Все подводят итоги уходящего года, и мир современного искусства — не исключение. О политике с детской наивностью, о маргиналах с помощью новых медиа… Это сегодня дорогого стоит, и денежные премии составляют десятки тысяч долларов. Итак, кто почивает на лаврах и за какие заслуги, выяснял АРТХИВ: четверка самых солидных призеров — вашему вниманию!
Детский взгляд на большую политику
Ударим мохнатой тигриной лапой по убийцам природы, наступим валенком на научно-технический прогресс. «Проектом года» по решению жюри «Пермии Кандинского» стала «Святая политика» художника, литератора и теоретика искусства Павла Пепперштейна. Материальное вознаграждение за первое место составляет 40 000 евро.
Вместе со своими наивными мифическими героями, созданными под влиянием советской карикатуры и картин Оскара Кокошки, автор уверенным жеcтом хирурга проходит скальпелем по нарывам на коже современного общества. Мультяшные персонажи на его живописных и графических работах — сторонники добра, возмущенные действиями сильных мира сего. Автор синтезирует культурные коды стран и сыпет художественными метафорами.
О маргиналах и свободе
Третья международная премия Future Generation Art Prize для художников до 35 лет, учрежденная украинским меценатом Виктором Пинчуком, в этом году досталась ангольцу Настасио Москито (Nastio Mosquito) и колумбийцу Карлосу Мотта (Carlos Motta). 6 декабря в PinchukArtCentre художники разделили поровну премию в $ 100 000 — по $ 30 000 получили наличными и по $ 20 000 в виде гранта для дальнейшей работы. Следующей осенью победители презентуют здесь персональные выставки.
Перформанс, инсталляция, текст, видео. С помощью этих инструментов Москито и Мотта делятся со зрителем своими наблюдениями и мыслями об истории, отношениях между людьми, в частности, о проблемах восприятия гомосексуальности в украинском обществе.
Станцуем «Капитал»!
Престижная британская премия Тернера в области современного искусства в этом году ушла к ирландскому видеохудожнику Данкану Кемпбэллу (Duncan Campbell), создавшему работу «It for Others». В 25 тыс. фунтов оценило жюри его размышления о рождении и смерти искусства. Церемония награждения, традиционно, состоялось в лондонской Tate Britain.
Хореографические эксперименты по мотивам «Капитала» вперемешку с кадрами из архивов Ирландской республиканской армии: 54-минутный фильм Кемпбэлла, по словам критиков, «амбициозен и сложен», а еще — «немного непонятен». Кстати, в этом году, за исключением одного участника, представившего инсталляцию, на премию Тернера претендовали видео-артисты. Организаторы объясняют этот факт постепенным вытеснением иных арт-форм из языка искусства.
Картины с кодом для активации
Как сообщила Берлинская Академия искусств, премией Кете Кольвиц-2015 за значительный вклад в живопись был награжден французский художник Бернар Фрайз.
Объясняя свой выбор, члены жюри подчеркнули, что они решили присудить приз — € 12 000 Фрайзу за концептуальною составляющую художественного метода автора.
Сам Фрайз подчеркнул, что интерпретация его произведений индивидуальна для каждого зрителя. «Картина — это объект, который висит на стене в ожидании того, чтобы пришли зрители и активировали его," - отметил он. Церемония награждения вместе с открытием выставки призера состоится 10 сентября 2015 года в Берлине.