войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Катастрофа русского мира 400 лет назад.

Реформа богослужебной практики в Московской церкви, инициированная патриархом Никоном в 1653 году, встретила сильное сопротивление со стороны сторонников старых обрядов. В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. Затем начался геноцид.
Катастрофа русского мира 400 лет назад.

Катастрофа русского мира 400 лет назад

Пора вспомнить слова святейшего патриарха Кирилла, то, что он говорил, будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским, на Архиерейском соборе в 2004 году: «Церковный раскол нанес жесточайший удар по национальному самосознанию. Ломка традиционных церковно-бытовых устоев и духовно-нравственных ценностей разделила некогда единый народ не только в церковном отношении, но и в социальном. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе». Здесь уместно вспомнить и то, что говорили многие великие русские мыслители: «Не было бы раскола 17-го века, по-видимому, не было бы и революции 17-го года».
Соборное уложение 1649 г.
Под нажимом дворянства и в обстановке социальных волнений в 1648 г. начинается подготовка нового свода законов, который должен был учитывать сословные интересы землевладельцев и посадской верхушки и способствовать дальнейшему укреплению самодержавного строя. Его подготовкой занималась специально созданная комиссия — «Приказ князя Н. И. Одоевского». Новое Уложение было принято на Земском соборе в январе 1649 г. Оно стало универсальным кодексом законов феодального права, состоявшем из 25 глав и 967 статей. В Уложении регламентировались буквально все сферы общественной жизни, включая судебно-административные, социально-экономические, военные, духовные и даже семейные отношения. Особое внимание уделялось охране «чести и здоровья государя», царской власти, представителей «государева двора» и церкви. В 11-й главе, носившей название «Суд о крестьянах», Уложение юридически оформляло потомственное (вечное) закрепление крестьян к земле, а государство брало на себя бессрочный сыск беглых. Произошло юридическое закабаление русских людей, их превратили в бессловесных рабов.
Реформой патриарха Никона в 50 — 60 х годах отменялось все прежнее русское православие под видом его улучшения и исправления ошибок, хотя в 1550 х годах прошел ряд поместных соборов, названных впоследствии Стоглавым. Вводилось замаскированное униатство, вступил в действие новый романовский закон Соборное Уложение 1649 года. Изменилось все, даже название церкви. Из «Русской Христианской Церкви» она стала «Греко-российской православного обряда». Изменен был даже Символ веры, внесены изменения и ряд исправлений в самом Евангелии, все тропари, основные молитвы, имя Божие (являющее основой веры и её духовной практики), перстосложения благословений, молитвенные принципы, переписывались иконы, введено рабство, крепостное право, начался кровавый геноцид русского населения царской властью новых Романовых.
Соловецкий монастырь выступил против этих нововведений и одиннадцать лет держал осаду царскими войсками. В результате предательства монастырь пал, а четыреста его святых защитников и монахов были зверски и безжалостно истерзаны и развешаны за ребра на крюках.
Реформа богослужебной практики в Московской церкви, инициированная патриархом Никоном в 1653 году, внедрение которой совпало с началом европеизации и секуляризации московского уклада жизни и культуры вследствие начавшейся в 1654 году войны с Польшей, встретила сильное сопротивление со стороны сторонников старых обрядов. В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию.
Первыми шагами Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления в июле 1652 года на патриаршество, было изучение документов (грамот) об учреждении патриаршества в Москве (которые предписывали единство церкви Московской с греческой) и сравнение текста Символа Веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), Патриарх Никон решился приступить к исправлению текстов и отдельных обрядов.
Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов
На Стоглавом соборе 1551 года на этот вопрос был дан ответ: «Аще ли кто двема персты не благословляет, яко же и Христос, или не воображает крестного знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша» (Стоглав 31) — это верное по смыслу изложение текста: «Εἴ τις οὐ σφραγίζει τοῖς δυσὶ δακτύλοις, καθὼς καὶ ὁ Χριστός, ἀνάθεμα", из греческих богослужебных сборников «Евхологиев» X—XII веков, переведённых на славянский, из чинопоследования: «Ἀπόταξις τῶν αἱρετικῶν Ἀρμενιῶν"; «…не подобает святыя аллилуии трегубити, но дважды глаголати аллилуия, а в третий — «слава тебе, Боже»…» (Стоглав 42).
Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 (21) февраля 1653 года, Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении. Часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иеромонах Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа, приведшая впоследствии к расколу в русской православной церкви.
Если в первой половине XVII века правка книг в Москве велась с помощью уже существовавших славянских переводов, то в конце 1640-х годов правку было решено производить с помощью греческих книг. Для этой цели при патриархе Иосифе в 1649 году из Киева были приглашены киевские монахи во главе с Епифанием Славинецким, знавшим греческий язык; к ним присоединился толмач Арсений Грек. Работа справщиков продолжалась непрерывно и при патриархе Никоне.
Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в переписывании и исправлении (по сути фальсификации) текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям в славянских переводах некоторых текстов, в частности Символа веры:
— изъят союз «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена»;
— о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»);
— из 8-го члена, говорящего о вере в «Духа Святаго», исключено слово «Истинного».
— было внесено множество других «незначительных изменений», например, изменено имя Христа «ІСУС» (под титлом «IС»), в него была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «ІИС»), точно также как у иезуитов.
Сторонники этих воистину злодейских, кровавых и сатанинских реформ, которые закончились прямым геноцидом русского народа, до сих пор пытаются скрыть истинные цели этих деяний, мотивируя их некими политическими хотелками царя Алексея Михайловича, мол «В XVII в. сношения с Востоком становятся особенно оживлёнными. <…> Грекофильство постепенно находит себе всё более сторонников в обществе, а в самом правительстве оно становится всё более искренним. Сам царь Алексей Михайлович был убеждённым грекофилом. <…> В обширной переписке с восточными патриархами вполне определённо высказывается цель Алексея Михайловича — привести русскую церковь в полное единение с греческой. Политические взгляды царя Алексея, его взгляд на себя как на наследника Византии, наместника Бога на земле, защитника всего православия, который, быть может, освободит христиан от турок и станет царём в Константинополе, тоже заставляли его стремиться к такому тождеству русской и греческой веры. С Востока поддерживали в царе его планы. Так, в 1649 г. патриарх Паисий в свой приезд в Москву, на приёме у царя прямо высказал пожелание, чтобы Алексей Михайлович стал царём в Константинополе: «да будеши Новый Моисей, да освободиши нас от пленения». <…> Реформа была поставлена на принципиально новую и более широкую почву: явилась мысль греческими силами привести русскую церковную практику в полное согласие с греческой."[14] Аналогичные идеи внушал царю и патриарху находившийся в 1653 году в Москве бывший Константинопольский Патриарх Афанасий III Пателларий, принявший непосредственное участие в справе.
В 1667 году состоялся Большой Московский собор. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны.
«Предел освященного собора» или «ὅρος" — это документ (свиток), в котором изложена цель, ради чего собрался Большой Московский Собор 1666 года, какие рассуждения были на нём и что утвердили на соборе.
В этом документе говорится, что собор собрался по причине того, что люди-невежды не принимали новопереведённые и новонапечатанные книги, изданные при патриархе Никоне, называя их еретическими, не принимали просфоры с новою печатью, троеперстие, трегубую аллилуйю, текст Символа веры, новый текст молитвы Иисусовой и т. д. По этой причине люди перестали посещать церкви. Далее в документе говорится, что все исправления, которые были сделаны, это предание святых апостолов, святых отцов, святой древний чин и согласны с греческими книгами. Также говорится, что всем креститься нужно только древним троеперстием, просфоры должны быть только с новой печатью, молитву Иисусову читать только в новой редакции и т. д. Всякого, не принимающего соборных определений о обрядах, отцы собора предавали анафеме «яко еретика и непокорника».
Относительно Стоглавого собора в документе сказано, что рассуждения Стоглава о двоеперстии, сугубой аллилуйи и о прочем написаны «нерассудно, простотою и невежством». Относительно клятвы Стоглава: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша», то клятва названа «неправедная и безрассудная» и далее написано, что эту клятву «разрешаем и разрушаем, и той собор не в собор, и клятву не в клятву, но ни во что вменяем, якоже не бысть». Далее говорится, чтобы никто не верил в житие Ефросина и в сказание там о сугубой аллилуйи, потому что «писание блядивое есть, от льстивого и лживого списателя писано на прелесть благочестивым народом».

Первым восстал Соловецкий монастырь, который был разорён стрельцами в 1676 году, все 400 его защитников были зверски растерзаны, их рвали на части конями, вешали за ребра на железные крючья. С тех пор эта божия обитель превратилась на века в острог, который вырос впоследствии до СЛОНа (Соловецкий Лагерь Особого Назначения, где были зверски замучены бесчисленные тысячи русских людей).
В 1681 году состоялся собор, который просил молодого царя Фёдора III Алексе́евича о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами. Сразу после собора начались расправы. В 1682 году состоялась массовая казнь старообрядцев — было сожжено в срубе четыре узника — протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор, соловецкий инок Епифаний.
Однако, по мнению патриарха Иоакима, законодательные установления всё ещё были недостаточно суровы, следовало ввести казнь за старый обряд, что и было сделано в 1685 году — Правительница Софья издала в 1685 году знаменитые «12 статей» — государственные всеобщие законы, на основании которых были в дальнейшем преданы различным наказаниям: изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах тысячи человек-старообрядцев.
Ф. Е. Мельников отмечает, что в ход против старого обряда на протяжении всего послереформенного периода со стороны «новообрядческих» соборов и синодов шли самые различные средства: клевета, ложь, подлоги. Особенно знамениты такие подлоги, как Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина и Феогностов Требник. Профессор Козлов В. П., говоря о «Деяниях на Мартина Армянина» и «Феогностове Требнике», пишет:
«В наше время «Соборное деяние» и «Феогностов Требник» стали классическими примерами фальсификации исторических источников России».
Действительно, они стоят у истоков истории сознательных подлогов с отчетливо выраженной идеологической целью.
Для борьбы со старым обрядом была проведена и деканонизация святой благоверной Анны Кашинской в 1677 году.
При Петре I, осуществившем масштабные модернизационные реформы всех сторон жизни общества, включая и преобразования в церковном управлении, в 1716 году были отменены «Двенадцать статей» царевны Софьи, и старообрядцам для облегчения их учёта была предоставлена возможность полулегального существования при условии платить «за оный раскол всякие платежи вдвое». При этом был усилен контроль и наказание тех, кто уклонялся от регистрации и выплаты двойного налога.
Неисповедующихся и не платящих двойной налог предписывалось штрафовать, каждый раз увеличивая ставку штрафа, и даже ссылать на каторгу. За совращение в раскол (совращением считалось всякое старообрядческое богослужение или совершение треб), как и до Петра I, полагалась смертная казнь, что было подтверждено в 1722 году. Старообрядческих священников объявляли либо расколоучителями, если это были старообрядческие наставники, либо изменниками православию, если они раньше были священниками, и наказывали и за то, и за другое.
Этот геноцид не прекращался вплоть до 17 (30) апреля 1905 г., когда был опубликован указ императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Указ о свободе вероисповедания остановил геноцид русского народа, длившийся несколько веков.
Сказал Аввакум своим собратьям: «И видев вашу пред собою темницу и вас троих на молитве стоящих в вашей темнице, а от вас три столпа огненны к небесам стоят простерты. …Распространился язык мой и бысть велик зело, потом и зубы быша велики, а се и руки быша и ноги велики, потом и весь широк и пространен, под небесем по всей земли разпространился, а потом Бог вместил в меня небо и землю, и всю тварь». прах Аввакума и его соузников, заживо сожжённых в Пустозёрске, был развеян по ветру — палачи боялись, что могилы мучеников станут местом для поклонения сторонников старой веры., но отсюда, с заполярного края земли, особенно ясно видно, что могилой их действительно стала вся земля — «под небесем по всей земли разпространился»
Пора вспомнить слова святейшего патриарха Кирилла, то, что он говорил, будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским, на Архиерейском соборе в 2004 году: «Церковный раскол нанес жесточайший удар по национальному самосознанию. Ломка традиционных церковно-бытовых устоев и духовно-нравственных ценностей разделила некогда единый народ не только в церковном отношении, но и в социальном. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе». Здесь уместно вспомнить и то, что говорили многие великие русские мыслители: «Не было бы раскола 17-го века, по-видимому, не было бы и революции 17-го года».
Соборное уложение 1649 г.
Под нажимом дворянства и в обстановке социальных волнений в 1648 г. начинается подготовка нового свода законов, который должен был учитывать сословные интересы землевладельцев и посадской верхушки и способствовать дальнейшему укреплению самодержавного строя. Его подготовкой занималась специально созданная комиссия — «Приказ князя Н. И. Одоевского». Новое Уложение было принято на Земском соборе в январе 1649 г. Оно стало универсальным кодексом законов феодального права, состоявшем из 25 глав и 967 статей. В Уложении регламентировались буквально все сферы общественной жизни, включая судебно-административные, социально-экономические, военные, духовные и даже семейные отношения. Особое внимание уделялось охране «чести и здоровья государя», царской власти, представителей «государева двора» и церкви. В 11-й главе, носившей название «Суд о крестьянах», Уложение юридически оформляло потомственное (вечное) закрепление крестьян к земле, а государство брало на себя бессрочный сыск беглых. Произошло юридическое закабаление русских людей, их превратили в бессловесных рабов.
Реформой патриарха Никона в 50 — 60 х годах отменялось все прежнее русское православие под видом его улучшения и исправления ошибок, хотя в 1550 х годах прошел ряд поместных соборов, названных впоследствии Стоглавым. Вводилось замаскированное униатство, вступил в действие новый романовский закон Соборное Уложение 1649 года. Изменилось все, даже название церкви. Из «Русской Христианской Церкви» она стала «Греко-российской православного обряда». Изменен был даже Символ веры, внесены изменения и ряд исправлений в самом Евангелии, все тропари, основные молитвы, имя Божие (являющее основой веры и её духовной практики), перстосложения благословений, молитвенные принципы, переписывались иконы, введено рабство, крепостное право, начался кровавый геноцид русского населения царской властью новых Романовых.
Соловецкий монастырь выступил против этих нововведений и одиннадцать лет держал осаду царскими войсками. В результате предательства монастырь пал, а четыреста его святых защитников и монахов были зверски и безжалостно истерзаны и развешаны за ребра на крюках.
Реформа богослужебной практики в Московской церкви, инициированная патриархом Никоном в 1653 году, внедрение которой совпало с началом европеизации и секуляризации московского уклада жизни и культуры вследствие начавшейся в 1654 году войны с Польшей, встретила сильное сопротивление со стороны сторонников старых обрядов. В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию.
Первыми шагами Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления в июле 1652 года на патриаршество, было изучение документов (грамот) об учреждении патриаршества в Москве (которые предписывали единство церкви Московской с греческой) и сравнение текста Символа Веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), Патриарх Никон решился приступить к исправлению текстов и отдельных обрядов.
Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов
На Стоглавом соборе 1551 года на этот вопрос был дан ответ: «Аще ли кто двема персты не благословляет, яко же и Христос, или не воображает крестного знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша» (Стоглав 31) — это верное по смыслу изложение текста: «Εἴ τις οὐ σφραγίζει τοῖς δυσὶ δακτύλοις, καθὼς καὶ ὁ Χριστός, ἀνάθεμα", из греческих богослужебных сборников «Евхологиев» X—XII веков, переведённых на славянский, из чинопоследования: «Ἀπόταξις τῶν αἱρετικῶν Ἀρμενιῶν"; «…не подобает святыя аллилуии трегубити, но дважды глаголати аллилуия, а в третий — «слава тебе, Боже»…» (Стоглав 42).
Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 (21) февраля 1653 года, Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении. Часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иеромонах Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа, приведшая впоследствии к расколу в русской православной церкви.
Если в первой половине XVII века правка книг в Москве велась с помощью уже существовавших славянских переводов, то в конце 1640-х годов правку было решено производить с помощью греческих книг. Для этой цели при патриархе Иосифе в 1649 году из Киева были приглашены киевские монахи во главе с Епифанием Славинецким, знавшим греческий язык; к ним присоединился толмач Арсений Грек. Работа справщиков продолжалась непрерывно и при патриархе Никоне.
Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в переписывании и исправлении (по сути фальсификации) текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям в славянских переводах некоторых текстов, в частности Символа веры:
— изъят союз «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена»;
— о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»);
— из 8-го члена, говорящего о вере в «Духа Святаго», исключено слово «Истинного».
— было внесено множество других «незначительных изменений», например, изменено имя Христа «ІСУС» (под титлом «IС»), в него была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «ІИС»), точно также как у иезуитов.
Сторонники этих воистину злодейских, кровавых и сатанинских реформ, которые закончились прямым геноцидом русского народа, до сих пор пытаются скрыть истинные цели этих деяний, мотивируя их некими политическими хотелками царя Алексея Михайловича, мол «В XVII в. сношения с Востоком становятся особенно оживлёнными. <…> Грекофильство постепенно находит себе всё более сторонников в обществе, а в самом правительстве оно становится всё более искренним. Сам царь Алексей Михайлович был убеждённым грекофилом. <…> В обширной переписке с восточными патриархами вполне определённо высказывается цель Алексея Михайловича — привести русскую церковь в полное единение с греческой. Политические взгляды царя Алексея, его взгляд на себя как на наследника Византии, наместника Бога на земле, защитника всего православия, который, быть может, освободит христиан от турок и станет царём в Константинополе, тоже заставляли его стремиться к такому тождеству русской и греческой веры. С Востока поддерживали в царе его планы. Так, в 1649 г. патриарх Паисий в свой приезд в Москву, на приёме у царя прямо высказал пожелание, чтобы Алексей Михайлович стал царём в Константинополе: «да будеши Новый Моисей, да освободиши нас от пленения». <…> Реформа была поставлена на принципиально новую и более широкую почву: явилась мысль греческими силами привести русскую церковную практику в полное согласие с греческой."[14] Аналогичные идеи внушал царю и патриарху находившийся в 1653 году в Москве бывший Константинопольский Патриарх Афанасий III Пателларий, принявший непосредственное участие в справе.
В 1667 году состоялся Большой Московский собор. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны.
«Предел освященного собора» или «ὅρος" — это документ (свиток), в котором изложена цель, ради чего собрался Большой Московский Собор 1666 года, какие рассуждения были на нём и что утвердили на соборе.
В этом документе говорится, что собор собрался по причине того, что люди-невежды не принимали новопереведённые и новонапечатанные книги, изданные при патриархе Никоне, называя их еретическими, не принимали просфоры с новою печатью, троеперстие, трегубую аллилуйю, текст Символа веры, новый текст молитвы Иисусовой и т. д. По этой причине люди перестали посещать церкви. Далее в документе говорится, что все исправления, которые были сделаны, это предание святых апостолов, святых отцов, святой древний чин и согласны с греческими книгами. Также говорится, что всем креститься нужно только древним троеперстием, просфоры должны быть только с новой печатью, молитву Иисусову читать только в новой редакции и т. д. Всякого, не принимающего соборных определений о обрядах, отцы собора предавали анафеме «яко еретика и непокорника».
Относительно Стоглавого собора в документе сказано, что рассуждения Стоглава о двоеперстии, сугубой аллилуйи и о прочем написаны «нерассудно, простотою и невежством». Относительно клятвы Стоглава: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша», то клятва названа «неправедная и безрассудная» и далее написано, что эту клятву «разрешаем и разрушаем, и той собор не в собор, и клятву не в клятву, но ни во что вменяем, якоже не бысть». Далее говорится, чтобы никто не верил в житие Ефросина и в сказание там о сугубой аллилуйи, потому что «писание блядивое есть, от льстивого и лживого списателя писано на прелесть благочестивым народом».

Первым восстал Соловецкий монастырь, который был разорён стрельцами в 1676 году, все 400 его защитников были зверски растерзаны, их рвали на части конями, вешали за ребра на железные крючья. С тех пор эта божия обитель превратилась на века в острог, который вырос впоследствии до СЛОНа (Соловецкий Лагерь Особого Назначения, где были зверски замучены бесчисленные тысячи русских людей).
В 1681 году состоялся собор, который просил молодого царя Фёдора III Алексе́евича о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами. Сразу после собора начались расправы. В 1682 году состоялась массовая казнь старообрядцев — было сожжено в срубе четыре узника — протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор, соловецкий инок Епифаний.
Однако, по мнению патриарха Иоакима, законодательные установления всё ещё были недостаточно суровы, следовало ввести казнь за старый обряд, что и было сделано в 1685 году — Правительница Софья издала в 1685 году знаменитые «12 статей» — государственные всеобщие законы, на основании которых были в дальнейшем преданы различным наказаниям: изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах тысячи человек-старообрядцев.
Ф. Е. Мельников отмечает, что в ход против старого обряда на протяжении всего послереформенного периода со стороны «новообрядческих» соборов и синодов шли самые различные средства: клевета, ложь, подлоги. Особенно знамениты такие подлоги, как Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина и Феогностов Требник. Профессор Козлов В. П., говоря о «Деяниях на Мартина Армянина» и «Феогностове Требнике», пишет:
«В наше время «Соборное деяние» и «Феогностов Требник» стали классическими примерами фальсификации исторических источников России».
Действительно, они стоят у истоков истории сознательных подлогов с отчетливо выраженной идеологической целью.
Для борьбы со старым обрядом была проведена и деканонизация святой благоверной Анны Кашинской в 1677 году.
При Петре I, осуществившем масштабные модернизационные реформы всех сторон жизни общества, включая и преобразования в церковном управлении, в 1716 году были отменены «Двенадцать статей» царевны Софьи, и старообрядцам для облегчения их учёта была предоставлена возможность полулегального существования при условии платить «за оный раскол всякие платежи вдвое». При этом был усилен контроль и наказание тех, кто уклонялся от регистрации и выплаты двойного налога.
Неисповедующихся и не платящих двойной налог предписывалось штрафовать, каждый раз увеличивая ставку штрафа, и даже ссылать на каторгу. За совращение в раскол (совращением считалось всякое старообрядческое богослужение или совершение треб), как и до Петра I, полагалась смертная казнь, что было подтверждено в 1722 году. Старообрядческих священников объявляли либо расколоучителями, если это были старообрядческие наставники, либо изменниками православию, если они раньше были священниками, и наказывали и за то, и за другое.
Этот геноцид не прекращался вплоть до 17 (30) апреля 1905 г., когда был опубликован указ императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Указ о свободе вероисповедания остановил геноцид русского народа, длившийся несколько веков.
Сказал Аввакум своим собратьям: «И видев вашу пред собою темницу и вас троих на молитве стоящих в вашей темнице, а от вас три столпа огненны к небесам стоят простерты. …Распространился язык мой и бысть велик зело, потом и зубы быша велики, а се и руки быша и ноги велики, потом и весь широк и пространен, под небесем по всей земли разпространился, а потом Бог вместил в меня небо и землю, и всю тварь». прах Аввакума и его соузников, заживо сожжённых в Пустозёрске, был развеян по ветру — палачи боялись, что могилы мучеников станут местом для поклонения сторонников старой веры., но отсюда, с заполярного края земли, особенно ясно видно, что могилой их действительно стала вся земля — «под небесем по всей земли разпространился»