войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Курсистка Анна Дитерихс. Что судьбу хранило

Анна Дитерихс, в замужестве Черткова, увековечена на двух картинах, которые уже давно считаются хрестоматийными, а также на менее известных полотнах и рисунках. Кто же эта женщина и какой была ее судьба?
Курсистка Анна Дитерихс. Что судьбу хранило

Анна-Галя. Происхождение

Анна была отпрыском знатного дворянского рода, ведущего свое начало от рыцарей Дитерихсов из Моравии. Несколько поколений ее предков верой и правдой служили российскому престолу. Отец Анны Константин Дитерихс — военачальник, генерал от инфантерии, герой Кавказской войны. Дед по материнской линии Осип Мусницкий также был военным, дослужился до чина генерала и тоже воевал на Кавказе. Кстати, именно дед Осип Осипович дал Анне домашнее имя Галя, и впоследствии многие близкие называли ее именно так.

У Константина Дитерихса и его жены Ольги было девять детей. Самый заметный след в истории оставили младшие братья Анны — Владимир (контр-адмирал) и Михаил. Последний — военачальник, участник русско-японской и первой мировой войн — стал затем одним из руководителей Белого движения. Он командовал Сибирской армией, Восточным фронтом, был начальником штаба Колчака.
Чета Дитерихсов с родственниками и детьми. 1870. Источник — wikimedia
Чета Дитерихсов с родственниками и детьми. 1870. Источник — wikimedia
Анна была вторым ребенком в семье и старшей из дочерей. Родилась она в 1859 году в Киеве. О том, каким было ее детство, известно из первых уст: в 1911-м были изданы воспоминания Анны Чертковой (до замужества — Дитерихс).
«Как это ни странно — с самого детства меня неприятно раздражали яркие цвета в платьях. Эта антипатия к ярким цветам у меня осталась на всю жизнь». Такая же неприязнь — до конца жизни — осталась к зеркалам".

Старший брат Анны, Леонид, был ребенком хилым и пугливым. Отец нередко говорил при детях: «Если бы Галя была мальчиком, у меня был бы славный старший сын».
«Вероятно это и было причиной того, что я с ранних лет помню в себе желание стать мальчиком», — вспоминала Анна Константиновна. Она описывает, как в пять лет с завистью смотрела на одежду братьев, некоторое время носила мальчиковую рубашку, а однажды стала топтать ногами розовое платьице и кринолин, в которые ее собирались одеть.
Анна Дитерихс. 1876. Киев. Источник

«Я не могу представить себе ни одного дня из моей ранней жизни

Анна Дитерихс. 1876. Киев. Источник

«Я не могу представить себе ни одного дня из моей ранней жизни без пения… Мне кажется, я не ошибаюсь, если скажу, что первую песню я выучилась петь, когда мне было всего полтора года». Впоследствии Анна довольно серьезно занималась музыкой и прекрасно пела.
Что касается изобразительного искусства, то отец семьи сам в молодости рисовал (прежде всего — своих любимых лошадей и пейзажи Кавказа) и затем поощрял в детях любовь к рисованию, но при этом почему-то экономил на бумаге, карандашах и красках. Кстати, его старший сын Леонид стал впоследствии художником.

Анна пишет о себе как о ребенке «нрава тихого, молчаливого, даже застенчивого (недаром меня звали иногда букой)». Когда началось домашнее обучение, девочка «была очень усидчива и постоянна в занятиях».

Курсистка

Анна Дитерихс известна, прежде всего, как девушка, с которой Николай Ярошенко написал свою «Курсистку». Однако первым Дитерихс-курсистку запечатлел не он, а другой передвижник — Григорий Мясоедов.
Григорий Мясоедов. Портрет Анны Чертковой. 1881. Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». Источни
Григорий Мясоедов. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Анны Чертковой. 1881. Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». Источник — wikimedia
Эта работа именуется портретом Анны Чертковой, хотя в 1881 году девушка еще не носила эту фамилию и даже не была знакома с будущим мужем. На картине кисти Мясоедова Анне немногим за двадцать, она — бестужевка (в 1878-м Дитерихс поступила на словесное отделение Бестужевских курсов, а затем перевелась на естественное).
Если Григорий Мясоедов написал лишь Анну Черткову-Дитерихс, миловидную темноглазую девушку, то Николай Ярошенко через два года создал собирательный образ курсистки, хотя и сохранил в нем внешнее сходство с Анной.
Картина была представлена на XI передвижной выставке и наделала много шуму. По сохранившимся отзывам современников можно понять, как общество в целом относилось к женщинам, получающим высшее образование, и что переживала реальная бестужевка Анна Дитерихс. В то время далеко не все видели в слушательницах высших курсов прогрессивных женщин. Для многих «курсистка» звучало почти как «куртизанка».

"Полюбуйтесь же на нее, — писал Петр Цитович, профессор Новороссийского университета: — мужская шляпа, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперед, в мутных глазах всё: бесцельность, усталость, злоба, ненависть, какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня — что это такое? По наружному виду — какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина. Она остригла волосы, и не напрасно: ее мать так метила своих Гапок и Палашек «за грех»"…
К слову, автор картины Николай Ярошенко тоже женился на «курсистке» — Марии Невротиной, слушательнице Бестужевских курсов.
Анна Дитерихс. 1883. Источник 

По утверждению Анны Чертковой, диплом об окончании Бестужевских курс

Анна Дитерихс. 1883. Источник

По утверждению Анны Чертковой, диплом об окончании Бестужевских курсов она так и не получила, потому что тяжело заболела накануне экзаменов.

Интересно, что много лет спустя, в 1904-м, Григорий Мясоедов, как и Ярошенко, напишет картину «Курсистка», но позировать ему будет спутница его последних лет Татьяна Васильева, и вообще — это совсем другая история.

Анна, Владимир и Лев Николаевич

В 1885 году Анна Дитерихс пришла работать в издательство «Посредник», созданное по замыслу Льва Толстого для печати доступных по цене художественных и нравоучительных книг. В издательстве Анна стала и редактором, и корректором, и секретарем.
Одним из основателей «Посредника» был Владимир Чертков. За несколько лет до этого он, молодой гвардейский офицер, гуляка и картежник, вдруг проникся евангельскими истинами, оставил военную службу и занялся благотворительностью. Затем он познакомился с Толстым и со временем стал одним из его ближайших друзей и помощников, по мнению многих современников — самым влиятельным человеком в окружении писателя.
Иван Крамской. Портрет Владимира Черткова. 1881. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва. Источн
Иван Крамской. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Владимира Черткова. 1881. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва. Источник — wikimedia
В «Посреднике» Анна Дитерихс близко познакомилась с Чертковым и в 1886 году они поженились. Толстой одобрил их союз и писал молодым: «Люблю вас и радуюсь на вас». Вскоре после свадьбы в письме Льву Николаевичу Владимир Чертков признается, что «чувствует полное единение со своей женою, становится с нею лучше и идет вперед успешнее, чем без нее».
Историк литературы Альфред Бем вспоминал: «Так странно непохожи были Чертковы друг на друга! Их многолетняя семейная близость свидетельствовала о том, что в В.Г. Черткове были черты, которые он прятал от других и которые невольно прорывались в присутствии Анны Константиновны».
Однако, при всей непохожести Анны и Владимира, их брак превратился в союз единомышленников. Оба они стали убежденными толстовцами, вместе занимались просветительской и правозащитной деятельностью.

Недуги. «В теплых краях»

Чертковы вращались в обществе прогрессивных писателей, поэтов, художников, и все, кто упоминал их семью в дневниках или мемуарах, писали о том, что Анна Константиновна — женщина хрупкая, физически слабая и болезненная.
Сама Черткова откровенно рассказала о своих недугах в статье «Как я стала вегетарианкой» для киевского издания «Вегетарианское обозрение» (1913 г.). Она писала, что к шестнадцати годам перенесла брюшной тиф, после чего страдала «хроническим желудочно-кишечным катаром», из-за этого временами сидела на скудной диете и была истощена. При этом впоследствии, под влиянием Толстого, она стала вегетарианкой, и сначала «очень страдала прямо-таки от голодания и усилившегося малокровия и очень, очень медленно привыкала к вегетарианскому режиму». Впрочем, она утверждала, что после отказа от животной пищи ее навсегда покинули «желчные припадки», а желудочные боли ослабли.

В 1887 году у Чертковых родилась дочь Ольга, а в 1889-м — сын Владимир. Вскоре после его рождения Оля умерла от дизентерии.
Николай Ярошенко. Портрет Оли Чертковой. 1890-е. Источник

Для матери это стало тяжелым потрясением.

Николай Ярошенко. Портрет Оли Чертковой. 1890-е. Источник

Для матери это стало тяжелым потрясением. Анна заболела и неделями находилась в постели. Чтобы укрепить ее здоровье, Чертковы уехали на Кавказ. Там они гостили в Кисловодске у давнего знакомого Анны — художника Николая Ярошенко на его даче «Белая вилла».

Николай Ярошенко. Дружеский шарж на семью В.Г. Черткова. Музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко. Исто
Николай Ярошенко. Дружеский шарж на семью В.Г. Черткова. Музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко. Источник
Николай Ярошенко. Анна Черткова на балконе. Музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко. Источник
Николай Ярошенко. Анна Черткова на балконе. Музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко. Источник
Николай Ярошенко. Портрет Владимира Черткова. Музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко. Источник
Николай Ярошенко. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Владимира Черткова. Музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко. Источник
В 1890-м на «Белой вилле» Ярошенко пишет картину «В теплых краях». Немощное состояние модели было очень близко ему самому — художник страдал от туберкулеза. Позже он писал Чертковой: «Месяца полтора представлял из себя почти неподвижное и ни на что не пригодное тело, мог только лежать или сидеть в кресле, в подушках… как Вы на той картине, что я с Вас писал».
Секретарь Толстого Валентин Булгаков в своих мемуарах так отзывался о картине: «Тут хороша высунувшаяся из-под шали и протянутая по ручке кресла рука. Анну Константиновну можно узнать по одной только этой руке… Но и лицо очень похоже… Сходство лица, однако, уже по окончании картины сознательно уменьшено было художником по просьбе Анны Константиновны и ее родных — ввиду того, что картина должна была пойти на большую петербургскую выставку». Между прочим, тот же Булгаков писал о болезни Чертковой: «на 90% она выдуманная».

Картина «В теплых краях» экспонировалась на XIX выставке передвижников и получила высокую оценку критиков. Илья Репин писал: «Здесь на выставке изображение Анны Константиновны выздоравливающей очень мне понравилось. Выразительно и тонко написано. Прекрасная вещь». Впрочем, многие видели в картине изображение женщины умирающей.

  • Владимир Чертков. Набросок портрета Анны Чертковой. 1890-е. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва
  • Владимир Чертков. Николай Ярошенко за работой над картиной "В теплых краях". 1890. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва

Часть народной души

Молодой художник Михаил Нестеров не считал себя портретистом и в переписке с друзьями не раз с сарказмом замечал: «Ну какой я портретист!». Он писал своих родных и знакомых, но все эти работы называл лишь этюдами, и действительно — впоследствии использовал их как этюды для сюжетных картин.
В 1890-м Нестеров гостил одновременно с Чертковыми на «Белой вилле» и написал два портрета Анны Чертковой, а также портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
ее мужа.
  • Михаил Нестеров. Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    Анны Чертковой. 1890. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва
  • Михаил Нестеров. Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    Владимира Черткова. 1890. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва
В 1914−16 гг. Михаил Нестеров пишет масштабное полотно «На Руси. Душа народа». На нем среди множества безымянных образов присутствуют и узнаваемые реальные персонажи, например, Лев Толстой, Федор Достоевский и Владимир Соловьев, а за спиной у сестры милосердия видно лицо Анны Чертковой.
В 1894 году на Владимира Черткова в жандармском управлении завели дело — «за распространение лжеучения графа Толстого». Позже Чертков занялся защитой последователей различных религиозных течений (молокан, духоборов и др.), которые подвергались жестоким гонениям. За это Черткова выслали из России. Вместе с семьей он уехал в Англию и там основал издательство «Свободное слово», где его жена вновь выполняла множество работ, от редакторской до секретарской. Кроме того, еще в начале 1890-х Анна Константиновна занялась литературным трудом — писала заметки для журналов, рассказы и повести для детей, составила «Практический учебник английского языка, предназначенный для русских поселенцев в Америке». Воплотились и ее музыкальные таланты: Анна Черткова выпустила несколько сборников религиозных песнопений русских сектантов с текстами и нотами, а также сама писала песни духовного содержания.
  • Михаил Нестеров. Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    Анны Чертковой. 1890. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва
  • Михаил Нестеров. На Руси. Душа народа (фрагмент). 1914-1916. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Анна Черткова была, безусловно, неординарной личностью. Валентин Булгаков отмечал ее «сердечность, скромность, чуткость, внимательное сочувствие к интересам, горестям и нуждам ближних, душевное гостеприимство, живое любопытство ко всему», он хвалил ее вокальные данные — писал, что у нее «густой, красивый тембр и хорошо поставленный контральто». Однако Булгаков считал, что Анна слабовольна и «запугана жизнью и мужем». В любой ситуации она поддерживала и оправдывала Владимира Черткова — по мнению многих, человека очень тяжелого. Михаил Нестеров также писал, что Анна Константиновна подавлена «тупой волей» супруга.
Анна и Владимир Чертковы (справа) с дочерьми Льва Толстого. Ясная Поляна. 1908-1910. Источник - wiki
Анна и Владимир Чертковы (справа) с дочерьми Льва Толстого. Ясная Поляна. 1908-1910. Источник - wikimedia
Анна и Владимир Чертковы. Источник
Анна и Владимир Чертковы. Источник
Анна Черткова. Фото из книги "Из моего детства. Воспоминания А.К. Чертковой" 1911 года издания. Исто
Анна Черткова. Фото из книги "Из моего детства. Воспоминания А.К. Чертковой" 1911 года издания. Источник - wikimedia
…После одиннадцати лет жизни в Англии Чертковы вернулись на родину, где их ждало множество невзгод. Они конфликтовали с женой и детьми Льва Толстого (Владимира Черткова обвиняли в неограниченном и негативном влиянии на писателя). Сын Чертковых был лишен дворянства и прав на наследство, потому что не был крещен. Вскоре он женился на неграмотной крестьянке, и Анна Константиновна тяжело переживала этот союз.
После революции новая власть решила выпустить полное собрание сочинений Льва Толстого, и Владимир Чертков стал главным редактором этого издания. Анна Константиновна писала мемуары о своих встречах со Львом Николаевичем, готовила к печати его переписку. Тень великого писателя хранила его друзей.

Анна Черткова скончалась в Москве в 1927 году. Ей было 68. Владимир Чертков пережил жену на девять лет и был похоронен рядом с ней на Введенском кладбище.