Хочу представить работы интересного современного художника декоративно прикладного направления искусства под псевдонимом Джузеппо Дрождини. Он стал ведущим дизайнером японского и эко стиля, работающим со стеклом в России. В своем творчестве он часто использует цветное бутылочное и простое оконное стекло, разработав свой собственный технологический режим запекания стекла.
Джузеппо Дрождини
Видели всё на светеМои глаза — и вернулись
К вам, белые хризантемы.
(Хокку. Переводчик В. Маркова)
Воистину, в этой японской стихотворной миниатюре заложен глубокий философский смысл — нет ничего на свете красивей, чем созданные природой цветы, но они так мимолетны. И только мастер может сделать хрупкую красоту вечной, воплотив ее в скульптуре, на художественном полотне или, как Джузеппо Дрождини, в стекле и дереве.
Хочу представить работы интересного современного художника декоративно прикладного направления искусства под псевдонимом Джузеппо Дрождини. Он стал ведущим дизайнером японского и эко стиля, работающим со стеклом в России. В своем творчестве он часто использует цветное бутылочное и простое оконное стекло, разработав свой собственный технологический режим запекания стекла и создавая витражи и плафоны в технике фьюзинг. Очень интересно и его пиксельное стекло, имеющее очень крупную фактуру.
Некуда воду из чана
Выплеснуть мне теперь…
Всюду поют цикады!
(Оницура)
Маэстро также использует как основу своих произведений спилы ветвей и слэбы реликтового мореного дуба, камни, раковины, перья
Чаще всего на выставках мы можем увидеть его дизайнерские светильники и арт- объекты, которые выполнены в сочетании японского и эко-стиля.
Масаока Сики «Неожиданный гром»
Неожиданный гром —
от испуга и удивленья
поднялся я с ложа…
Как пример, можно взять работу «Стеклянное дерево» или «Стеклянный бонсай». Это дизайнерский светильник, изготовленный из ветви сакрального реликтового дуба со стеклянными пирамидальными плафонами из цветного бутылочного стекла, запеченного в технике фьюзинг почти при тысячеградусной температуре. Светильник выполнен в стиле, сочетающем в себе особенности японского и эко-стилей.
Мидзухара Сюоси «Цветы чая»
Полумраком окутан,
чай цветет на отрогах гор —
наступает лунная ночь…
Японскому стилю присущи сдержанность и простота, гармоничность, отсутствие лишнего, природные фактуры и материалы, недосказанность и ассиметричность, скромность декоративных элементов, максимальная выраженность и подчеркнутость внутренней природной идеи, полностью подчиненная ритму окружающей природы. Каждая вещь в японском стиле единственна и неповторима, но из сочетания их друг с другом словно рождается симфония многоголосия, в которой все звуки гармонично соединяются. Дзен-буддиским монахам, вдохновителям японского стиля, претила внешняя, бьющая в глаза, красота, лежащая на поверхности. Идеи таинственной красоты «ЮГЭН» и внутренней одухотворенности «УСИН», которым нельзя научиться, а можно только почувствовать, являются его основой. Истинная красота скрыта внутри, поэтому предметы просты, скромны и лишены вычурности. «Югэн» — это скрытая красота, таинственная красота — самое загадочное понятие японской эстетики, трудно поддающееся расшифровке, это словно тонкие тени бамбука на бамбуке.
Накамура Кусадао «Туман поредел»
Туман поредел —
и столбом под солнцем поднялся
черный дым вулкана…
«Югэн» часто понимается как внерациональное постижение печальной и временной красоты мира и человеческих чувств. В поэзии пятистиший «танка», которая переводится как «короткая песня» — древнейший жанр японской поэзии, словом «югэн» описывался глубинный смысл стихотворения, о котором следует только догадываться, при прочтении текст почти не дает разгадок. Это то, что скрыто под словами.
В сроке незримом
Кроется карма Судьбы.
Где мое счастье?
Полные боли глаза.
Чувства иссякли давно.
Красота для дзенских философов не связана с внешним изяществом формы, внешнее всегда преходящее и непрочное. Глубинная, сущностная красота идет от сердца поэта и художника, она прохладна, чиста, непреходяща.
Найто Мэйсэцу «Зимние дожди»
Зимние дожди.
Все молчат — и так же безмолвна
лодка у причала…
Вообще-то, в Буддийской школе дзэн не приветствуется особая рефлексия и осмысления принципов восприятия искусства и создания эстетической теории, но столкновение с европейской культурой все-таки заставило разработать некоторые теоретические принципы и передать их в нескольких формулах. Один из самых распространенных — это концепция «Ва-кэй-сэй-дзяку». Покой «дзяку» означает состояние души, которое достигается путем постоянного соблюдения в повседневной жизни трех принципов — гармонии «ва», почтительности «кэй» и чистоты «сэй».
В японском стиле, а особенно выраженном в чайной церемонии и в классической поэзии пятистиший «танка» важна категория «ёдзё-дзансин» — невысказанное и невыразимое чувство. Слово «ёдзё» переводится как эмоциональный подтекст, невысказанное, невыразимое чувство, то, что таится под поверхностью. Еще одним важным в Японии эстетическим принципом является малопонятное для обычного европейца понятие «нарэ" — следы времени, патина времени, налет древности. В рамках эстетики «нарэ» ценится, например камень нефрит с густым тусклым блеском, «как будто в глубине его застрял кусок старинного воздуха». Японская бумага, которую делают кустарным способом, также не блестит, ее рыхлая поверхность мягко поглощает лучи света, «подобно пушистой поверхности снега».
Накамура Кусадао «Снег за окном»
Снег за окном —
вот уже намело сугробы
высотой с пианино…
«Нарэ» — очевидное присутствие света времени в вещах, трещинки, впадинки, потертость, игра фактуры — то, что в реставрации называют следами бытования.
Акутагава Рюносукэ «Цветет зимоцвет»
Цветет зимоцвет.
Сереет сквозь редкие ветви
небо в сезон дождей…
Эко-стиль обладает частично почти похожими характеристиками, но более современен и устремлен к бережному и гармоничному отношению к природе, использованию природных материалов и их вторичной переработке. Иногда он слишком практичен и уплощен, и конечно он лишен такой изощренной эстетической концепции. Он всего лишь довесок современности в общей идейности художника.
Эко-стиль изначально создавался для того, чтобы буквально «спасать» жителей больших городов от напряжения и негатива, вызванных ускоренным ритмом жизни, а также загрязнением экологии. Впервые это название прозвучало в 1980 — 90 гг., когда экологи начали бить тревогу, поднимая вопросы загрязнения воды и воздуха, вод мирового океана, глобальных проблемах мирового потепления. Все чаще высказывалось мнение, что человек — это не повелитель природы, а ее часть, ее дитя.
Человек не должен бороться с силами природы. Нужно стремиться к сохранению окружающей среды. На фоне таких высказываний зародились идеи об использовании вторичного сырья. Так например, эко-стиль в интерьере квартиры можно создать из предметов, уже бывших в употреблении. Например, для отделки полов подойдет доска от деревянных ящиков, ранее использовавшихся для перевозки товаров, а мебель из поддонов.
При этом, современные высокие технологии неотделимы от экологического стиля, ведь они направлены на сбережение и гуманное обращение с природными ресурсами, например, светодиодные светильники, стиральные и посудомоечные машины, которые экономно расходуют воду и электроэнергию.
Чистота материалов и их естественная фактура, простые линии и формы являются основополагающими для эко-стиля.
Эко стиль подразумевает применение естественных, первозданных материалов. Это прежде всего дерево, сохранившее естественную фактуру, дикий натуральный камень, стекло, ковка, керамика. Важной идеей является вторичная обработка или многократное использование материалов.
Россия, к сожалению, отстает от остального мира в понимании проблем экологии и эстетического стиля связанного с ней. Но живая традиция все-таки есть. Во главе ее стоит народное творчество и работы Степана Дмитриевича Эрзя. В 70 — 90 ее годы ХХ века в этом стиле работал Зеленоградский художник Альберт Каукин. Правда он работал почти исключительно с «диким деревом», вырезая из пней и фактурных стволов скульптурные объекты.
Его последователем и учеником стал Джюзеппо Дрождини (Игорь Юрьевич Дрождин), но он стал использовать активно стекло, металл, камень и даже биологические объекты, такие как сушеные рыбы, перья, раковины, шишки и многое другое. Основным эстетическим акцентом стало стекло, а дерево лишь служит ему поддержкой.
Работы можно посмотреть в https://www.instagram.com/eco_style.rus//.