— Нет. Я правда не умею. Есть специально обученные рисовальщики, которые могут портреты делать, чтоб было похоже, натюрморты и тому подобное. Я не из их числа. А учебник мне вряд ли поможет. Ибо я уже не в состоянии чему-то научиться. Надо было раньше.
— Когда вы видите в новостях «Нарисованная цветными карандашами на бумаге картина Сая Твомбли продана за 2,3 миллиона долларов на аукционе Кристи» и саму картину — вы смеетесь? Удивляетесь? Какие чувства испытываете?
— Да никаких. Вот правда. Это же не предмет первой необходимости. Он может стоить сколько угодно, если есть люди, которым это нравится и которые в состоянии за это заплатить такие деньги. Мне ни жарко ни холодно.
— Ой, я не знаю. Современным искусством не интересуюсь вообще. Для меня это все равно что футбол. Или политика. Или рыбалка.
— Замаринованная в формалине акула Херста — это искусство, по-вашему? А прибитая к Красной площади мошонка Павленского?
— Ну, акула в формалине мне бы понравилась больше, чем голый мужик, отрезающий себе член, вот это публичное членовредительство, окруженное туманом словесной зауми. Я вообще этот вид искусства (всякие пресс-релизы или как это называется? культурологические статьи?) не люблю. Не мое это. Как не люблю и эти перформансы.
Я понимаю, что есть такое правило, такая традиция, что художник должен быть левых взглядов, должен тонко все чувствовать, заострять внимания на проблемах, вскрывать нарывы, приглашать к диалогу и прочее такое бла-бла бла. Но это где-то там, где-то вне поля зрения моих интересов.
— У вас есть любимые художники среди тех, кто точно умеет рисовать — вот «прям как в жизни»?
— У меня есть несколько человек знакомых, которые мне нравятся как художники. Например, Копейкин. Очень талантливый. А так, как уже сказал, ни живописью, ни современным искусством в целом не интересуюсь. Последний раз был в Русском музее. Смотрел на всяких Васнецовых, Суриковых и прочих Левитанов с Саврасовыми. Мне такое нравится. Красиво потому что.
— Не знаю. У них работа такая, они правила выполняют. Но я не считаю свои картины каким-то достоянием республики. А в заграницу я картины давно не отправляю. Они для внутреннего потребления, понятны нашим людям. Да и смысла нет.
— У вас определенно имеется чувство юмора. Врожденное? Как оно проявлялось до того, как вы начали рисовать? Кстати, в каком возрасте начали?
— Давно начал. В детстве. Ну что значит «начал рисовать»? Да всегда рисовал. Все рисуют с самого маленького возраста. Просто многие потом перестают рисовать.
А чувство юмора… не знаю. Я не могу сказать, что я такой прям юморист-петросян. Никого смешить специально не нанимают. Да и картинки у меня не только смешные, есть грустные, есть страшные. Я больше страшные люблю. Будь моя воля — только бы страшные и делал. Я ведь могу ТАКОГО УЖАСА нагнать. Но это не надо никому. Всем позитив надо, котиков. Или политику. Но политику не люблю.
— Как думаете, что легче (реальнее) натренировать — чувство юмора или умение рисовать котиков вот так?
— А можно симулировать остроумие? Вы так поступаете, когда вдохновения нет, а написать что-то надо? В вашем расписании вообще есть слово «надо»?
— Как я и сказал, я не профессионал ней юморист. И задачи веселить не ставлю. А слово «надо» есть всегда. Обычно оно помогает преодолеть свою лень. То есть — есть вдохновение, есть задумка, есть понимание того, что хочешь сделать, а встать с дивана желания нет. Тогда и появляется слово «надо».
Ну и потом, создание картины — это ведь не только вдохновение. Вдохновение нужно, чтобы придумать. А реализовать — это уже техническая работа. Или вот лаком картину покрыть. Надо? Надо! Это тоже часть создания картины. Но нужно ли для этого вдохновение?
— Впрочем, ваши картины таковы, что дефицит вдохновения никак не заподозрить. Кажется, напротив, вы, чтобы иногда передохнуть, вынуждены тормозить безудержное воображение.
— Нет, воображение я не торможу. Если возникает идея — стараюсь ее реализовать. Хотя бы на уровне эскиза.
— Сколько у вас картин?
— Никогда не считал.
— Холст, акрил , темпера , лак. Ничего необычного.
— Что вы думаете о тех, кто покупает ваши картины? Случались у вас удивительные клиенты? Ну, может, человек прежде старых голландцев или Сурикова с Поленовым коллекционировал, а потом на вас переключился…
— Нет, такого не может быть. Тому, кто любит малых голландцев, мое творчество покажется тупой мазней без смысла и красоты. Их уж покупать он это не станет.
— Насколько успешно монетизируются ваши талант и остроумие? Вас не огорчает тот факт, что поклонников у вас много больше, чем покупателей? Все-таки ваши герои такие демократичные с виду, что ценитель вашего творчества легко может удовлетвориться постером, а то и сам распечатает картину на принтере, вместо того чтобы грезить о подлинном полотне и откладывать на оригинал по копеечке с зарплаты. Он по простоте душевной может вообще решить, что это прикол, а не искусство.
— Да пусть думают что хотят, лишь бы им было хорошо. Нравится картинка, скопировал он ее себе в телефон, распечатал на принтере — и слава богу. Но когда он потом видит картину «живьем», то понимает что это куда круче.
Насчет монетизируются пожалуй промолчу.
— Если это не коммерческая тайна — сколько стоила самая дорогая ваша работа?
— Два мешка риса, омытных слезами краснодарских девственниц. Это не я придумал. Мне однажды это за картину предложили.
— Как же не стремлюсь? Я как и все такие творческие — тщеславный и самовлюбленный. Величие моя цель. Слава и богатство.
А сопровождают надписями, потому что уж часто мои картинки трактуют в дикой форме. В принципе это дело зрителя. Но получается, что меня делают соавтором чего-то такого, к чему я отношения не имею и иметь не хочу. В наше время, когда у многих в мозгах горит огонь политической породы, котлы кипят и идет из ушей пар, то ограждать себя от агрессивных сумасшедших просто необходимо.
Короче говоря, не люблю, когда моими картинками иллюстрируют статьи политической тематики. И подписи для того, чтобы сузить пространство для интернета.
— Так вот — чур, не беситься! — к чему вы это все рисуете, зачем, что хотите своими работами сказать?
— Там все написано. На картинах. Все конкретно. Без намека на обобщение. Если на картине бабушка с топором — то это бабушка с топором. А не символ или образ народа, эпохи или чего-то такого. Хотя, люди все равно видят там что угодно. Ничего не поделаешь.
— Поговорим наконец о важном. Котики. Каким образом они захватили искусство, интернет, мир? У вас есть версия?
— Они красивые потому что. Не знаю. Потому что я очень стараюсь рисовать что-то клевое. Да и потом, котиков у меня не так и много в процентном соотношении. Просто люди любят котиков и видят только их. Ну, еще видят всякую политику.
— А у вас есть кот? Позирует?
— Нет, кота у меня нет. Есть собака. Пес. Не позирует.
— Это делают многие. Почти все мультипликаторы. Зеркало — это для удобства. У меня же нет моделей, натурщиков. И где их взять не знаю. Читал объявления в Ярославле, никто таких услуг не предлагает.
— Расскажите о предстоящей выставке. Как отбирали работы для нее?
— Отбирал по простому принципу — отвез все, что есть на данный момент.
Выставка картин Васи Ложкина будет работать с 23 декабря по 11 января в Центральном доме художника (Москва, Крымский вал, 10).
Открытие выставки — 23-го декабря в 17 часов.
vasya-lozhkin.ru