В наши дни можно не только заявить о себе, но и получить материальное подтверждение своего таланта: ежегодно в мире вручают сразу несколько престижных премий молодым художникам. Цель затей «на миллион» — открыть общественности новые имена, определить свежие тенденции современного арт-процесса, и, конечно же превратить все это в шоу! Топ-3 европейских премий и свежие парадоксы 2013 года — в нашем обзоре.
Премия Тернера - скандалистам и новаторам
Быть может, «непослушные» и своенравные британские художники не получают подарков от Санта-Клауса, зато на самую престижную премию в области живописи, учрежденную в 1984 г. и названную в честь английского художника Уильяма Тернера (Turner), рассчитывать могут. Как и на часть ее призового фонда в 25 тыс. фунтов стерлингов. Так, одним из лауреатов в 1995 г. стал автор скандально известной акулы в формальдегиде, Дэмиен Херст (Damien Hirst). Наивысшую оценку жюри поставило его работе «Разделенные мать и дитя», состоящей из препарированных коровы и теленка. Кстати, награду в 20 тысяч фунтов победитель… потерял. Как объяснил герой истории, в тот момент он был мертвецки пьян.
Среди обладателей премии Тернера (Turner Prize) всегда хватает любителей шокировать. Первенство отдавали за холсты со слоновьим помётом, спаривающимися грызунами и пытающие друг друга изуродованные пластиковые фигурки. Однако наибольшее негодование у любителей посетовать: «Подумаешь! И я так могу!» вызвала работа Мартина Крида (Martin Creed) «Свет приходит и уходит» («The Lights Going On and Off»), победившая в 2001 г. Инсталляция заключается в том, что в комнате то и дело включают и выключают свет. Для тех, кто не понял — этим автор как бы намекает: искусство есть свет и тьма.
Прошлогодней лауреаткой авторитетной награды стала француженка по происхождению, живущая в Лондоне, Лор Пруво (Laure Prouvost). Язык художественного выражения автора — микс из инсталляции и видео. Перформанс «Далеко от слов» (Farfromwords) и видеоработа Wantee неожиданно обошли творения именитых претендентов: получившего венецианского льва Тино Сегала (Tino Sehgal) и британского художника-аксакала Дэвида Шригли (David Shrigley). Это событие стало бесспорным доказательством тезиса: премия должна «зажигать» новые звёзды на небосклоне современного искусства! Молодая художница творит т.н. «искусство Instagram» — «творчество, пропущенное через фильтры». Таковыми у Пруво являются предметы обстановки, в которой демонстрируются видеоработы. Например, Wantee (от «Want tee?»)представляет собой видеоисторию, показанную Пруво за столом, серверованным для чаепития. Это рассказ о воображаемом дедушке автора, художнике-концептуалисте, который прорыл тунель в Африку, исчезнув там навеки. А его творения начали использоваться как предметы обихода.
В жюри премии Тернера — директор галереи Тейт (Tate), кураторы проектов, искусствоведы. Вручение происходит ежегодно в начале декабря (как-то премию вручала сама Йоко Оно, вдова Джона Леннона), а в октябре проходит выставка работ номинантов.
Лауреат премии Тернера-2013 Лор Пруво
Работа победительницы Премии Тернера-2013: инсталляция Лор Пруво «Wantee»
Премия Марселя Дюшана: привет от писсуара в рамке
Французский ответ Туманному Альбиону — ежегодная премия Марселя Дюшана (Duchamp Prize). Да-да, имени того самого персонажа богемной тусовки XX века, который первым ввел в искусство понятие реди-мейда (ready-made): он начал возводить бытовые предметы в ранг арт-объектов. Именно Дюшану принадлежит фраза: «Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством». Представители нынешней генерации имеют шанс получить за новаторство 35 тыс. евро и шанс организовать выставку в центре Помпиду (Centre Georges-Pompidou). Премия существует 13 лет. Итоги подводят в октябре эксперты в лице президента Ассоциации по распространению французского искусства (ADIAF), а также директоров музеев, коллекционеров и художников. В отличие от приза Тернера, в премии Дюшана как-то поменьше китча и наигранной зрелищности.
В прошлом году симпатии элиты французских искусствоведов оказались на стороне Латифы Эшак (Latifa Echakhch) и её инсталляции «Модель» (Le Modèle). Работа представляет собой огромную красную мишень для метания ножей с желтой звездой в центре. По словам председателя жюри, Альфреда Пакмана (Alfred Pacquement), Латифа покорила судей умением организовать искусство в пространстве и превращать в символы легко узнаваемые элементы.
Церемония вручения премии Дюшана в 2009-ом году
Инсталляция «Модель» победительницы премии Дюшана-2013
«Арте Лагуна» : деньги вперед!
Вот уже 8 лет итальянская премия «Арте Лагуна» предлагает победителям в каждой из номинаций награду в 7 тыс. евро плюс «билет» в одну из арт-резиденций Италии, Германии или Индии. Возраст и национальная принадлежность автора роли не играют. Среди номинаций — художественная фотография, живопись, инсталляция, скульптура. Однако подать заявку необходимо вместе с регистрационным взносом (50 евро за каждую работу). А дальше судьбу участника будут вершить арт-критики, галеристы и кураторы со всего мира. Увидеть свои работы на выставке в Венецианской галерее победители смогут уже этой весной. Организаторы обещают открыть миру новые имена, но пока что среди победителей всемирно известных авторов нет.
В прошлом году в номинации «Живопись» победила написанная в жанре нефигуративного искусства картина, выходящая за пределы холста, под названием Detour #21. Автор — художница из Пуэрто-Рико Ивелис Джименис (Ivelisse Jimenez). Из инсталляций призом отметили творение болгарина Константина Златева (Constantine Zlatev) «Последние оружие» (The Last Gun). Это довольно сложная скульптура, состоящая из ружья, экрана и флейты, и символизирующая трагедию мировой гонки вооружений. Издаваемая мелодия — смесь музыки и звуков перезаряжающегося ружья.
Музыкальная инсталляция Константина Златева «Последнее оружие» — победитель премии «Арте Лагуна-2013
Ивелис Джименис Detour #21
В Украине и России разгорается не менее увлекательная борьба за то, чтобы оказаться в топе призеров арт-наград. Подробней о них читайте далее.