Аньоло Бронзино написал портрет
Элеоноры Толедской вскоре после того, как она вышла замуж за герцога Козимо I Медичи в 1539 году. Эта картина, одно из сокровищ Национальной галереи в Праге, примечательна не только очарованием изображённой женщины и известным именем художника — придворного живописца семьи Медичи, — но и предшествующей историей.
Портрет Элеоноры Толедской
1543, 59×46 см
Герцогиня Элеонора (Eleonora di Toledo) изображается в дорогом платье, возможно, том, в которое она была одета, впервые прибыв во Флоренцию после свадьбы. Её правая рука нетипично украшена двумя кольцами, которые видны только на этом портрете и его копии. Хотя взгляд зрителя сначала привлекает большое обручальное кольцо с бриллиантом, второе — менее заметное, на мизинце — может рассказать внимательному человеку о её жизни гораздо больше.
На колечке – чибис...
На ум сразу приходит старая песенка-шлягер про птичку: «ах скажите, чьи вы» — все эти символы, столь щедро обозначенные на портрете? На кольце у самого края портрета изображены два рога изобилия, рукопожатие и маленькая птичка — чибис. Руки, как символ супружеской верности и плодовитости, говорят об очень счастливом браке Элеоноры и Козимо — редкое явление в этот период.Ну, а чибис, pavoncella по-итальянски, был личной «импресой» (эмблемой), которую Козимо Медичи выбрал для своей супруги после свадьбы. Кольцо было обнаружено в семейной гробнице Медичи в 19 веке и сейчас выставлено в Палаццо Питти во Флоренции.
Элеонора — вторая дочь вице-короля Неаполя Педро Альвареса де Толедо, — была знатнее своего мужа. Козимо рассчитывал за счёт женитьбы добавить аристократизма дому Медичи и получить поддержку своего всемогущего испанского тестя. Поначалу молодая герцогиня-иностранка не пользовалась любовью флорентийцев. Однако со временем она завоевала их расположение, став меценатом многих художников и построив множество храмов. Благодаря своему уму и лидерским качествам она также стала доверенным лицом мужа и исполняла обязанности правительницы в его отсутствие.
Портрет Козимо I Медичи
1545, 58×74 см
Козимо и Элеонора были тесно связаны с Бронзино. Художник переехал ко двору Медичи в 1533 году — за шесть лет до их бракосочетания. Среди прочего он создал декорации для праздничного въезда 17-летней герцогини во Флоренцию, оформил её личную часовню в Палаццо Веккьо сценами Сотворения мира и ликами святых, делал всё возможное, чтобы запечатлеть важные моменты жизни супруги своего патрона. Бронзино написал серию портретов Элеоноры Толедской, в том числе два — с сыновьями (и ни одного — с дочерьми).
Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни
1545, 115×96 см
На портретах кисти яркого представителя маньеризма Аньоло Бронзино все персонажи торжественно неподвижны и выглядят отрешённо. Для картин характерны четкость рисунка, сдержанный колорит и скрупулёзная точность деталей.
В конце прошлого года портрет Элеоноры Толедской вместе со своей роскошной рамой был поручен реставраторам Национальной галереи в Праге.
Осенью 2015 года, когда работы будут завершены, картину выставят в Париже и Франкфурте. А жителям и гостям чешской столицы придётся ждать аж до 2016 года, чтобы увидеть это знаменитое полотно Бронзино.