Тссс! Не спугните волшебство! Атмосфера праздника и новогодне-рождественского настроения витает повсюду. Хочется смотреть мультфильмы, клеить снежинки на окна и писать письма Деду Морозу. А в компании персонажей картин грузинской художницы Нино Чакветадзе делать это гораздо веселее: мальчишки и девчонки с огромными глазами цвета орехового варенья, тихие ангелы на заснеженных улицах, малыши и совы на ветвях инжирных деревьев… О том, как с помощью красок и холста оставаться взрослым ребенком, будучи мамой — для вас, из первых уст!
Картины современной грузинской художницы Нино Чакветадзе (Nino Chakvetadze), создаваемые в уютной тбилисской квартире под музыку Шопена и грузинского композитора Гии Канчели, напоминают воздушный зефир. Им под силу растрогать любого диккенсовского Скруджа, не верящего в дух Рождества.
Внимание: рассматривать работы Нино в рабочее время, да еще и перед Новым годом, очень опасно! Это грозит непреодолимой тягой к детской беззаботности и праздности. Глядишь, опомнитесь, съезжая со снежной горки на папке с документами!
-Нино, Вы родились и выросли в Тбилиси — городе с тысячелетней историей, обросшем мхом легенд. Наверное, среди узких улочек, на которых чувствуешь себя неповоротливым Гулливером сложно было не стать доброй волшебницей с кистью?
— Да, я вдохновляюсь Тбилиси, например, я очень люблю сказочные старинные двери, которых здесь так много. Хотя, когда была маленькой, большую часть времени проводила на деревьях. Поэтому, один из немногих автопортретов как раз об этом: сидящая на инжирном дереве маленькая девочка — это я много лет назад. А совсем недавно произошло настоящее чудо: у меня появилась возможность открыть галерею на первом этаже дома, в котором прошло мое детство — советское, непримечательное, но невероятно теплое: с каникулами на даче в деревне, в окружении большой заботливой семьи.
— Да, я вдохновляюсь Тбилиси, например, я очень люблю сказочные старинные двери, которых здесь так много. Хотя, когда была маленькой, большую часть времени проводила на деревьях. Поэтому, один из немногих автопортретов как раз об этом: сидящая на инжирном дереве маленькая девочка — это я много лет назад. А совсем недавно произошло настоящее чудо: у меня появилась возможность открыть галерею на первом этаже дома, в котором прошло мое детство — советское, непримечательное, но невероятно теплое: с каникулами на даче в деревне, в окружении большой заботливой семьи.
— На Ваших картинах часто появляются жизнерадостные старички. Это Ваши дедушка и бабушка?
— Да, дедушку я пишу особенно часто. В одной детской книге, которую я иллюстрировала, нарисовала нас вдвоем, бредущих по аллее. Ностальгирую.
— Да, дедушку я пишу особенно часто. В одной детской книге, которую я иллюстрировала, нарисовала нас вдвоем, бредущих по аллее. Ностальгирую.
«Когда мимо окна шёл ребёнок, артист превращался в то, о чём мечтал малыш, а когда тот скрывался из глаз, обращался в человека и записывал в тетрадь, о чём мечтал тот или иной ребёнок. А вечером к нему заходили родители малыша, и он рассказывал им, о чём мечтает их ребёнок. И родители старались исполнить желание ребёнка. Вы спросите: любое ли желание исполнялось? А если ребёнок мечтал иметь золотые горы или улететь в небо? Как бы тогда поступил этот человек? Уверяю вас — дети ни о чём подобном не мечтают. Ребёнок хочет иметь друга. Друга, чтобы играть с ним, дружить, поверять свои тайны. (Гурам Петриашвили «Артист»)
— Нино, расскажите нам о книгах, в которые Вы вдохнули жизнь!
— Я оформляла произведения нескольких детских грузинских авторов, среди которых — замечательный сказочник Гурам Петриашвили, книгу норвежской писательницы Анне Катарины Вестли «Папа, мама, 8 детей и грузовик» и даже школьный учебник «Родная речь» для второго класса. Интересно, что, будучи маленькой, я это как бы «загадала». Подумала, как бы здорово было нарисовать картинки к этому учебнику!
— Я оформляла произведения нескольких детских грузинских авторов, среди которых — замечательный сказочник Гурам Петриашвили, книгу норвежской писательницы Анне Катарины Вестли «Папа, мама, 8 детей и грузовик» и даже школьный учебник «Родная речь» для второго класса. Интересно, что, будучи маленькой, я это как бы «загадала». Подумала, как бы здорово было нарисовать картинки к этому учебнику!
— Какие-то книги были для вас примером?
— Самой мне всегда нравились истории Астрид Лингренд о Карлсоне и Пепппи Длинном Чулке. Ее книги я перечитывала уже вместе с моими детьми.
— Самой мне всегда нравились истории Астрид Лингренд о Карлсоне и Пепппи Длинном Чулке. Ее книги я перечитывала уже вместе с моими детьми.
Сюжет 35
XXI век
— А они становятся героинями ваших работ и рисуют ли сами?
— Моим дочерям 10 и 17 лет. Старшая, кстати, в этом году, поступает учиться на дизайнера. Художницей быть не хочет. Младшая рисует, как и все дети, наверное. Иногда мои персонажи и правда на них похожи, но это, скорее, случайность.
Воробьи
XXI век
— Нино, на ваших картинах дети — это чудо. А как приходят сюжеты картин?
— Иногда мне удавалось «подсмотреть» какие-то интересные «картинки» из жизни младшей дочки. Например, когда на День рождения она, не дождавшись гостей, тайком принялась есть торт. А вообще сюжеты для моих картин буквально витают в воздухе. Ведь все они очень простые — это то, что мы видим каждый день. К примеру, на днях я стала свидетельницей трогательной сцены: маленькая девочка бежит впереди своего братика и падает. Он подбегает к ней, помогает ей подняться, очень старательно обтряхивает от пыли ее одежду. А ведь он сам ненамного старше ее! Обязательно напишу эту историю.
Ангел
XXI век
Набор из 14 открыток с изображениями картин Нино Чакветадзе «Назад в детство» — отличный повод вспомнить, как вкусно пахнет сургучом на почтовых отделениях, и отправить старым друзьям к Новому году по странице из вашего общего морозно-саночного прошлого.
— Даёте ли Вы имена своим персонажам?
— Картинам — да, персонажам — нет. Хотя, знаете, это было бы интересно! Тем более, что привязываюсь я к ним, как к родным детям. — У Вас свой узнаваемый стиль, как Вы пришли к нему?
— Я с самого детства рисовала детей. Раньше мои работы были более фантастическими, что ли. А авторский почерк появился всего четыре года назад. Поняла, что не надо выдумывать велосипед, — важно найти себя, быть правдивым. А когда в подкрепление получила много положительных отзывов от людей, поняла, что нахожусь на правильном пути.
— Повлиял ли кто-то из художников на его формирование?
— Я восхищаюсь творчеством грузинского художника Ираклия Парджиани, считаю его творцом мирового масштаба, который не приобрел широкой популярности, потому что очень рано, в сорок лет, покинул этот мир. Не могу сказать, что мои картины похожи на его работы, но он очень многое мне дал.«Каждый вечер играл скрипач на площади, и каждый вечер люди со всего города приходили послушать музыку. Когда скрипка умолкала, взрослые утирали слёзы, а дети, придя домой, рисовали в тетрадках сверкающие звёзды. Ночью происходило чудо. Ребята ложились спать, и тогда звёзды срывались со страниц детских тетрадок и взлетали в небо». (Гурам Петриашвили «Скрипач и птичка»)
— На ёлках всегда обитают ангелы — наверное, оттуда они и перекочевали на мои картины!
— В Ваших картинах очень много дождя и снега…
— Да, я люблю приглушенную цветовую гамму, люблю, когда падает дождь. Это создает какую-то особую атмосферу. Возможно, кто-то сочтет ее грустной, но это не так! Она, скорее, ностальгическая. Очень хочется дать людям возможность задуматься о том, о чем у них давно нет времени подумать. Несмотря на наивный стиль, я не считаю свои картины «детскими». Ведь нравятся они зачастую взрослым! Мне часто пишут письма, вот недавно написал мужчина: «Спасибо Вам за ваши картины, хоть они и лишили меня нескольких часов сна». Вдвойне приятно от того, что удалось затронуть какие-то душевные механизмы, которые успели заржаветь в бесконечной будничной гонке.
«…Дожди в Маленьком городе идут и ныне. Носятся под дождём, мокнут и веселятся дети. Взрослые ходят с зонтами — теперь они сами мастерят их. Но у этих зонтов ни красоты, ни аромата тех волшебных цветов. Наверное, оттого не делают они людей добрее». (Гурам Петриашвили «Человек, любивший дождь»)
— Ваши картины даже берут на вооружение психологи. Расскажите об этом!
— Да, действительно: ко мне в свое время обратились московские психологи с просьбой помочь в изготовлении метафорических карт для работы с пациентами. Они использовали для них мои картины из серии «Детство», и некоторые иллюстрации я создала специально для этих карт. Приятно, что мои работы могут принести не только эстетическое удовольствие, но и помочь в решении проблем.Сноска. 64 метафорические карты Нино Чакветадзе «Из сундука прошлого», дополненные карточками со словами, используют для работы с детскими переживаниями и травмами у детей и подростков.
— …приятно, что удалось затронуть какие-то душевные механизмы, которые успели заржаветь в бесконечной будничной гонке.
Сюжет 34
2014
— А картины на заказ Вы сейчас пишете?
— Физически не могу выполнить все поступающие заказы, времени нет, работаю не в студии, а дома, потому что иногда я рисую ночью, иногда — попутно занимаясь уроками с детьми. Раньше преподавала, но сделала выбор в пользу того, чтобы больше находиться дома. Поэтому, если только если близкий человек попросит, могу написать для него картину. И все равно, каждый раз, когда работаю на заказ, меня преследует чувство: «что-то не так». А продавать картины еще сложнее. С некоторыми просто не могу расстаться!
— Остается время на то, чтобы устраивать выставки?
— Физически не могу выполнить все поступающие заказы, времени нет, работаю не в студии, а дома, потому что иногда я рисую ночью, иногда — попутно занимаясь уроками с детьми. Раньше преподавала, но сделала выбор в пользу того, чтобы больше находиться дома. Поэтому, если только если близкий человек попросит, могу написать для него картину. И все равно, каждый раз, когда работаю на заказ, меня преследует чувство: «что-то не так». А продавать картины еще сложнее. С некоторыми просто не могу расстаться!
— Остается время на то, чтобы устраивать выставки?
— Да, недавно состоялись мои персональные выставки в Тбилиси, сейчас готовлю еще одну — из работ двух-трехгодичной давности. А летом, возможно, приеду с картинами в Одессу.
— Есть ли в планах попробовать себя в каком-то другом творческом жанре?
— Я давно мечтаю создать книгу без слов — из одних только картинок, но с сюжетом. Ее героиней будет маленькая девочка, я даже вижу ее. Может быть, это буду немного я.— Близится Новый год, как Ваша семья его встречает?
О-о-о, это, конечно же, самый важный праздник в Грузии! У нас есть примета — от того, кто первым зайдет в дом в новом году, зависит, как он сложится. Поэтому за несколько минут до боя курантов папа выгонял нас с братом в подъезд, чтобы потом «на удачу» первыми впустить нас обратно. А еще мы накрываем пышный стол с национальными вкусностями — сациви, козинаками… На ёлках же всегда обитают ангелы, наверное, оттуда они и перекочевали на мои картины.
«Летали ребятишки и пели, озарённые луной. Ведь и птицы потому щебечут и поют, что умеют летать и кружиться в небе. Даже кое-кто из взрослых летал вместе с детьми. Однако многим это было не по душе». (Гурам Петриашвили «Последняя история»)
Фото — из личного архива автора и с официальной страницы на Facebook.