Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Фернандо Ботеро есть о чем спросить: начало нынешнего года у колумбийца,известного своими картинами и скульптурами с пышными формами,выдалось насыщенным. Работы самого знаменитого из ныне живущих художников Латинской Америки за не полных два месяца обходят четыре выставки на разных континентах. А его дом в родной Колумбии был почти уничтожен пожаром. При этом Ботеро творит и шутит! Или не шутит?!
Четыре выставки за два месяца
В конце января полотна и скульптуры Ботеро выставлялась на Art Stage в Сингапуре. Правда,сам 82-летний художник на форум не поехал.
С 14 января по 4 февраля в Галерее Опера(Opera Gallery) в Дубае его пухленькие модели демонстрировали свои прелести рядом с картинами Дали,Ренуара,Пикассо и других мастеров в рамках экспозиции«Иконы арта»(Icons of Art).
Второго февраля он открыл экспозицию из 42-х работ под названием«Цирк» в музее Антьокии(Antioquia museum) в своём родном городе — Медельине. Специально к этой выставке был запущен«Поезд культуры» — вагоны метро,для которых Ботеро разработал росписи с изображением цирковых сцен.
А с 10 по 28 февраля 2015 года выставкой Фернандо Ботеро вновь откроется после полного обновления Галерея Опера в Лондоне. Для этой экспозиции мастер прислал разнообразные работы — живопись,графику на бумаге и скульптуры. В них отображены темы,которые представляют особый интерес для Ботеро. Среди прочего это натюрморты,обнажённые пышнотелые женщины и семейные портреты.
Организаторы обещают подчеркнуть абсолютно уникальный стиль Ботеро,который характеризуется округлыми и чувственными формами. Его невозможно отнести к какому-либо из прошлых или нынешних художественных направлений. В этих курганах плоти причудливо спелись наивное искусство,примитивизм
С термином «примитивизм» в живописи не все так просто. Во-первых, искусствоведы не всегда сходятся во мнениях, говоря о расшифровке его значения. Помимо этого, все отягощается наличием синонимов, которыми его могут обозначать. Или не синонимов вовсе – смотря какой из точек зрения придерживаться.
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен - истинные сокровища.
и латиноамериканский фольклор в купе с изрядной долей гротеска и кича.
Ф. Батеро, "Меланхолия", 1989 год
Ф. Батеро, "Туалет", 2005
Интервью для Blouin Artinfo в январе 2015 года
— Как выглядит ваш 2015 год? — Очень занятой! В феврале выставка в Колумбии в Музее Медельина,затем большая ретроспектива из 90 картин в Художественном музее Hangaram в Сеуле. Кроме того,в этом году выйдут в свет две важные книги.
— Какими темами вы интересовались в последнее время? — Я сделал серию из 90 эротических картин,рисунков и скульптур. Назвал её «БотероСутра»(BoteroSutra).
— И что вам особенно нравится в этой серии? — При использовании двух человек,а не одного,есть шанс сделать более интересную композицию.
— Вы показали некоторые рисунки из этой серии в 2013 году в Galerie Gmurzynska в Цюрихе. Когда мы сможем увидеть остальное? — Полная серия будет выставлена в этом году в музее Вюрт(Kunsthalle Würth) в Германии,а затем в Швейцарии.
— Где вы работаете сейчас? — Я работаю в Тоскане над своими скульптурами,потому что там есть литейная мастерская и очень большая студия. В других техниках я рисую в студиях,которыми владею в Париже,Монте-Карло и Нью-Йорке.
— Есть материалы,с которыми вы никогда не работали,но были бы не прочь опробовать? — Я использую все традиционные средства в искусстве: масло,акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
Пастель (от лат. pasta – тесто) – материалы, в виде мелков, применяемые в живописи и графике. Может быть восковой, сухой и масляной. Сухая пастель предполагает применение метода растушевки, с помощью которого можно достичь мягких цветовых переходов. Помимо этого различают твердую пастель для рисунка и мягкую для сочных крупных штрихов. Изображение наносят на фактурную поверхность, способную удержать пигмент: бархатную, пастельную и наждачную или тонированную бумагу для акварели. Ранее мастера рисовали даже на замше. Единственный минус – способность осыпаться. Поэтому после завершения работы картину фиксируют специальным материалом или обычным лаком для волос. Название красок произошло от названия техники «а пастелло», применяемой итальянскими художниками ХVI века. Спустя два столетия эту тенденцию подхватили во Франции. Художники, прежде всего, оценили скорость и легкость написания картин с помощью пастели. Ею пользовался Дега, размашисто накладывая краску на поверхность, а после - обрабатывая паром, что делало материал податливым для растушевки пальцами.
и так далее. Я даже сделал несколько фресок на стенах часовни в итальянской Пьетрасанте. Единственное,что я никогда не использовал — это акрил
Акрил – разговорное название водорастворимых красок, основой которых является акриловая смола. Связующий элемент - вода, обеспечивающая быстрое высыхание, после которого краски водой уже не растворяются, а смываются лишь специальными растворителями.
— Вы собираете произведения других художников? — Я был коллекционером,и собрал очень важные работы XIX и XX веков. Я пожертвовал их своей стране,Колумбии,и они легли в основу музея Ботеро в Боготе. После этого я перестал покупать произведения искусства.
— Каким произведением искусства вы бы хотели владеть? — «Крещением Христа» Пьеро делла Франческа. К сожалению,оно уже принадлежит Национальной галерее в Лондоне.
— Что бы вы сделали,чтобы получить его? — Украл бы.
— Какие международные арт-места вы хотите посетить больше всего? — Я не хожу по арт-местам,я живу собственной жизнью.
— О каком недооценённом латиноамериканском художнике публика,по-вашему,должна знать? — К сожалению,я мало контактируют с другими художниками,потому что занят своей работой.
— Кто ваш любимый ныне живущий художник? — У меня нет какой-либо любимого ныне живущего художника. Художники прошлого очень даже живы,и они — мои любимые!
Это птица? Нет,Ботеро… Восемь фактов о жизни художника,которые стоит знать
1. В детстве Фернандо Ботеро мечтал стать матадором. В 1944 году он даже посещал несколько месяцев школу матадоров. Его впечатления от корриды запечатлены в первых рисунках. Однако,будучи 15-летним подростком,решил податься в художники,чем шокировал свою консервативную семью.
2. Во время путешествия в Испанию был поражён картинами Веласкеса и Гойи. В собственных работах Ботеро есть отсылки к полотнам обоих этих мастеров.
Ф. Ботеро, "Автопортрет в костюме Веласкеса"
Ф. Ботеро, "По следам Гойи"
3. Свой оригинальный стиль«нашёл» во второй половине 1950-х годов, когда во время написания«Натюрморта с мандолиной» инструмент вдруг приобрёл гротескные размеры. До этого Ботеро писал в основном мужчин и лошадей. Его картины были стилистически настолько разнообразны,что зрители могли принять их за работы разных художников.
На фото: «Натюрморт с гитарой», 2002 год
4. Сделал несколько пародий на известные картины европейских художников, в частности,Леонардо да Винчи,Ван Гога,Рафаэля,Веласкеса,Жана Огюста Доминика Энгра и других. А также портреты-шаржи таких своих знаменитых коллег,как тот же Энгр,Пикассо,Делакруа,Джакометти.
Ф. Ботеро, "Портрет Энгра", 1999 год
Ф. Ботеро, "Портрет Пикассо", 1999 год
5. Жак Ширак,находясь на посту мэра Парижа,пригласил Ботеро для оформления выставки на Елисейских Полях в 1992 году. Такой чести не удостаивался ни один художник,тем более — не француз по происхождению.
Ф. Батеро, "Рука"
Ф. Батеро, "Римский воин" (Ереван)
6. Большинство скульптур Ботеро превышают три метра в высоту и весят около тонны. Например,посетителей уже упомянутой Art Stage в Сингапуре встречала в фойе его«Стоящая женщина» высотой в 3,5 метра.
В том же Сингапуре установлены ещё несколько скульптур колумбийца. В частности,толстая приземистая бронзовая птичка неподалёку от Раффлз-плейс. Она символизирует радость жизни и силу оптимизма. А ещё её очень любят использовать при съёмках фильмов режиссёры индийского кино.
7. По популярности Фернандо Ботеро соперничает со своим соотечественником — писателем Габриэлем Гарсия Маркесом. Он один из самых богатых художников мира. Считается одним из немногих живописцев,кто ещё при жизни смог извлечь выгоду из своего огромного успеха в искусстве. Владеет домами в Монако,Италии,Греции,Колумбии и Франции,где ныне живёт.
Ф. Ботеро, "Хранители порядка"
Ф. Ботеро, "Пострадавшие"
8. Будучи известен как автор ужасно тучных и комичных скульптур,Ботеро в своих работах также обращается и к тёмным сторонам жизни. Например,к теме войны наркокланов на своей родине и издевательствам над заключёнными в тюрьме Абу-Грейб в Ираке. В интервью The New York Times он как-то сказал: «Я надеюсь,что они [работы, — ред.] будут свидетельством страшных моментов,времени безумия в этой стране. Эти произведения будут висеть в музеях,так что люди смогут увидеть их историю».
Несмотря на свой почтенный возраст,художник работает ежедневно,причём — стоя. «Меня поддерживает любопытство,что ж такого я ещё могу рассказать в следующей картине,и желание научиться ещё чему-нибудь с каждой новой работой», — сказал он в интервью Life! При этом стиль Ботеро не меняется годами,и невозможно сказать,была ли работа выполнена недавно или лет 20 назад.
Ф. Ботеро, "Любовники", 1984 год
Ф. Ботеро, "Форнарина. Вслед за Рафаэлем", 2008 год
Ботеро утверждает,что на самом деле его не привлекают толстухи. «Я испытывал привязанность к трём женщинам,и все они были худыми», — сказал он в интервью испанской газете El Mundo.
Художник ныне женат третий раз — на скульпторе из Греции Софии Вари(Sophia Vari), которая,по его словам,весит всего 55 килограммов. От предыдущих жён у него четверо детей: трое от первой — бывшего министра культуры Колумбии Глории Сеа(Gloria Zea), — и сын от второй,Сесилии Самбрано(Cecilia Zambrano).
Мастер настаивает,что его громоздкие персонажи не жирные,а «объёмные». «Я не рисую полных женщин. Никто не верит мне,но это правда. То,что я рисую — объёмно. Когда я пишу натюрморт,я также делаю его объёмным. То же самое касается животных и пейзажей», — сказал он. И добавил: «Меня интересуют объёмные,чувственные формы. Кого бы я ни писал — женщину,мужчину,собаку или лошадь, — я всегда делаю это с идеей объёма,а не потому что одержим толстяками».
Ботеро также рассказал газете El Mundo о пожаре в своём доме на северо-западе Колумбии,где он проводил время с друзьями. Художник считает,что чудом остался жив: «Я проснулся,и нам удалось выйти в темноте,без какого-либо освещения,когда вокруг было полно дыма,и мы задыхались. Это было ужасно,80 процентов дома сгорело».
Карьера Ботеро пошла в гору 1958 году,когда он получил главный приз на Salón nacional de artistas в Боготе. С тех пор один из самых востребованных современных художников выставляет свои работы в музеях и парках по всему миру.