавших славянских переводов, то в конце 1640-х годов правку было решено производить с помощью греческих книг. Для этой цели при патриархе Иосифе в 1649 году из Киева были приглашены киевские монахи во главе с Епифанием Славинецким, знавшим греческий язык; к ним присоединился толмач Арсений Грек. Работа справщиков продолжалась непрерывно и при патриархе Никоне.
Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в переписывании и исправлении (по сути фальсификации) текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям в славянских переводах некоторых текстов, в частности Символа веры:
— изъят союз «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена»;
— о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»);
— из 8-го члена, говорящего о вере в «Духа Святаго», исключено слово «Истинного».
— было внесено множество других «незначительных изменений», например, изменено имя Христа «ІСУС» (под титлом «IС»), в него была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «ІИС»), точно также как у иезуитов.
Сторонники этих воистину злодейских, кровавых и сатанинских реформ, которые закончились прямым геноцидом русского народа, до сих пор пытаются скрыть истинные цели этих деяний, мотивируя их некими политическими хотелками царя Алексея Михайловича, мол «В XVII в. сношения с Востоком становятся особенно оживлёнными. <…> Грекофильство постепенно находит себе всё более сторонников в обществе, а в самом правительстве оно становится всё более искренним. Сам царь Алексей Михайлович был убеждённым грекофилом. <…> В обширной переписке с восточными патриархами вполне определённо высказывается цель Алексея Михайловича — привести русскую церковь в полное единение с греческой. Политические взгляды царя Алексея, его взгляд на себя как на наследника Византии, наместника Бога на земле, защитника всего православия, который, быть может, освободит христиан от турок и станет царём в Константинополе, тоже заставляли его стремиться к такому тождеству русской и греческой веры. С Востока поддерживали в царе его планы. Так, в 1649 г. патриарх Паисий в свой приезд в Москву, на приёме у царя прямо высказал пожелание, чтобы Алексей Михайлович стал царём в Константинополе: «да будеши Новый Моисей, да освободиши нас от пленения». <…> Реформа была поставлена на принципиально новую и более широкую почву: явилась мысль греческими силами привести русскую церковную практику в полное согласие с греческой."[14] Аналогичные идеи внушал царю и патриарху находившийся в 1653 году в Москве бывший Константинопольский Патриарх Афанасий III Пателларий, принявший непосредственное участие в справе.
В 1667 году состоялся Большой Московский собор. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны.
«Предел освященного собора» или «ὅρος" — это документ (свиток), в котором изложена цель, ради чего собрался Большой Московский Собор 1666 года, какие рассуждения были на нём и что утвердили на соборе.
В этом документе говорится, что собор собрался по причине того, что люди-невежды не принимали новопереведённые и новонапечатанные книги, изданные при патриархе Никоне, называя их еретическими, не принимали просфоры с новою печатью, троеперстие, трегубую аллилуйю, текст Символа веры, новый текст молитвы Иисусовой
Относительно Стоглавого собора в документе сказано, что рассуждения Стоглава о двоеперстии, сугубой аллилуйи и о прочем написаны «нерассудно, простотою и невежством». Относительно клятвы Стоглава: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша», то клятва названа «неправедная и безрассудная» и далее написано, что эту клятву «разрешаем и разрушаем, и той собор не в собор, и клятву не в клятву, но ни во что вменяем, якоже не бысть». Далее говорится, чтобы никто не верил в житие Ефросина и в сказание там о сугубой аллилуйи, потому что «писание блядивое есть, от льстивого и лживого списателя писано на прелесть благочестивым народом».
Первым восстал Соловецкий монастырь, который был разорён стрельцами в 1676 году, все 400 его защитников были зверски растерзаны, их рвали на части конями, вешали за ребра на железные крючья. С тех пор эта божия обитель превратилась на века в острог, который вырос впоследствии до СЛОНа (Соловецкий Лагерь Особого Назначения, где были зверски замучены бесчисленные тысячи русских людей).
В 1681 году состоялся собор, который просил молодого царя Фёдора III Алексе́евича о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами. Сразу после собора начались расправы. В 1682 году состоялась массовая казнь старообрядцев — было сожжено в срубе четыре узника — протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор, соловецкий инок Епифаний.
Однако, по мнению патриарха Иоакима, законодательные установления всё ещё были недостаточно суровы, следовало ввести казнь за старый обряд, что и было сделано в 1685 году — Правительница Софья издала в 1685 году знаменитые «12 статей» — государственные всеобщие законы, на основании которых были в дальнейшем преданы различным наказаниям: изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах тысячи человек-старообрядцев.
Ф. Е. Мельников отмечает, что в ход против старого обряда на протяжении всего послереформенного периода со стороны «новообрядческих» соборов и синодов шли самые различные средства: клевета, ложь, подлоги. Особенно знамениты такие подлоги, как Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина и Феогностов Требник. Профессор Козлов В. П., говоря о «Деяниях на Мартина Армянина» и «Феогностове Требнике», пишет:
«В наше время «Соборное деяние» и «Феогностов Требник» стали классическими примерами фальсификации исторических источников России».
Действительно, они стоят у истоков истории сознательных подлогов с отчетливо выраженной идеологической целью.
Для борьбы со старым обрядом была проведена и деканонизация святой благоверной Анны Кашинской в 1677 году.
При Петре I, осуществившем масштабные модернизационные реформы всех сторон жизни общества, включая и преобразования в церковном управлении, в 1716 году были отменены «Двенадцать статей» царевны Софьи, и старообрядцам для облегчения их учёта была предоставлена возможность полулегального существования при условии платить «за оный раскол всякие платежи вдвое». При этом был усилен контроль и наказание тех, кто уклонялся от регистрации и выплаты двойного налога.
Неисповедующихся и не платящих двойной налог предписывалось штрафовать, каждый раз увеличивая ставку штрафа, и даже ссылать на каторгу. За совращение в раскол (совращением считалось всякое старообрядческое богослужение или совершение треб), как и до Петра I, полагалась смертная казнь, что было подтверждено в 1722 году. Старообрядческих священников объявляли либо расколоучителями, если это были старообрядческие наставники, либо изменниками православию, если они раньше были священниками, и наказывали и за то, и за другое.
Этот геноцид не прекращался вплоть до 17 (30) апреля 1905 г., когда был опубликован указ императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Указ о свободе вероисповедания остановил геноцид русского народа, длившийся несколько веков.
Сказал Аввакум своим собратьям: «И видев вашу пред собою темницу и вас троих на молитве стоящих в вашей темнице, а от вас три столпа огненны к небесам стоят простерты. …Распространился язык мой и бысть велик зело, потом и зубы быша велики, а се и руки быша и ноги велики, потом и весь широк и пространен, под небесем по всей земли разпространился, а потом Бог вместил в меня небо и землю, и всю тварь». прах Аввакума и его соузников, заживо сожжённых в Пустозёрске, был развеян по ветру — палачи боялись, что могилы мучеников станут местом для поклонения сторонников старой веры., но отсюда, с заполярного края земли, особенно ясно видно, что могилой их действительно стала вся земля — «под небесем по всей земли разпространился»