Статья рассматривает геометрическое абстрактное искусство в контексте общего развития человечества.
Влияние Оп-арта и геометрической абстракции на современное общество: Прошлые достижения и новые концепции, направления. Есть ли реально что-то новое? Или все уже давно сказано за нас?
Машина в помощь или на замену художнику? Ремесло или искусство? Готов ли зритель?
Влияние Оп-арта и геометрической абстракции на современное общество: Прошлые достижения и новые концепции, направления. Есть ли реально что-то новое? Или все уже давно сказано за нас?
Машина в помощь или на замену художнику? Ремесло или искусство? Готов ли зритель?
Новые концепции в абстракционизме. Максимов Андрей. Личный взгляд.
До сих пор современное общество в разных странах с настороженностью относится к геометрическому абстракционизму, Оп- арту, как к направлениям в искусстве, а к художникам, работающим в этих стилях, со скепсисом и непониманием. И это не смотря на то, эти направления давно уже заняли свое почетное место в общей мировой копилке художественного творчества человечества.В чем причина такого отношения? И везде ли это так? Разумеется надо отличать экспертное сообщество от массового зрителя. И здесь нет разночтения. Как правило, эксперты все, как один, в целом, очень позитивно рассматривают данные течения, чего не скажешь про обычного обывателя.
Хотя в разных странах уровень подготовленности широкой аудитории сильно отличается. Но везде, каким бы ни был подготовленным зритель, нельзя сказать, что люди понимают такое творчество. Так как глубинные побудительные мотивы работы художников в данных направлениях обычными людьми понимаются плохо, а чувственный уровень восприятия и вовсе отсутствует. В лучшем случае зритель отдает дань мастерству художника, масштабу его произведений, сходству с компьютерной графикой — и только. Дальше этих категорий человек, как правило, не заглядывает. Принято называть это творчество зрительными экспериментами, игрой ума, современными веяниями и так далее. Но до уровня чувств обычного зрителя этому творчеству часто бывает не достучатся.
Прямые линии, геометрические фигуры, вероятно, слишком «прямолинейны для неподготовленного ума обывателя.
И это не смотря на то, что многие знакомы с работами Виктора Вазарели, Бриджет Райли (называю наиболее известные имена). Их творчество заняло почти половину 20-го века и сейчас не потеряло своей актуальности. Да, вероятно, не потеряет и в будущем, как нельзя сбросить со счетов музыкальную гармонию математики, так нельзя отмахнуться от творческих исканий в этой сфере.
Но не каждый специалист может сказать конкретно, чем принципиально отличаются работы этих мастеров, что хотели они сказать своим творчеством. Некоторые даже считают, что после этих мэтров, уже ничего нового в этом направлении сказать нельзя, что любые искания в этой области -это только повторение пройденного или только вариации на тему… Основная идея в творчестве Бриджет Райли — это психоделическая линия, это можно сказать, музыкальная волна, которая, раз начавшись, нигде не заканчивается, а у Виктора Вазарели — это сложная головоломка, завлекающая зрителя на новый уровень пространства и смыслов. Но одинаковы ли побудительные мотивы этих двух художников в их творчестве? Из одного корня растут их геометрические линии? Отнюдь.
Иногда можно слышать: «Они так видят» Упрощенно, вероятно, это выражение отражает их подход. Но что это дает зрителю? Многие ли готовы думать так же, как они, чувствовать линию, форму, пространство, как они? А если и готовы, то как долго? Так же часами стоять около полотна оптического искусства, как у Джоконды, например?
И здесь ответ очевиден. Нет. Только короткий промежуток времени. И только потому, что общество еще пока не выросло до понимания гармонии абстрактных форм. Общество в массе своей мыслит категориями и образами прошлых веков, находя в прошлом уютные ниши сентиментальности, морали и простых истин.
И заглядывать в будущее, в холодное машинное будущее, как им представляется, вовсе не хочется. Но кто сказал, что будущее уже заложено именно в парадигме холодных отрешенных форм? Что в будущем нет тепла и человечности?
Так как будущее имеет много векторов развития, именно сейчас можно сказать, что будущее в руках нашего поколения. Будущее создается в каждую секунду современности.
И в искусстве это так же просматривается со всей очевидностью. Не смотря на упрощенный взгляд на то, что геометрическая абстракция уже почти все сказала, что могла, наши современники продолжают работать в этом направлении и не все занимаются повторением пройденного. Некоторые ищут и находят новые нехоженые тропы.
Так современный мастер в этой области Андрей Максимов разрабатывает совершенно новый подход в этом направлении. Он создает работы, не используя помощь компьютера, только воплощает те структуры, которые сложились у него в голове, как музыкальная композиция, но только это симфония небольших геометрических элементов, которые стройными рядами ложатся на холст, тем самым создают чувственную ассоциацию мгновенному впечатлению. Все его работы — это запечатление мгновения жизни: Радуга, листопад, сухая трава, горящие и затухающие угли, это солнечные блики и выступы на теплых камнях. Это все, что может увидеть любой человек, но только под совсем неожиданным углом зрения: мгновения, разложенные на супер мгновения, которые часто никто не замечает. Но они существуют и работы этого художника тому доказательство.
Представляется, что это свой, новый подход в области абстрактной и чувственной геометрии и он не повторяет ничей стиль, ничью концепцию, а следует только логике своего внутреннего мира, и поэтому это и есть одно из новых, достаточно неожиданных, но несомненно заслуживающих внимания и демонстрации, направление в искусстве.