Пройдет время, и историки будут писать исследования на тему «Как благодаря коронавирусу в цифровом искусстве произошла революция». Лишенные возможности путешествовать, а иногда и просто выходить из дома, мы смотрим в Сети постановки лучших театров, слушаем концерты и любуемся сокровищами самых известных музеев мира. Но рост объема арт-контента в Интернете — лишь внешняя сторона медали. Процессы, происходящие на грани искусства и IT, гораздо глубже. Появляются новые цифровые инструменты, благодаря которым в живописи, музыке и театре возникают совершенно новые направления: зрители уже не пассивны. Они взаимодействуют и даже управляют происходящим одновременно в виртуальном и реальном мире. Исследуем одно из них вместе с Чеховым и Барышниковым на платформе .ART — грядут интересные новинки.
Чехов – актуальный и виртуальный
«Нужны новые формы», — говорил Треплев в чеховской «Чайке», и вряд ли сегодня можно сказать о театре что-то более актуальное. В тот момент, когда пандемия заставила выключить софиты и опустить театральные занавесы во всем мире, жизненно необходимые новые формы были найдены — в виртуальном пространстве. Признанным новатором в этой сфере стал режиссер Игорь Голяк. Еще в 2009-м он основал в Бостоне театр Arlekin Players. В 2020-м театр стал известным во всем мире благодаря своему спектаклю State vs. Natasha Banina. Эта экспериментальная постановка в прямом эфире (ZOOM) стала «Выбором критиков» газеты The New York Times. В том же 2020-м Игорь Голяк и Arlekin Players при поддержке доменной зоны .ART основали лабораторию виртуального театра Zero Gravity (zero-G — Невесомость).Доменная зона .ART спонсирует инновации в индустриях искусства и технологий, участвует в организации фестивалей, конкурсов и арт-проектов во всем мире. .ART защищает цифровую идентичность тех, кто занимается любыми видами творчества.
То, что предлагает зрителям Zero Gravity, — это некий симбиоз театра, кинематографа и компьютерной игры. Ярким примером такого микса стал следующий проект Игоря Голяка — спектакль ChekhovOS/an experimental game/ по мотивам «Вишневого сада».
Команда Arlekin Players погружает зрителей в воображаемую операционную систему на компьютере Чехова, отсюда и название спектакля ChekhovOS — «чеховская операционная система» (по аналогии с iOS). «Зрителей и актеров физически окутывает чеховская вселенная, всеобъемлющая иммерсивная среда, отражающая мировоззрение писателя, и внутри этого мира актеры рассказывают нашу современную человеческую историю потерь, горя и стремления к счастью», — говорит Игорь Голяк.
Команда Arlekin Players погружает зрителей в воображаемую операционную систему на компьютере Чехова, отсюда и название спектакля ChekhovOS — «чеховская операционная система» (по аналогии с iOS). «Зрителей и актеров физически окутывает чеховская вселенная, всеобъемлющая иммерсивная среда, отражающая мировоззрение писателя, и внутри этого мира актеры рассказывают нашу современную человеческую историю потерь, горя и стремления к счастью», — говорит Игорь Голяк.
Актеры Arlekin’s Zero Gravity Lab в постановке ChekhovOS/an experimental game/
Над этим проектом, кроме режиссера и актеров, около года работала международная группа дизайнеров и технических инженеров. В результате был создан онлайн-перформанс, в ходе которого аудитория может взаимодействовать с актерами и, по сути, решать судьбу чеховских героев. На видео снята только часть сцен, а основное действие спектакля разыгрывается вживую.
Роль самого Чехова в проекте исполнил Михаил Барышников.
Роль самого Чехова в проекте исполнил Михаил Барышников.
Главным спонсором этой интерактивной постановки и «двигателем» развития виртуального театра является доменная зона .ART. «Arlekin Players, несомненно, стал пионером в использовании IT в исполнительском искусстве, и мы гордимся тем, что работаем с этим театром и являемся частью этого нового движения», — говорит основатель .ART Ульви Касимов.
Искусство без границ
Проект Zero Gravity представлен в виртуальном павильоне .ART на платформе VR-All-Art в рамках фестиваля Ars Electronica.На этой платформе можно делать цифровые копии своих произведений искусства, хранить их в базе данных и продавать, зарегистрировавшись на безопасном блокчейне. Платформа VR-All-Art позволяет устраивать выставки в безграничном виртуальном пространстве. Аудиторией художника становится весь мир, произведения доступны зрителям в любое время.
Остается добавить, что Ars Electronica — один из важнейших мировых фестивалей современного искусства с многолетней историей. Ежегодно на этой уникальной площадке демонстрируются лучшие мировые достижения в сфере сетевого и интерактивного искусства, музыки, анимации, компьютерной графики и не только.
Новый театральный онлайн-сезон
Сегодня .Арт объявляет о начале второго сезона сотрудничества с лабораторией виртуального театра zero-G. Совсем скоро поклонники новейшего театрального искусства смогут увидеть проект Witness.Постановка посвящена трагическому рейсу корабля «Сент-Луис», на котором в 1939 году около девятисот немецких евреев пытались добраться до Америки, спасаясь от Холокоста. Как и ChekhovOS, постановка Witness — интерактивная, она находится на стыке документального театра, кино и компьютерной графики.
Следующая премьера, которая ждет зрителей в сезоне 2021−2022, — это постановка приглашенного режиссера Эллиота Нортона Дэвида Р. Гэммонса под названием Confession. Автора спектакля вдохновили работы французских писателей ХХ века Артюра Адамова и Антонена Арто (последний был также художником, актером и режиссером).
Фантастические горизонты
Ярким событием грядущей театральной зимы обещает быть Международный фестиваль виртуального театра, участниками которого станут талантливые студенты со всего мира. Спонсором этого фестиваля также является .ART.Мероприятие пройдет на сайте zerogravity.art и будет транслироваться в прямом эфире в конце января 2022 года.
«Этот фестиваль способствует развитию новых талантов, их творческому сотрудничеству и открывает для современного театра фантастические горизонты», — говорит основатель .ART Ульви Касимов.